Новости Москвы и Московской области

Собянин открыл московский городской вокзал Петровско-Разумовская МЦД-1

Он построен на перегоне между станциями Тимирязевская и Окружная, вблизи пересечения путей МЦД-1 и МЦД-3.

Мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров открыли новый московский городской вокзал Петровско-Разумовская первого Московского центрального диаметра (МЦД-1). Поезда начали останавливаться здесь впервые — ранее такой станции на первом диаметре не было.

«Сегодня открываем важный объект — это московский городской вокзал на МЦД-1, на первом Московском центральном диаметре. Это начало строительства огромного транспортного хаба, который объединит сразу несколько проектов. Будет построена еще одна очередь вокзала. Это вокзал, который будет обслуживать МЦД-3. И третья очередь — это вокзал, который будет обслуживать будущую высокоскоростную магистраль (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург. Причем вторая очередь — МЦД-3 и ВСМ — будут вводиться одновременно, потому что речь идет фактически об одном транспортном коридоре. Таким образом, здесь будут объединены три железнодорожные магистрали и две линии метрополитена. В целом этим вокзалом будут пользоваться фактически сто тысяч пассажиров в сутки. Это будет один из крупнейших транспортных узлов Москвы, он войдет в тройку крупнейших: Три Вокзала, Нижегородская и вот здесь, Петровско-Разумовская», — сказал Мэр Москвы.

Сергей Собянин также отметил, что все работы были выполнены в установленные сроки, и поблагодарил ОАО «Российские железные дороги» за совместную работу.

«В следующем году у нас разворачиваются огромные работы на ВСМ, на других московских вокзалах, так что у нас работы предстоит много. Я надеюсь, что у нас все получится», — добавил он.

Олег Белозеров, в свою очередь, поблагодарил Мэра Москвы и его команду, прежде всего специалистов транспортного комплекса столицы. По его словам, реализация таких важных проектов позволяет выйти на новый уровень качества обслуживания пассажиров. На каждом объекте используются свои уникальные решения. Так, на московском городском вокзале Петровско-Разумовская применены технологии, позволяющие сохранять оптимальный температурный режим, в том числе в холодное время года. Здесь также внедрили инновации, благодаря которым для пассажиров создана комфортная и безопасная среда.

«Здесь, в Москве, как раз факт того, что железная дорога — это транспорт агломерации мегаполиса, точно подтверждается. Приведу несколько цифр. Шесть лет назад, наверное, это не так давно, был запущен первый диаметр — МЦД-1. Сегодня диаметра четыре, и они к настоящему моменту перевезли 1,6 миллиарда пассажиров. Вот такое количество поездок было совершено за этот небольшой промежуток времени. Здесь апробированы самые новые железнодорожные технологии, которые легли в основу ВСМ. И многие города России сейчас тиражируют хороший опыт, взятый здесь, в Москве. Это 18 городов от Калининграда до Южно-Сахалинска», — отметил Олег Белозеров.

Московский городской вокзал Петровско-Разумовская МЦД-1 построили на перегоне между станциями Тимирязевская и Окружная, вблизи пересечения путей МЦД-1 и МЦД-3.

«Это важный этап одной из самых приоритетных транспортных строек города. Вместе с председателем правления ОАО “РЖД” Олегом Белозеровым осмотрели сегодня результаты. Сформирован мощнейший пересадочный узел, объединивший Серпуховско-Тимирязевскую и Люблинско-Дмитровскую линии метро с МЦД-1 и МЦД-3. Меньше пяти минут потребуется, чтобы перейти с вокзала Петровско-Разумовская на одноименные станции метро Серпуховско-Тимирязевской и Люблинско-Дмитровской веток», — написал Сергей Собянин в своем канале в мессенджере МАХ.

Здесь также появилась первая пересадка между МЦД-1 и МЦД-3, которая займет около 10 минут пешком (ее длина — примерно 700 метров).

Кроме того, создали дополнительную безопасную пешеходную связь через железнодорожные пути между районами Тимирязевский (САО) и Марфино (СВАО).

Открытие вокзала улучшило транспортное обслуживание более чем 250 тысяч жителей районов Тимирязевский, Бутырский, Останкинский и Марфино.

