Каждый вложенный в туротрасль Москвы рубль приносит городу более трех рублей
Накануне Всемирного дня туризма эксперты столичного Комитета по туризму и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) проанализировали влияние развития туристической отрасли столиц на другие отрасли экономики. Результаты исследования показали, что данная индустрия обладает высоким мультипликативным эффектом, обеспечивая дополнительное потребление более чем в 40 отраслях. В свою очередь, спрос, сформированный благодаря туризму, способствует созданию рабочих мест. Эксперты также отмечают, что наиболее заметно этот эффект проявляется в Москве. Каждый рубль, вложенный в развитие индустрии гостеприимства, приносит в экономику столицы 3,12 рубля.
Мультипликативный эффект от отрасли туризма у столицы выше, чем в среднем по стране. Мультипликатор валовой добавленной стоимости (ВДС) для совокупной отрасли туризма в России составляет 3,40 — это значит, что рост ВДС в туризме на один миллион рублей приведет к росту ВДС в смежных отраслях на 2,40 миллиона. В Москве же этот показатель составляет 3,85. Мультипликатор занятости по России в целом равен 3,55 (то есть одно рабочее место в отрасли создает 2,55 рабочего места в смежных отраслях), а в столице — 4,30.
Налоговый мультипликатор благодаря вовлеченности в производство отраслей с высоким уровнем налоговой нагрузки (главным образом по НДФЛ, социальным взносам и НДС) достигает 3,00, а в Москве — 3,18.
«Такие высокие показатели объясняются не только ростом турпотока в столицу, но и ростом экономической активности путешественников. Рост конечного спроса на туристические услуги автоматически запускает цепную реакцию в смежных отраслях, усиливая общий экономический мультипликативный эффект. Это подчеркивает, что туризм сегодня высоко интегрирован в финансовую систему города и является ее значимой частью», — рассказала Ольга Нечаева, начальник управления программно-целевого планирования Комитета по туризму города Москвы.
Директор Центра экономической экспертизы ИГМУ НИУ ВШЭ Марсель Салихов отметил, что оценка вклада туризма в экономику осуществляется на основе мультипликативных эффектов, которые количественно выражают, насколько рост выпуска в одной отрасли инициирует рост в смежных секторах экономики. Мультипликатор показывает совокупное изменение валового выпуска, валовой добавленной стоимости, занятости и налоговых поступлений, которое вызвано приростом конечного спроса на туристические услуги. Подобный подход позволяет учитывать прямое влияние (например, рост выручки гостиниц), косвенные эффекты (увеличение заказов строительным компаниям, рост занятости в сфере услуг), а также индуцированные эффекты, связанные с ростом потребительских расходов в результате работы в туристической отрасли.
Эксперты ИГМУ НИУ ВШЭ оценили экономический эффект развития туризма на основании семи отраслевых мультипликаторов для каждого из основных сегментов туристической деятельности: гостиничного сектора, общественного питания, железнодорожного, автомобильного пассажирского и воздушного транспорта, туристических агентств и операторов, а также музеев и учреждений культуры.
«Туристический сектор невозможно рассматривать изолированно, поскольку его развитие влияет своим спросом на продукцию смежных отраслей (недвижимость, общественное питание, транспорт и так далее). Туристический сектор не только выступает непосредственным потребителем ресурсов, но и создает цепочки производственных и потребительских связей, вовлекая в экономический оборот значительное число отраслей-поставщиков», — пояснила директор Центра анализа деятельности органов исполнительной власти ИГМУ НИУ ВШЭ Ляйля Синятуллина.
За последние пять лет в Москве число туристов с доходами в 2–2,5 раза выше среднего уровня заметно увеличилось: если в 2019 году их было 3,4 миллиона, то в 2024-м — уже 5,1 миллиона. Российская столица остается популярным международным направлением для командировок, а также индивидуальных путешествий с культурными и развлекательными целями. Все эти виды поездок связаны с высокими тратами. Время пребывания туристов в столице увеличилось на два дня — пять дней в Москве вместо трех стимулируют дополнительное потребление.
Сегодня расходы внутренних путешественников растут на 15 процентов быстрее инфляции за пять лет — туристы в реальности тратят больше. По сравнению с 2010 годом обороты индустрии и доходы бюджета выросли более чем в 2,8 раза в сопоставимых ценах. Кроме того, с 2019 по 2024 год реальный рост расходов в поездках туристов (на шоппинг, питание, жилье и не только) составил около 11 процентных пунктов (тоже в сопоставимых ценах).
Ольга Нечаева подчеркнула, что оборот туротрасли Москвы увеличивается, опережая темпы инфляции. Это означает, что дело не только в росте цен —туристы действительно стали тратить больше, выбирая более качественные услуги и варианты пребывания.
Столичный Комитет по туризму формирует актуальное информационное поле о динамике развития туризма в Москве. В 2024 году турпоток в мегаполис составил 26 миллионов человек и превысил допандемийные показатели, поступления в городской бюджет оцениваются в 235 миллиардов рублей. Подробную аналитику, посвященную туристической отрасли Москвы, также можно найти на портале «Russpass. Бизнес».