Новости Москвы и Московской области

Сергей Собянин открыл трамвайное движение по проспекту Академика Сахарова

Благодаря запуску новой линии более удобные и быстрые варианты ежедневных поездок получили около 300 тысяч горожан, проживающих и работающих в близлежащих районах.

Сергей Собянин открыл первую в России трамвайную линию без контактной сети на проспекте Академика Сахарова, а также принял участие в запуске нового маршрута № 90 от станции метро «Сокольники» до Павелецкого вокзала, на который вышли односекционные трамваи нового поколения «Львенок-Москва» с автономным ходом.

Чтобы открыть эту линию, был создан новый тип трамваев с автономным ходом, так как рядом нет тяговых подстанций. Такой односекционный трамвай тоже начал ездить по новому маршруту. До конца года, подчеркнул Мэр Москвы, в столице будут ходить и трехсекционные трамваи с автономным ходом, которые позволят проехать по центру города.

До сентября 2025 года проспект Академика Сахарова и улица Маши Порываевой были одними из немногих магистральных улиц Москвы, на которых отсутствовало движение общественного транспорта. Чтобы добраться до нужного места, горожанам приходилось идти 10–12 минут пешком от станций метро или Московских центральных диаметров либо пользоваться такси и личным автотранспортом.

Строительство новой трамвайной линии длиной 2,1 километра от Чистых прудов до площади трех вокзалов позволило организовать на этих улицах новый маршрут общественного транспорта — трамвая № 90.

Новая линия создала прямую удобную связь между участками трамвайной сети на востоке, в центре и на юге столицы, благодаря чему в городе появятся полноценные диаметральные маршруты.

При строительстве применялась современная технология бесшпальной укладки путей без стыков на усиленном монолитном основании. Благодаря специальным виброизолирующим матам трамваи будут двигаться тихо и плавно. Новые пути созданы на обособленном полотне и разметкой отделены от проезжей части, что обеспечит бесперебойное движение трамваев и не создаст помех для автотранспорта.

Впервые в истории трамвайного движения Москвы создан участок без контактной сети. Для движения трамваи будут использовать предусмотренную конструкцией систему автономного хода.

В ходе работ также реконструировали прилегающую улично-дорожную сеть. Работы прошли на 15 улицах и переулках, в том числе на участках Каланчевской и Нижней Красносельской улиц, улицах Малой Лубянке, Большой Спасской, в переулках Архангельском, Бобровом, Гусятниковом, Девяткине, Милютинском, Потаповском, Сверчковом и Фроловом, в Спасском тупике, на Тургеневской площади и площади Мясницкие Ворота.

Там, где это было возможно и необходимо, расширили тротуары. На проезжей части обновили асфальт и нанесли дорожную разметку.

Для улучшения освещения на улицах установили более 300 фонарей с современными энергосберегающими светильниками. Комфорт для пешеходов и пассажиров общественного транспорта создают многочисленные скамейки, урны, велопарковки и навигационные стелы. Осенью на благоустроенных улицах высадят около 200 деревьев-крупномеров и обустроят шесть зеленых островков-рокариев.

В ходе работ оборудовали 20 современных автобусных и трамвайных остановок, в том числе 13 новых. Для удобства пассажиров создали 18 приподнятых посадочных платформ. Специалисты также заменили шесть светофоров.

Автомобильное движение по проспекту Академика Сахарова организовали по трем полосам в каждую сторону.

Трамвайный маршрут № 90 «Метро “Сокольники”» — «Павелецкий вокзал» длиной девять километров соединил четыре железнодорожных вокзала (Ярославский, Ленинградский, Казанский и Павелецкий) и 20 станций рельсового каркаса Москвы, в том числе станции «Сокольники», «Красносельская», «Чистые пруды», «Комсомольская», «Новокузнецкая» и «Третьяковская» Сокольнической, Замоскворецкой, Кольцевой и Калининской линий метро, станции Митьково третьего Московского центрального диаметра, Площадь Трех Вокзалов второго и четвертого Московских центральных диаметров и другие.

На маршруте будут работать около 20 трамваев «Львенок-Москва» с автономным ходом. По проспекту Академика Сахарова они проезжают два километра без подключения к контактной сети — накопление энергии для автономного хода происходит на других участках маршрута. Интервал движения составит около пяти минут.

В результате запуска нового маршрута более удобные и быстрые варианты ежедневных поездок получили около 300 тысяч москвичей, студентов и сотрудников, предприятий, расположенных в соседних районах.

