Символ 2026 года. Где в столице встретить скульптуры колесниц, фонтаны с тройкой и барельефы с лошадьми
Монументальные скульптуры троек и квадриг, мозаики с русскими полководцами верхом на верных конях, барельефы с единорогами, гиппокампами и водяным оборотнем келпи. Образ лошади встречается в Москве на памятниках архитектуры, произведениях искусства и даже в оформлении станций метро. Корреспондент mos.ru пообщался с гидом Марией Антоненко, которая проводит экскурсии по столице, в том числе совместно с Департаментом культурного наследия Москвы. Рассказываем, где увидеть символ 2026 года и как изображали лошадь в разные эпохи.
Верный помощник воина
Лошадь издревле была одним из главных спутников человека. Она помогала преодолевать большие расстояния и возила грузы, была незаменима в хозяйстве и военных походах. Ее ценили высоко: конница была элитой княжеских войск, а за кражу лощади полагалось суровое наказание. В славянской мифологии конь считался священным животным: он объединял стихии огня, воды, земли и воздуха, был связан с культом солнца, выступал в качестве проводника, который направляет человека. А еще он был атрибутом верховных богов, таких как Перун. С приходом христианства почитание лошадей на Руси сохранилось.
Теперь конь воплощал собой помощника: он служил своему господину, который исполнял божественную волю. Яркий образ — Георгий Победоносец, главный герой герба Москвы. Он олицетворяет собой борца с иноземными завоевателями, народного защитника. Всадник в доспехах и голубом плаще, сидя на серебряном коне, поражает золотым копьем черного змея. Эту же сцену мы видим на барельефе, украшающем фасад здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, и на керамическом панно на здании Киевского вокзала. Лошадь была неотъемлемой частью образа и русских князей. Юрий Долгорукий, основатель Москвы, тоже предстает перед нами на Тверской площади верхом на боевом коне
Русские полководцы «приветствуют» москвичей и на «Комсомольской» Кольцевой линии — одной из самых торжественных станций московского метро. Она открылась в 1952 году. Мозаики из смальты на потолке повествуют о сражениях от времен Средневековой Руси до Великой Отечественной войны. Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов восседают на боевых конях.
Выйти из тени всадника. Лошадь как символ власти
XVIII столетие называют веком науки. В России открывают новые учебные заведения, Академию наук, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. В конце столетия в городской архитектуре началась эра классицизма, а особое влияние оказал поздний период (1814-1840-е годы). Оба эти события изменили образ лошади в искусстве.
«Классицизм вернул древние традиции, и архитектура заговорила на античном языке через символизм. Стилю присущи строгие формы и обилие декоративных элементов: щитов, венков, оружия, образов лошадей. Последние вышли из тени всадника. К 1834 году на площади Тверская Застава построили памятник в честь победы русской армии над Наполеоном — Триумфальные ворота. Их венчает колесница, запряженная шестеркой лошадей, которой управляет богиня победы Ника. Кони, как и крылатая возница, олицетворяют военную мощь страны. А с 1856 года на портике Большого театра возвышается бронзовая квадрига Аполлона, удерживающего лошадей мощной рукой. Это символ покровительства искусству, творческого полета. Кроме того, квадриги использовали как аллегорию государственной власти. Вставшие на дыбы лошади отражали энергию, прогресс эпохи, а империя как бы управляла движением, сохраняя порядок. Так в Риме изображали правителей и легионеров», — отметила экскурсовод.
В столице можно найти квадригу и на фасаде здания Московского ипподрома. Это первый в мире рысистый ипподром. Он открылся на территории Ходынского поля в 1834 году. К концу века соорудили первое здание с двумя квадригами, но после пожара 1949-го его пришлось перестроить. Скульптуры удалось сохранить: одну установили по центру фасада, других лошадей расставили по углам здания. Сейчас памятник архитектуры реставрируют, после чего он вновь примет любителей конного спорта.
Московские мастера нередко вдохновлялись мифом о Диоскурах, сыновьях Зевса. Эти близнецы прославились, побеждая врагов и приручая диких лошадей. В 1899 году на Беговой аллее установили две бронзовые скульптуры «Диоскуры, укрощающие коней». Один конь встал на дыбы и пытается вырваться, но юноша уже накрыл его спину попоной. Второй еще взволнован, но подчинен и даже подкован, он следует за молодым человеком. Похожие скульптуры украшают конный двор в усадьбе Кузьминки.
«Диоскуры — тоже своего рода аллегория. Ведь лошадь символизирует еще и огонь, стихию, необузданность. Братья-близнецы выступают в роли разума, который берет под контроль инстинкты», — пояснила Мария Антоненко.