Благодаря новому вокзалу пассажиры МЦД-1 и МЦД-3 получили множество новых вариантов поездок по городу и смогут экономить до 25 минут времени в пути. К примеру, от Сколкова до Останкина теперь можно добраться за 45 минут (вместо одного часа 10 минут), а от Долгопрудной до Выхина — за 55 минут (вместо одного часа 20 минут).

Кроме того, открытие нового вокзала также разгрузит ближайшие станции метро: «Тимирязевскую» — на 10 процентов и «Окружную» — на пять процентов.

На новом городском вокзале Петровско-Разумовская МЦД-1 площадью 7,3 тысячи квадратных метров построили 275-метровую островную платформу. Она оборудована навесами во всю длину, защищающими пассажиров от солнца и осадков, а также информационными табло, лавочками и стойками SOS. Также сделали пассажирский конкорс с выходами к метро и улице Комдива Орлова, оснащенный турникетами, кассами, туалетными комнатами и динамической системой навигации.

Безбарьерная среда, включающая эскалаторы и лифты, облегчает пользование городским вокзалом для маломобильных граждан — пожилых, родителей с колясками и людей с ограниченными физическими возможностями, а также пассажиров с велосипедами и самокатами.

Ожидается, что транспортным хабом «Петровско-Разумовская» (включая метро, МЦД-1, МЦД-3, наземный городской пассажирский транспорт) будут пользоваться 65 тысяч пассажиров в сутки.

Следующим этапом станет строительство станции для поездов ВСМ Москва — Санкт-Петербург и московского городского вокзала Петровско-Разумовская МЦД-3. В результате этого поезда МЦД-3 будут останавливаться ближе к МЦД-1 и пересадка между диаметрами будет занимать не более одной минуты, а расстояние сократится в 14 раз — с 700 до 50 метров.

С учетом планов развития вокзала и перспективной застройки прилегающей к нему территории (возведение многофункциональных центров площадью свыше 170 тысяч квадратных метров) к 2030 году пассажиропоток транспортного узла вырастет более чем в 1,5 раза — до 100 тысяч человек в сутки.

Развитие пассажирской инфраструктуры МЦД

В соответствии с планом-графиком развития инфраструктуры Центрального транспортного узла, утвержденным Мэром Москвы Сергеем Собяниным и генеральным директором — председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Белозеровым, в 2025 году были завершены работы по строительству и реконструкции московского городского вокзала (МГВ) Петровско-Разумовская МЦД-1 (платформа № 1 и конкорс, открытые 26 декабря) и МГВ Курская МЦД-2 и МЦД-4 (вторая платформа, тоннель, открытые осенью 2025 года) — с новым центром управления эксплуатацией вокзала и запуском цифровой системы управления.

Кроме того, продолжается строительство и реконструкция:

— МГВ Москва-Сити МЦД-1 и МЦД-4 (три платформы, северный вестибюль, интеграция южного вестибюля с МЦД-4);

— МГВ Серп и Молот МЦД-2 и МЦД-4 (платформы и конкорс, интегрированный с метро);

— МГВ Железнодорожная МЦД-4 (третья и четвертая платформы, северный вестибюль, транзитная галерея со сходами на платформы);

— МГВ Беговая МЦД-1 и МЦД-4 (три платформы и вестибюль, интегрированный с метро);

— МГВ Царицыно МЦД-2 (вестибюль, интегрированный с метро).

Также продолжается ремонт Ленинградского вокзала (здание пассажирского терминала).

Кроме того, в 2025 году было завершено обновление подвижного состава МЦД. В парк поступило 398 современных поездов. Средний возраст вагонов снизился в пять раз (с 2010 года) — с 23 до пяти лет, а доля нового подвижного состава выросла в 20 раз — с пяти до 100 процентов. Таких темпов обновления парка поездов пригородного сообщения не достигали ни в одном мегаполисе мира.

В 2025 году было начато обновление поездов на Ярославском направлении Московской железной дороги (МЖД).

