Новости Москвы и Московской области

Уникальный концепт 1967 года: кузов автомобиля «ВНИИТЭ-Макси» пополнил коллекцию Музея транспорта Москвы

Его можно увидеть на выставке Музея транспорта Москвы «Ты выглядишь на все 100!».

В коллекцию Музея транспорта Москвы поступил новый экспонат — кузов автомобиля «ВНИИТЭ-Макси». Его передал коллекционер Владимир Киреев — историк и признанный эксперт в области ретроавтомобилей и автомобильных коллекций, а также член общественного совета Музея транспорта Москвы.

Сейчас машину можно увидеть на выставке «Ты выглядишь на все 100!» в павильоне Музея транспорта Москвы на ВДНХ. Этот автомобиль создан в единственном экземпляре Всероссийским научно-исследовательским институтом технической эстетики (ВНИИТЭ) в 1967 году.

«На выставке Музея транспорта Москвы “Ты выглядишь на все 100!” представлены знаковые концепты дизайна транспортных средств. Среди них кузов автомобиля “ВНИИТЭ-Макси” — уникальной модели минивэна, разработанной в 1967 году Всероссийским научно-исследовательским институтом технической эстетики. После завершения выставки автомобиль станет частью коллекции музея. Сохраняем транспортную историю столицы по поручению Сергея Собянина », — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов. 

В 1960 году выпустили знаменитый ЗАЗ-965 «Запорожец», который в народе прозвали «горбатым». Через семь лет дизайнеры ВНИИТЭ предложили концепт новой малолитражки — такого же размера, c тем же двигателем МеМЗ-965, но в разы просторнее и удобнее. В салоне этой машины был всего один объем, как у минивэна. Внутрь вели большие сдвижные двери, а передние сиденья для посадки и высадки поворачивались, как офисные кресла. Массивная задняя стойка играла роль дуги безопасности при переворачивании и скрывала воздухозаборники, помогающие охлаждать перегревающийся двигатель «Запорожца».

Название «Макси» придумали в противопоставление британской марке малолитражных автомобилей Mini, появившейся в то же время. Оно подчеркивало, что дизайнеры ВНИИТЭ извлекли максимум пользы из относительно небольшой машины. Дизайн автомобиля спроектировали Юрий Долматовский, Владимир Арямов, Лев Кузьмичев, Александр Ольшанецкий и Геннадий Петров. Всего ВНИИТЭ за историю своего существования построил три легковых автомобиля под своей маркой: ВНИИТЭ-ПТ, Иж-ВНИИТЭ и «ВНИИТЭ-Макси».

«Такие масштабные выставки, как “Ты выглядишь на все 100!”, невозможно осуществить без поддержки дружественных транспортных и технических музеев, реставрационных мастерских и, конечно, частных коллекционеров. В этом году мы запустили новый проект “Клуб коллекционеров Музея транспорта Москвы”. Он призван сформировать вокруг музея сообщество энтузиастов и коллекционеров транспорта. Выражаем благодарность Владимиру Кирееву за поддержку музейных инициатив и плодотворное сотрудничество: ранее Владимиром была передана коллекция проездных документов, а сейчас фонды музея пополнил “ВНИИТЭ-Макси”. Мы искренне признательны нашим друзьям и коллегам, благодаря которым посетители могут познакомиться с уникальными транспортными средствами», — добавила Оксана Бондаренко, директор Музея транспорта Москвы.

ВНИИТЭ основали в 1962 году под руководством выдающегося дизайнера Юрия Соловьева. Институт стал главной организацией в области дизайна в СССР. Со временем он разросся, обзавелся 10 филиалами по всей стране и постоянно сотрудничал с сотнями разных предприятий, помогая им разрабатывать или улучшать продукцию. Институт также начал выпускать главное советское издание о дизайне — журнал «Техническая эстетика».

Музей транспорта Москвы продолжает кампанию «Делаем музей вместе», в рамках которой горожане могут поучаствовать в составлении его коллекции. Музей принимает предметы конца XIX — конца XX века выпуска, связанные с историей трамваев, автобусов, метро, такси и автомобилей. Это могут быть объекты городской среды, предметы для навигации и информирования, элементы транспортных средств, а также старые фотографии, открытки, билеты, книги, расписания, униформа сотрудников дорожных служб и многое другое.

Музей транспорта Москвы — это открытое городское пространство и живой исследовательский центр. В фондах музея находится более 250 экземпляров легковых и грузовых автомобилей, такси, автобусов, троллейбусов, машин городских служб, а также вело- и мототехника. Экспонаты коллекции музея можно увидеть на выставках и среди объектов транспортной инфраструктуры города.