А скульптурный фриз на фасаде Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина иллюстрирует сцену из Олимпийских игр, среди участников которых есть и конь. Спорт и искусство связаны не случайно: в античности верили, что они неразрывны, так как воспитывают тело и дух человека.
Морские кони Посейдона и речные оборотни
Еще в XIX веке в архитектурную моду вошли мифические животные. Сандуновские бани — трехэтажный дворец в стиле бозар — украсили элементы барокко, ренессанса, рококо, готики, классицизма. Над грандиозной аркой вылеплены словно вырывающиеся из фасада гиппокампы, морские кони бога Посейдона. На правом скакуне сидит нереида (нимфа), на левом — сын водного владыки Тритон, который трубит в рог.
Особенно популярным стал единорог. В XVI веке его помещали на печатях Ивана Грозного как символ власти, и спустя столетия эта аналогия сохранилась. К 1814 году построили здание Синодальной типографии, на фасаде которого появились геральдические персонажи: единорог и лев. Также изображения волшебного существа украшали дома купцов. На фасаде доходного дома Константина Лазарева единорог «отдыхает» в арке подъезда с веточкой в зубах. Правда, барельеф добавили на неоготическое здание во время реконструкции в нашем веке, но он ярко иллюстрирует тренды своей эпохи. Есть в столице и барельеф другой фантастической лошади.
«В XIX веке в Москву прибывали из-за рубежа многие купцы, гувернантки, мастера, повара. Они привозили толику своей культуры. Пожалуй, так в нашем городе появился свой келпи — водяной оборотень из кельтской мифологии. Согласно легенде, он заманивает людей у рек и озер и утаскивает их в пучину. На фасаде Центрального дома актера мы видим фантастическое существо с лошадиной головой и крыльями. По своим чертам оно напоминает кельтского водяного духа келпи — мифическую лошадь-оборотня, способную обращаться то в человека, то в коня. В классическом фольклоре келпи бескрылые. Однако встречаются рассказы, где у келпи все же могли быть крылья, и этот персонаж нередко комбинируется с другими мифологическими образами. Поэтому допускается версия, что архитектор творчески переосмыслил образ келпи и показал его сразу в нескольких ипостасях. Это лишь одна из возможных интерпретаций декоративного мотива, а документальных подтверждений замысла автора у нас нет», — отметила гид.
Благородная муза художников
В XX веке архитекторы и скульпторы рассматривают лошадь в разных ипостасях, переосмысливают ее общее с людьми прошлое.
«Во всех культурах лошадь была незаменимым помощником людей — от правителей до крестьян. У ее образа множество граней. Для дворян она даже была показателем престижа: знатные особы гордились чистокровными скакунами, поднимали ими свой статус. Также кони пахали в поле, сопровождали пастухов. Неудивительно, что на барельефах павильона “Казахстан” на ВДНХ вместе с коровами и овцами “шагают” лошади. Степной человек без них бы не справился», — подчеркнула Мария Антоненко.
Сегодня лошадь потеряла былую значимость в обиходе человека — мы передвигаемся на метро, землю пашем при помощи техники. Зато остается популярным конный спорт. В 1953 году у конноспортивной школы в Измайловском парке установили монумент представителю чистокровной верховной породы. В фигуре спокойно стоящего скакуна чувствуются сила и стать. А монументальный фонтан на территории конноспортивного комплекса «Битца» возвели в конце 1970-х к Олимпийским играм. Тройка лошадей несется, их гривы и хвосты развеваются на ветру. Волны под копытами напоминают поток энергии.
А еще лошадь — один из главных артистов цирка. В этом амплуа она предстает на станции метро «Цветной бульвар», открытой в 1988 году. Если приглядеться к витражу в переходном зале, можно различить клоунов Юрия Никулина, Олега Попова и Михаила Румянцева, медведя на велосипеде, канатоходцев, акробатов, слона и всадника на коне.
«На закате XX века и в наше время скульпторов и художников вдохновляет благородная красота лошадей. Фонтан “Времена года” на Манежной площади состоит из четырех фигур вздыбленных скакунов, каждый из которых олицетворяет тот или иной сезон: лето, весну, зиму и осень. Кроме того, лошадь до сих пор занимает особое место в сердцах людей. В ее год мы подбираем декор для дома, составляем праздничное меню таким образом, чтобы угодить ей, надеясь, что она в ответ принесет нам счастье и благополучие», — заключила собеседница mos.ru.