Вторые двери и тепловые барьеры: как столичный транспорт готовят к зиме
Зимой московский транспорт работает в особом режиме: когда на улицах выпадает снег и опускается температура, пассажирам по-прежнему тепло и комфортно в пути. Чтобы так было каждый день, специалисты заранее готовят метро, электробусы, трамваи и круглогодичные электросуда к холодам. Они проверяют исправность всех механизмов, устанавливают вторые двери в вестибюлях станций метро, переводят системы тоннельной вентиляции и климат-контроля на зимний режим работы и выполняют множество других необходимых действий. Подробнее — в материале mos.ru.
Невидимый щит от холода
Чтобы поездки в Московском метрополитене оставались комфортными для пассажиров в любую погоду, подготовка инфраструктуры к зимнему сезону начинается с осени. Постоянную температуру внутри вагонов поддерживают современные системы микроклимата. На станциях эту функцию выполняют тоннельная вентиляция и тепловые барьеры, которые включают с наступлением холодов.
«Подземные станции столичного метрополитена оборудованы воздушно-тепловыми завесами, которые установлены у входа (выхода) в вестибюли, между двойным рядом дверей или над ними. Они подготовлены к работе и включаются по мере необходимости в зависимости от температуры в каждом вестибюле. Поток нагретого воздуха, подаваемый из решеток вентиляционной системы, создает невидимый щит от холода. Он ощущается как теплый ветер. Вместе с обычным отоплением вестибюлей это создает комфортные условия для пассажиров московского метро», — рассказывает начальник лаборатории микроклимата электромеханической службы Московского метрополитена Александр Петухов.
На открытых наземных станциях в зоне турникетов и досмотра вещей работают инфракрасные обогреватели, расположенные на потолке. Они поддерживают нормальную температуру и препятствуют образованию наледи. Уникальной в плане создания комфортного микроклимата считается станция «Потапово», где подаваемый на платформу воздух подогревается или охлаждается в зависимости от уличной температуры.
«Работу метрополитена обеспечивают более 22 тысяч систем тоннельной и местной вентиляции. На каждой станции есть температурные датчики, и эти показания ежедневно передаются в диспетчерский пункт. Важную роль здесь играет тоннельная вентиляция, которая с наступлением холодов переводится на зимний режим. Свежий воздух с улицы подается в перегонные тоннели, где он смешивается с подогретым и поступает на станции, а спустя время, уже отработанный, выводится на поверхность через вентиляционные шахты», — продолжает собеседник mos.ru.
К зимнему сезону готов и клининговый центр Московского метрополитена. Сотрудники обеспечены необходимым инвентарем для уборки снега и наледи у станций, пополнены запасы жидких и твердых реагентов.
«Снежки» готовы к работе
Специалисты столичных транспортных служб позаботились и о пассажирах трамваев: проверили все вагоны, отрегулировали двери и уплотнители, чтобы избежать сквозняков, а крыши оборудовали специальными щитами, не пропускающими холодный воздух. Комфортную температуру в салонах поддерживает система климат-контроля: под сиденьями установлены современные обогреватели, а подачу тепла регулирует водитель. Зимой бесперебойное движение трамваев обеспечивают специальные вагоны под названием «Снежки», оборудованные щетками с электроприводом. Каждую ночь они выходят на линии и очищают их от выпавших сугробов, предотвращая образование наледи на рельсах.
«В депо “Краснопресненское”, которое обслуживает маршруты Северного, Северо-Западного и Северо-Восточного округов столицы, работает шесть таких вагонов. Под давлением воздуха щетки поднимаются и опускаются, а сброшенный на обочину снег забирает специальная машина. Также мы проверяем стрелочные переводы: чтобы металл не замерзал, его посыпают реагентами и поливают маслом с керосином. Кроме “Снежков”, в сильные снегопады ночью по линиям курсируют пустые составы — они предотвращают образование наледи на контактных проводах», — говорит водитель трамвая специального вагона Московского метрополитена Михаил Филатов.
Подготовка «Снежков» к зиме начинается с весны, когда вагоны прибывают в депо на «каникулы», уступая место поливомоечному транспорту.
«Поочередно в спецвагонах снимают компрессоры, проверяют давление, меняют масло, в случае необходимости ремонтируют или заменяют детали, тестируют контактную панель и электропривод, устанавливают новые щетки. Сегодня все “Снежки” уже готовы к работе», — отмечает Михаил Филатов.
В салоне всегда комфортно
К зимнему сезону подготовили также все автобусы и электробусы ГУП «Мосгортранс», которые обслуживают более 700 столичных маршрутов. Специалисты протестировали системы отопления и климат-контроля в салонах, проверили защиту от коррозии, очистили и заменили фильтры.
«Подготовка электробусов к зиме начинается с 1 августа. На сегодняшний день все машины тщательно проверены. Мы испытали системы климат-контроля, оценили уровень охлаждающей жидкости, протестировали работу электродвигателей отопителей салона, очистили от пыли и грязи радиаторы, обработали силиконовой смазкой резиновые уплотнители на дверях, окнах и люках. Эти меры позволят поддерживать в салонах комфортную температуру в морозы», — объясняет инженер по производству сервисной компании Ликинского автобусного завода Игорь Панков.
Для сохранения заряда аккумуляторов в холодный сезон на крышах электробусов установлена система термостатирования. Она не позволяет батареям замерзать. Аккумуляторы на крыше электробусов закрыты пластиковыми панелями и защищены чехлами.
«В преддверии зимы провели сезонное обслуживание зарядных станций: очистили вентиляционные решетки, заменили воздушные фильтры, проверили состояние токовых блоков и систему предотвращения обледенения контактных шин», — отмечает инженер.
Электросудам не страшен лед
В любую погоду к услугам столичных пассажиров — регулярный речной электротранспорт. Благодаря усиленному корпусу суда могут проходить по мелкобитому льду толщиной до 20 сантиметров, а в салонах и на причалах всегда поддерживается комфортная температура.
«Когда Москва-река замерзает, электросуда обеспечивают ледокольным сопровождением. За счет этого они продолжают ходить на всех трех маршрутах. Сегодня инфраструктура, а также электросуда готовы к зиме: проверены системы отопления и вентиляции, работа дверей и аппарелей, протестированы тепловые завесы и системы антиобледенения, установленные на плавучих причалах под водой, — они предотвращают образование льда. Для лучшего обзора в салонах сложили рулонные шторы, которые летом защищали пассажиров от солнца», — рассказывает первый заместитель руководителя ГКУ «Организатор перевозок» Иван Феньков.
Вдоль речных маршрутов установили навигационные буи с усиленным корпусом, которым не страшен лед. В 2025 году перевозку пассажиров осуществляет 30 электросудов. Их экипажи уже прошли инструктаж и получили теплые комплекты форменной одежды.
«Государственный контракт предусматривает регламент уборки и оснащение объектов инфраструктуры зимним инвентарем. В холодный сезон, как и в другое время года, все суда проходят плановый техосмотр и ежедневно проверяются перед выпуском на линию», — напоминает Иван Феньков.