В первую очередь это касается около 40 тысяч сотрудников многочисленных административных и финансовых учреждений, а также бизнес-структур, расположенных в районе проспекта Академика Сахарова (Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, Арбитражный суд Московской области, Центральное таможенное управление, Минсельхоз России, Федеральная антимонопольная служба, Росимущество, Росфинмониторинг, Росгранстрой, Альфа-банк и другие).

Благодаря трамваю № 90 поездки на наземном транспорте от площади трех вокзалов до Павелецкого вокзала стали быстрее, чем на метро. Теперь пассажирам не нужно спускаться в подземные переходы. Это особенно удобно для тех, кто едет транзитом с багажом от площади трех вокзалов до Павелецкого вокзала либо обратно.

Ранее путь от учебного корпуса Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» до площади трех вокзалов занимал 25 минут, из которых 12 минут — пешком до ближайшей станции метро «Курская». Благодаря новому маршруту трамвая время в пути составит 17 минут (на восемь минут меньше) — без лишних пересадок и спуска под землю.

Чтобы доехать от станции метро «Новокузнецкая» до площади трех вокзалов, раньше нужно было спускаться под землю и ехать с пересадкой, а сам путь занимал 26 минут. После создания нового маршрута дорога займет 19 минут — на семь минут меньше.

Ожидается, что ежедневно на маршруте № 90 будет совершаться около 25 тысяч поездок.

Источник: канал Мэра Москвы в мессенджере MAX

Данная технология работы пассажирских трамваев используется в России впервые.

Запас автономного хода составляет более четырех километров, а накопление энергии осуществляется на других участках сети. Въезжая на участок без контактной сети, водитель будет опускать пантограф. Это потребует минимум времени и не повлияет на продолжительность поездки, поскольку все действия происходят во время остановок.

В салоне трамвая есть 41 место для сидения, а всего вагон вмещает более 110 человек.

Для удобства пассажиров предусмотрены системы климат-контроля и адресного открытия дверей с помощью кнопки, мультимедийные экраны и разъемы для зарядки мобильных устройств. Все новые трамваи низкопольные и адаптированы для маломобильных пассажиров, а также людей с детскими колясками, велосипедами и крупногабаритным багажом.

Использование на новом маршруте системы автономного хода позволит сократить количество задержек из-за повреждения инфраструктуры и гарантировать соблюдение графика движения. В перспективе это обеспечит значительную экономию расходов на содержание и ремонт трамвайной сети, в том числе за счет долгого срока службы батарей, установленных на трамваях нового поколения. Немаловажно и то, что линии без контактной сети улучшают эстетическое восприятие городских улиц.

Что умеет «Львенок»: рассказываем о первом беспилотном трамвае РоссииТрамвайную линию на улице Академика Королева продлят до МЦД-3Первая обкатка восстановленной трамвайной линии на Трифоновской улице состоялась в Москве

Одним из важных мероприятий стратегии развития московского транспорта является создание принципиально новых маршрутов — Московских трамвайных диаметров, проходящих через центр и связывающих между собой отдаленные части города. Планируется, что уже в 2025–2026 годах в столице будут действовать два диаметра общей протяженностью около 60 километров, которые свяжут 19 районов.

Строительство новой линии на проспекте Академика Сахарова и улице Маши Порываевой стало первым инфраструктурным этапом создания Московских трамвайных диаметров.

На втором этапе, до конца 2025 года, планируется открыть диаметр Т1 от станции метро «Университет» до Метрогородка (за счет объединения трасс маршрутов № 39 и 13). Длина диаметра составит 27 километров.

На третьем этапе, весной 2026 года, будет запущен диаметр Т2 длиной 33 километра — от станции метро «Чертановская» до «Новогиреева» (за счет объединения трасс маршрутов № 3 и 37).

Ожидается, что этими маршрутами будут пользоваться около 180 тысяч человек в сутки. Интервал движения на каждом из них составит пять минут, а на общем участке по проспекту Академика Сахарова и улице Маши Порываевой — около трех минут. Это будет минимальный среди мегаполисов мира интервал движения на диаметральных городских трамвайных маршрутах.

Пересечение Садового кольца не потребует корректировки существующего режима работы светофоров: трамваи будут проезжать их в текущую фазу, а автомобилисты не почувствуют никаких изменений.

Благодаря новым трамвайным диаметрам более удобные и быстрые варианты ежедневных поездок получат более двух миллионов жителей ЮЗАО, ЮАО, ВАО и ЦАО — время в пути для них сократится в полтора — два раза.

Протяженность трамвайных путей в Москве — около 430 километров, из них 82 процента отделены от автомобильных дорог и находятся на обособленном полотне.

