Новости Москвы и Московской области

Сохраняя исторический облик: как Москва следит за состоянием памятников старины

Среди зданий — объектов культурного наследия, которые были приведены в порядок за последние годы, — доходный дом с чайным магазином торгового дома «Д. и А. Расторгуевы», палаты Федоровых — Плохово конца XVII–XIX веков, фасад и сводчатые перекрытия главного дома с флигелем городской усадьбы Р.Р. Кошелева — С.А. Мальцева и домовой церкви Усачевско-Чернявского училища.

В Москве реализуется масштабная реставрационная программа, беспрецедентная не только по своим объемам, но и по качеству работ. Она начала действовать в 2011 году, и благодаря ей за последние 14 лет отреставрировано свыше 2,3 тысячи объектов культурного наследия. Ежегодно работы завершаются более чем на 150 памятниках истории и культуры. Охрана культурного наследия в Москве имеет четко выстроенную систему, поэтому с 2011 года в городе есть постоянная положительная динамика во всей реставрационной отрасли. Российская столица остается одним из мировых лидеров по темпам и качеству реставрации памятников истории и культуры. Главная цель программы — сберечь и дать новую жизнь всем объектам города, которые обладают настоящей исторической и архитектурной ценностью.

Реставрация памятника всегда сложна и многоэтапна. В зависимости от состояния и размеров здания или сооружения она может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Специалисты работают над тем, чтобы вернуть и сохранить исторический облик объекта культурного наследия, тот, который был изначально задуман автором проекта на момент возведения строения — 100, 200, 300 лет назад — или же сформирован на каком-то этапе его эксплуатации. В этом заключается главное отличие реставрационных работ от обычного ремонта, задача которого — поддержать текущее состояние здания.

Все стадии реставрации

Каждая реставрация памятника архитектуры начинается с его первичного обследования. Для этого столичный Департамент культурного наследия (Мосгорнаследие) выдает задание на проведение работ по сохранению, а затем дает разрешение на научно-исследовательские и изыскательские работы. Они включают в себя изучение всевозможных архивных и справочных материалов, позволяющих получить информацию о строительстве и эксплуатации здания в разные временные периоды. Этим занимаются историки и искусствоведы.

Одновременно архитекторы и реставраторы проводят натурное исследование объекта. Они выезжают на место и изучают инженерные и конструктивные особенности здания, делают архитектурные обмеры и зондажи (пробные раскрытия слоев штукатурки), копают шурфы (глубокие ямы вдоль фундамента), берут пробы исторических материалов, из которых выполнены, например, какие-то элементы декора, и так далее.

Результаты полученных историко-архивных и инженерно-технологических исследований становятся отправной точкой для подготовки проекта реставрации и приспособления памятника архитектуры. Он представляет собой свод методических рекомендаций по проведению работ. В нем содержится эскиз объекта, пояснительная записка с перечнем и обоснованием всех архитектурных, конструктивных и объемно-пространственных решений, необходимых для воссоздания памятника. В проекте подробно описаны этапы реставрации, а также указаны методические решения по реставрации объекта. Важной его частью является план приспособления исторического здания под современные нужды. Например, для размещения в нем кафе, библиотеки, музея, какого-нибудь общественного пространства и так далее.

После этого проектную документацию внимательно изучают и согласовывают специалисты Мосгорнаследия. На следующем этапе определяется подрядчик, который непосредственно займется реализацией проекта. Разрешение на проведение реставрационных работ может получить организация, имеющая соответствующую лицензию на этот вид деятельности. Вне зависимости от того, кому принадлежит памятник, город на всех этапах ведет контроль. Сотрудники ведомства регулярно выезжают на объекты и пристально следят за качеством производственных работ и их соответствием проекту.

В Москве работают два крупных профессиональных объединения реставраторов. Это общероссийская общественная организация «Союз реставраторов России» и некоммерческое партнерство «Российская ассоциация реставраторов». В них состоят научно-исследовательские и проектные организации, а также реставрационные фирмы и индивидуальные архитекторы и реставраторы, которых привлекают для каких-то узкоспециальных работ. Например, есть реставраторы монументальной живописи, специалисты по лепному декору, мастера по позолоте и другие.

Завершающим этапом каждой реставрации является предоставление научно-реставрационного отчета на согласование в Мосгорнаследие и последующая государственная приемка работ.

Как мониторинг и контроль спасают памятники

В Москве существует налаженная система регулярного мониторинга объектов культурного наследия и контроля за проводимыми работами, которая позволяет своевременно предпринимать необходимые меры по сохранению памятников истории и культуры.

Только с начала 2025 года Мосгорнаследие провело более 1800 контрольно-надзорных мероприятий. По их итогам выдано свыше 600 предписаний об устранении нарушений требований законодательства, возбуждено 133 дела об административном правонарушении, назначены административные штрафы на общую сумму около 10 миллионов рублей. Кроме того, Департамент объявил более 200 предостережений о недопустимости нарушения законодательства в области охраны объектов культурного наследия. Благодаря контрольно-надзорной деятельности Мосгорнаследия столичным памятникам архитектуры возвращают исторический облик. В числе примеров последних лет — доходный дом с чайным магазином торгового дома «Д. и А. Расторгуевы», палаты Федоровых — Плохово конца XVII–XIX веков и главный дом с флигелем городской усадьбы Р.Р. Кошелева — С.А. Мальцева.