Сегодня на МЦД, Московском центральном кольце (МЦК), а также Павелецком и Ярославском направлениях МЖД работает 88 московских городских вокзалов, в том числе 55 — на МЦД-1, МЦД-2, МЦД-3 и МЦД-4, 31 — на МЦК и два — на Ярославском и Павелецком направлениях (Ростокино и Верхние Котлы).

МЦД: свыше 1,6 миллиарда поездок

За время своей работы Московские центральные диаметры стали неотъемлемой частью рельсового каркаса столичного региона. Это крупнейший инфраструктурный проект, реализованный Правительством Москвы совместно с ОАО «РЖД».

В результате наземное метро соединило Москву и Московскую область, создав между ними надежную транспортную связь. За счет запуска МЦД появились новые маршруты внутри столицы и за ее пределами — между крупными городами Подмосковья. Во многом это стало возможным благодаря внедрению тарифной системы московского транспорта и бесплатной пересадки на метро, МЦК и между диаметрами.

В ноябре этого года исполнилось шесть лет с момента запуска первых двух МЦД.

Сегодня сеть четырех диаметров — это 303 километра и 138 станций (включая Петровско-Разумовскую МЦД-1), в том числе 55 московских городских вокзалов. За годы работы на МЦД выполнено свыше 1,6 миллиарда поездок. Интервал движения поездов составляет пять — семь минут в часы пик.

Ежедневно пассажиры совершают до 1,6 миллиона поездок (МЦД-1 — 325 тысяч, МЦД-2 — 431 тысяча, МЦД-3 — 490 тысяч, МЦД-4 — 327 тысяч), что на 80 процентов больше, чем в 2018 году, до запуска диаметров. Внутри Москвы по МЦД совершается до 500 тысяч поездок в сутки, поток внутригородских поездок со дня запуска вырос почти в шесть раз. Ожидается, что к 2030 году пассажиропоток вырастет до 1,8 миллиона поездок в рабочий день.

МЦД-1 и МЦД-2 кардинально изменили отношение москвичей к железнодорожному транспорту, превратив его из дачного в городской. Сегодня по МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» совершается до 325 тысяч поездок в сутки.

Вокзал Петровско-Разумовская стал 26-й станцией на МЦД-1. Конечные станции этой линии наземного метро протяженностью 52 километра — Одинцово и Лобня.

С МЦД-1 пассажиры могут совершить 23 пересадки на метро, МЦК и другие диаметры. Запуск этого направления улучшил транспортное обслуживание 2,3 миллиона человек — жителей более 20 районов Москвы, а также подмосковных городов — Лобни, Долгопрудного, Одинцова — и других близлежащих населенных пунктов Московской области.

В результате запуска МЦД-1 на северный участок Серпуховско-Тимирязевской, западный участок Арбатско-Покровской, северо-западный участок Таганско-Краснопресненской, а также Филевскую линию метро нагрузка снизилась до 12 процентов. Прилегающие автомагистрали стали свободнее на пять тысяч автомобилей в сутки.

Два года назад были запущены МЦД-3 и МЦД-4. Сегодня по МЦД-3 совершают до 490 тысяч поездок в сутки — это самый популярный из четырех диаметров.

Протяженность МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» — 85 километров. Он включает 39 остановочных пунктов, в том числе построенный в 2024 году новый МГВ Митьково (позже откроют еще два — Малино и Рижскую). Конечными станциями стали Зеленоград — Крюково и Ипподром (в Раменском).

Благодаря открытию МЦД-3 около 3,4 миллиона человек получили наземное метро рядом с домом. Этот диаметр улучшил транспортное обслуживание свыше 20 районов Москвы, включая Вешняки, Нижегородский, Лефортово, Ховрино и Останкинский. Кроме того, центр столицы стал ближе для жителей Зеленограда, подмосковных Химок, Раменского, Люберец и Жуковского.

МЦД-3 также связывает крупнейшие предприятия Московского региона — промышленный кластер Зеленограда, кластер авиастроения в Люберцах и другие.

В результате запуска МЦД за счет перераспределения пассажиропотоков разгрузились (до 15 процентов) участки Люблинско-Дмитровской, Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий московского метро. А нагрузка на вылетные магистрали снизилась до 45 тысяч автомобилей в сутки.