В 2010 году на линиях было всего четыре процента новых трамваев. А сейчас трамвайное сообщение в городе развивается активно, что и отметил Сергей Собянин во время поездки по новому маршруту.

Средний возраст подвижного состава не превышает шесть лет — это лучший показатель не только в России, но и среди мегаполисов мира.

В столице действуют 36 маршрутов (включая новый маршрут № 90), пассажиры которых ежедневно совершают примерно 790 тысяч поездок. По сравнению с 2023-м эта цифра выросла почти на 40 процентов. Среди наиболее популярных маршрутов — № 17 «Медведково» — «Останкино» (свыше 52 тысяч поездок), № 6 «Братцево» — «Метро “Сокол”» (38 тысяч поездок), № 12 «Восточное Измайлово» — «Дубровка» (более 33 тысяч поездок). Планируется, что к 2030 году благодаря запуску Московских трамвайных диаметров этим видом транспорта ежедневно будут пользоваться около 1,2 миллиона пассажиров, что превысит заложенные целевые показатели стратегии развития транспортного комплекса.

С 2010 года средняя скорость движения трамваев выросла на 30 процентов — до 16 километров в час. Это стало возможным благодаря масштабной программе модернизации инфраструктуры, развитию маршрутной сети, обновлению парка, повышению провозной способности, а также обособлению путей и строительству удобных приподнятых платформ на остановках.

В 2024-м открылась двухпутная трамвайная линия на улице Сергия Радонежского длиной свыше 860 метров, что позволило организовать новый маршрут № 2 «3-я Владимирская улица» — «Курский вокзал». Интервал движения — 10 минут. Более удобные и быстрые варианты ежедневных поездок получили примерно 700 тысяч жителей Юго-Восточного, Восточного и Центрального административных округов. В том числе свыше 300 тысяч жителей районов Лефортово, Соколиная Гора и Перово получили прямую транспортную связь с Курским вокзалом.

В апреле этого года после масштабной реконструкции открылось обновленное трамвайное депо имени П.Л. Апакова на улице Шаболовке. Это старейшее действующее предприятие электрического транспорта столицы, существующее с 1909-го. После обновления депо стало современным и инновационным. Теперь оно может обслуживать трамваи нового поколения, которые работают в столице. Вместимость депо — 77 вагонов, включая односекционные и трехсекционные модели.

В сентябре этого года открылась новая линия на проспекте Академика Сахарова длиной 2,1 километра от Комсомольской площади до Чистопрудного бульвара и запущен новый маршрут № 90 от метро «Сокольники» до Павелецкого вокзала.

В планах на ближайшие годы — дальнейшее расширение трамвайной сети Москвы, включая восстановление трамвайной линии на Трифоновской улице до Рижской площади (до конца 2025-го), продление трамвайных линий на шоссе Энтузиастов в район Ивановское и улице Академика Королева до телецентра и станции Московского центрального диаметра Останкино. Новые линии позволят организовать дополнительные трамвайные маршруты и увеличат популярность этого вида транспорта.

Для удобства пассажиров и повышения безопасности остановки трамвайных маршрутов оборудуют приподнятыми посадочными платформами, которые располагаются на одном уровне с входом в трамвай. У них есть пандусы и специальные защитные ограждения, отделяющие их от проезжей части. В городе уже установлено более 430 таких платформ. До конца 2026 года планируется установить еще 150.

В 2025–2026 годах в городской парк поступят 100 современных односекционных трамваев нового поколения — все они придут в депо имени П.Л. Апакова. Это позволит завершить обновление парка. В вагонах будет все необходимое для комфортных поездок: низкий пол, система климат-контроля, мультимедийные экраны, разъемы для зарядки мобильных устройств. Трамваи оборудуют системой автономного хода, они смогут проезжать более четырех километров без контактной сети.

Кроме того, Сергей Собянин принял решение о модернизации трамвайных депо. До 2030 года планируется реконструировать четыре из них, а также перепрофилировать бывший 7-й троллейбусный парк на Нагатинской улице в новое трамвайное депо «Нагатинское». В результате все семь трамвайных депо Москвы будут соответствовать современным стандартам обслуживания вагонов последнего поколения.

Сергей Собянин: Рано или поздно весь общественный транспорт будет беспилотнымСобянин: Уже в конце 2026 года в метро Москвы появится первый беспилотный поезд

В 2023-м московский Центр исследования и разработки беспилотного транспорта приступил к практическому решению задачи по организации движения беспилотных трамваев.