Доходный дом с чайным магазином торгового дома «Д. и А. Расторгуевы» расположен в самом центре Москвы на одной из оживленных улиц — Солянке (дом 7, строение 1). Долгое время он находился в плохом состоянии. Многие москвичи помнят, что здание было закрыто строительной сеткой, его фасад разрушался, а лепной декор и уникальные скульптуры атлантов, благодаря которым горожанам здание известно как дом с атлантами, требовали особого внимания реставраторов. Звучали опасения, что здание может быть безвозвратно потеряно. На протяжении нескольких лет (в 2000-е годы) предпринимались попытки оспорить его охранный статус в судах, но в этом было отказано. Мосгорнаследие добивалось реставрации исторического здания, было возбуждено административное дело из-за бездействия собственника. Памятник архитектуры выставили на торги, в ходе которых он обрел нового владельца, который начал необходимые работы.

Здание имеет очень интересную историю. Знаменитый дом с атлантами на Солянке был спроектирован как торгово-жилой объект и принадлежал известному чаеторговцу Алексею Расторгуеву. Его построили в 1882 году по проекту архитектора Василия Карнеева. Первый этаж предназначался для чайного магазина, а два верхних уровня занимали квартиры. Его пышный фасад, украшенный лепниной, стал узнаваемой чертой и своеобразной рекламой торгового дома. Неслучайно четыре скульптуры атлантов, поддерживающие балкон второго этажа, находятся прямо на уровне глаз. Декоративное убранство сразу привлекает к себе внимание.

После Октябрьской революции дом национализировали. Часть здания заняли лаборатории Научно-исследовательского института рентгенологии и радиологии. А бывшие доходные квартиры переоборудовали под коммунальные. В 1911 году в этом доме родился Алексей Ляпунов — известный математик и один из основоположников кибернетики. В здании также жили известные ученые — физик-рентгенолог Петр Лазарев и химик Сергей Наметкин.

Сейчас дом с непростой судьбой полностью отреставрирован. Особое внимание реставраторы уделили лепнине и скульптурам атлантов и даже воссоздали фамильный картуш. После завершения комплексных работ здание вновь украшает исторический район Китай-города и сохраняется для будущих поколений москвичей.

Палаты Федоровых — Плохово конца XVII–XIX веков (Тверской бульвар, дом 17, строение 4) — это одно из старейших зданий на Тверском бульваре. В его основе палаты конца XVII века. Среди владельцев усадьбы были братья Федоровы, занимавшие видные должности при Петре I. А состоятельный майор Казимир Осташевский устроил здесь большой увеселительный сад с прудом, о котором писали Лев Толстой и Михаил Загоскин. Тут собирался артистический кружок, основанный Николаем Рубинштейном, драматургом Александром Островским, князем и писателем Владимиром Одоевским. В усадьбе бывали Петр Чайковский и писатель Алексей Писемский. Здание пережило пожар 1812 года, неоднократно меняло архитектурный облик — от классицизма к барокко и эклектике, а в интерьерах даже сохранились четыре колонны ионического ордера, характерные для стиля ампир. Долгое время дом нуждался в качественной реставрации, а 10 лет назад был признан аварийным и расселен.

Перед началом реставрации дом находился в аварийном состоянии. Фундамент просел, стены накренились, прогнулись перекрытия, а сквозные трещины в кирпичной кладке составляли до четырех сантиметров в ширину. Стены мезонина, сложенные из вертикального бруса, прогнили, некоторые элементы декора были утрачены. Собственник не исполнял предписаний провести работы по сохранению здания. В 2022 году Мосгорнаследие направило в суд иск об изъятии дома. Только после этого по мировому соглашению сторон владелец подготовил проект реставрации и приступил к работам.

На первом этапе были выполнены противоаварийные работы. Специалисты укрепили фундамент, разобрали обветшавшие конструкции кровли и стропильной системы, демонтировали железобетонные лестницы и перегородки. Затем привели в порядок кирпичную кладку, заделали трещины и улучшили несущую способность здания металлокаркасом. В ходе реставрации стены очистили от старой краски и штукатурки, выполнили вычинку кирпичной кладки, вертикальную гидроизоляцию. Отреставрировали сохранившийся и воссоздали утраченный декор, привели в порядок крышу, окна и двери.

Сейчас основные работы завершились. Специалистами Мосгорнаследия и реставраторами проделана колоссальная работа. Ее результат можно видеть уже сейчас — дому возвращен его исторический облик.

Главный дом с флигелем городской усадьбы Р.Р. Кошелева — С.А. Мальцева и домовая церковь Усачевско-Чернявского училища (Зубовская улица, дом 14/2, строение 1) располагаются в самом начале Девичьего поля, исторического района. Это одни из самых старинных зданий в округе. История главного дома усадьбы связана с именем Юрия Нечаева — фабриканта и мецената. В нем он провел свое детство. В советское время здание было надстроено до пяти этажей и приспособлено для проживания командного состава Военной академии имени М.В. Фрунзе.

Долгое время дом находился в аварийном состоянии, фасады были скрыты за строительной сеткой, и здание разрушалось от времени. Сейчас реставрация фасада и сводов дома завершена. Мосгорнаследие контролировало все этапы. По настоянию ведомства был сохранен белый камень и лепной декор, а также возвращен обнаруженный реставраторами первоначальный цвет фасада. Специалисты приняли решение визуально отделить историческую часть от поздних надстроек и пристроек, чтобы можно было отчетливо увидеть наиболее ценные элементы здания, представляющие собой историко-культурную ценность.

Дома с историей: как реставрируют Москву