Как событийная программа и поддержка города помогают развитию гостиничной отрасли столицы
Один из важнейших элементов индустрии гостеприимства, влияющий на экономику столицы, — это гостиничный сектор. Всего же поступления в бюджет Москвы от приезжавших в город туристов в 2024 году составили 235 миллиардов рублей, а общий вклад отрасли в столичную экономику — 1,7 триллиона рублей.
Высокие экономические показатели стали возможны в том числе благодаря насыщенной событийной городской программе, которая влияла и на заполненность гостиниц. Так, во время крупных мероприятий и праздников в 2024–2025 годах средняя загрузка московских отелей в категориях от трех до пяти звезд стабильно превышала 90 процентов.
По данным столичного Комитета по туризму, иностранные путешественники — это около 20 процентов загрузки столичных гостиниц. За первые шесть месяцев 2025 года в Москву приехало на 10 процентов больше туристов из стран дальнего зарубежья, чем за аналогичный период 2024-го.
Большинство гостей из стран дальнего зарубежья, примерно 80 процентов, выбирают отели категорий от трех до пяти звезд, при этом лидирует сегмент четырехзвездочных гостиниц. По предварительным оценкам, уровень загрузки столичных гостиниц с тремя и более звездами по итогам летнего сезона достиг 78 процентов.
Существенный вклад в загрузку гостиниц вносят и граждане России. Примерно 50 процентов гостей — это жители Санкт-Петербурга, Ленинградской области и регионов, где расположены города-миллионники: Краснодарского края, Республики Татарстан, а также Нижегородской и Свердловской областей.
Характерной особенностью столицы остается спрос на гостиничные услуги со стороны самих москвичей — на них приходится до 15 процентов загрузки в разные сезоны.
Для поддержания инвестиционной привлекательности и развития гостиничного сектора город предлагает льготы и меры поддержки. Среди них — льготная аренда городских объектов, концессионные соглашения, а также бесплатные консультации, на которых можно получить информацию о порядке согласования размещения новых гостиничных объектов в органах власти.
Эти инструменты и растущие показатели турпотока создают устойчивую базу для дальнейшего расширения гостиничной инфраструктуры. С 2023 года в столице открылось 25 новых отелей, а номерной фонд увеличился на 2408 номеров и 4916 мест. Два исторических здания получили новую жизнь в качестве гостиниц.
Комитет по туризму города Москвы создает устойчивый бренд столицы как важного туристического направления не только в России, но и на международной арене. Чаще всего в столицу приезжают гости из Китая, Индии, стран Содружества Независимых Государств и Ближнего Востока. Для укрепления международных связей столица России организовывает бизнес-миссии, представляет туристический потенциал на отраслевых выставках, создает проекты и события, ориентированные в том числе на зарубежного туриста — например, фестиваль «Китайский Новый год в Москве».