Для тестирования, а затем и регулярного движения выбрали трамвайный маршрут № 10, играющий важную роль в повседневной жизни москвичей из района Строгино. Ежедневно на шести современных трамваях российского производства совершается более 4,5 тысячи поездок. По словам заместителя Мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максима Ликсутова, беспилотные машины работают ежедневно на линии примерно по восемь часов и перевезли уже 2,5 тысячи пассажиров. Сейчас готовят еще три инновационные машины, а в целом это беспрецедентная программа.

В соответствии с законодательством России запуск первого в стране полностью беспилотного трамвая осуществили в три этапа, в рамках которых проводились многочисленные серьезные тесты.

На первом этапе, который начался в мае 2024 года, в ночное время проводили испытания беспилотного трамвая без пассажиров с водителем и системой дублирования его действий. Система обеспечивала движение трамвая, но конечные решения оставались за водителем. В результате беспилотный трамвай и его программное обеспечение были полностью подготовлены ко второму этапу испытаний — тестовым поездкам с пассажирами.

Проведение второго этапа стало возможно после установления Правительством России экспериментального правового режима (ЭПР) для запуска беспилотного транспорта. Документ подготовило Минэкономразвития России на основе инициативного предложения Правительства Москвы. Столица стала первым городом в стране, который инициировал использование ЭПР.

На втором этапе беспилотный трамвай выходил на маршрут как с пассажирами, так и без них. Система беспилотного вождения взяла на себя функции управления и принятия решений, а водитель ее страховал. Транспорт курсировал по городу по специальному графику. В салоне работал большой экран для трансляции основных показателей работы различных систем. Он позволял оценить, как трамвай видел окружающее пространство через систему машинного зрения. По итогам второго этапа приняли решение о запуске регулярного движения беспилотного трамвая с пассажирами (третий этап), который начался 3 сентября 2025 года.

С момента запуска трамвай ежедневно отрабатывает на маршруте стандартные восьмичасовые смены. За шесть дней он совершил 106 рейсов и перевез свыше трех тысяч пассажиров.

Первый в России беспилотный трамвай самостоятельно делает остановки, открывает и закрывает двери, следует сигналам светофоров, пропускает пешеходов, определяет, как проехать перекресток, переключает стрелки и, безусловно, соблюдает график движения. Система работает так, что трамвай никогда не столкнется с впереди идущим транспортом.

При этом в салоне или кабине находится сотрудник трамвайного управления для визуального наблюдения за движением и выполнения прочих функций, не связанных с движением, включая контроль за оплатой проезда. Для пассажиров нет никаких отличий от привычных поездок в трамвае с водителем, они остаются такими же комфортными и безопасными. В случае нештатных ситуаций сотрудник откроет или закроет двери, а также решит другие вопросы. Вмешиваться в управление он не будет — искусственный интеллект и специальные программы обеспечивают полностью автоматическое движение трамвая.

Наличие сотрудника в беспилотном трамвае — действующее требование федерального законодательства. Правительство Москвы ведет работу с Минтрансом России по внесению в него изменений, которые допускают присутствие в кабине оператора без прав на управление транспортом.

Программное обеспечение для трамвая создали сотрудники Московского метрополитена без привлечения сторонних компаний. Беспилотная технология принадлежит Правительству Москвы. Эта разработка — уникальна, она точнее, лучше, надежнее и стабильнее зарубежных аналогов и потому способна с помощью искусственного интеллекта управлять трамваем в условиях огромного мегаполиса.

Инновационные решения, разработанные для запуска первого в России беспилотного трамвая, уже были отмечены престижными национальными и международными премиями, в числе которых Reforum Awards (номинация «Инновация года»), «Компания будущего — 2024» («Digital-трансформация»), «Магистраль Awards» («Лучший проект года»), CDO/CDTO Awards 2025 («Цифровой регион»), Digital Leaders Award 2025 («Цифровой лидер года»), «Приоритет: цифра — 2025» («Искусственный интеллект»), «Экотех-лидер — 2025» («Перспектива»).

Благодаря эффективному взаимодействию с Банком России столичный беспилотный трамвай также стал первым транспортным средством страны, застрахованным с помощью смарт-контракта с расчетами в цифровых рублях.

Цифровая форма национальной валюты сочетает в себе надежность, высокую скорость проведения платежей и безопасность благодаря полной прозрачности всех финансовых операций. Поездки пассажиров тоже застрахованы. Для получения страховой защиты достаточно просто оплатить проезд любым удобным способом и приложить карту к валидатору при входе в салон.

Первый в России беспилотный трамвай, созданный в Москве, отметили национальной премиейПервый в России беспилотный трамвай отметили премией CDO/CDTO Awards 2025