Новости Москвы и Московской области

Сергей Собянин объявил о запуске первого Московского трамвайного диаметра

Т1 связал 13 районов Москвы и улучшил транспортное обслуживание более миллиона жителей.

В столице открыли трамвайный диаметр Т1. Об этом в своем канале в мессенджере MAX сообщил Сергей Собянин.

Трамвайный маршрут длиной 27 километров соединит станцию метро «Университет» на юго-западе с Метрогородком на востоке Москвы. Создание принципиально новых маршрутов городского транспорта — Московских трамвайных диаметров (МТД), проходящих через центр и связывающих между собой отдаленные районы столицы, является одним из важных направлений Стратегии развития московского транспорта на ближайшие годы.

«Московские трамвайные диаметры фактически станут линиями наземного метро. Они пройдут через центр и тем самым свяжут между собой отдаленные районы столицы. До многих мест в городе на трамвае будет добираться быстрее, чем на метро», — отметил Мэр Москвы.

Трамвайная линия

В сентябре 2025 года с открытием движения по новой трамвайной линии на проспекте Академика Сахарова и улице Маши Порываевой завершили первый, инфраструктурный, этап создания МТД.

До открытия нового участка городской транспорт на проспекте Академика Сахарова не ходил, а маршруты трамваев заканчивались в центре, не пересекая его. На маршрутах № 13 и 39 работали 33 трамвая, на которых ежедневно совершали около 60 тысяч поездок. Общая провозная способность линии между районом Метрогородок и станцией метро «Университет» составляла 90 тысяч пассажиров в сутки.

После открытия линии на проспекте Академика Сахарова трамваи начали курсировать в центре города по маршруту № 90. Количество трамваев между Метрогородком и станцией метро «Университет» увеличилось до 53, включая 20 автономных вагонов. На них ежедневно совершали около 75 тысяч поездок. Провозная способность повысилась на 30 процентов и достигла 120 тысяч пассажиров в сутки. За два месяца новым трамвайным маршрутом № 90 воспользовались 900 тысяч пассажиров. Это доказало востребованность сквозных маршрутов через центр города.

Вторым этапом создания МТД стало открытие 12 ноября 2025 года диаметра Т1 от станции метро «Университет» до Метрогородка. Новый маршрут длиной 27 километров объединил трассы трамваев № 39 и 13, а также участок на проспекте Академика Сахарова, по которому следовал трамвай № 90.

Т1 связал 13 районов Москвы и улучшил транспортное обслуживание более миллиона жителей. Пассажиры могут сделать пересадки на четыре железнодорожных вокзала — Ярославский, Ленинградский, Казанский и Павелецкий, а также на 24 станции рельсового каркаса столицы, включая станции метро «Преображенская площадь», «Сокольники», «Красносельская», «Чистые пруды», «Комсомольская», «Новокузнецкая», «Третьяковская», «Тульская», а также станции Митьково МЦД-3 и Площадь трех вокзалов МЦД-2 и МЦД-4.

На маршруте расположено множество популярных у горожан и туристов мест. Среди них — парки «Зарядье», «Сокольники» и «Лосиный Остров», Данилов и Донской монастыри, Государственный Дарвиновский музей, Большой московский цирк, районные центры «Место встречи “Янтарь”» и «Место встречи “Алмаз”», Даниловский и Черемушкинский рынки, торговые центры «Павелецкая Плаза», «Гагаринский» и «Капитолий», крупные вузы — Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Московская финансово-юридическая академия, МИРЭА — Российский технологический университет, Российский государственный социальный университет и Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина.

Диаметр Т1 значительно улучшит транспортную доступность множества государственных учреждений и офисов крупных компаний. Среди них — Минобороны России, Минсельхоз России, Федеральная антимонопольная служба, Росимущество, «Лукойл», Аналитический центр при Правительстве России, Альфа-Банк, Международный инвестиционный банк, Росстат, ОАО «РЖД» и Сбер.

«На диаметр выйдут 50 первых в России трамваев “Львенок-Москва” с автономным ходом. 64 остановки расположены через каждые 300–400 метров, а интервал движения будет шесть минут — это минимальный интервал для такого крупного проекта», — добавил Мэр Москвы.

Общее время в пути составит около 110 минут.

Для удобства пассажиров трамваи № 13 и 39, проходящие по участкам линии Т1, продолжат свою работу. В едином коридоре первого МТД пассажиры смогут пользоваться следующими маршрутами:

— Т1 «Метрогородок» — «Метро “Университет”»;

— № 13 «Метрогородок» — «Каланчевская улица»;

— № 39 «Метро “Университет”» — «Метро “Чистые пруды”».

С запуском Т1 количество трамваев на маршрутах увеличилось в 2,5 раза. Сегодня между Метрогородком и станцией метро «Университет» курсирует 83 трамвая, включая 50 автономных вагонов. Провозная способность участка повысилась более чем в два раза — до 200 тысяч пассажиров в сутки.

На совмещенных участках маршрутов Т1, № 13 и 39 частота движения трамваев вырастет в 2,5 раза, а средний интервал движения сократится в 2,5 раза — с 10 до четырех минут. Планируется, что общий пассажиропоток на линии от Метрогородка до станции метро «Университет» вырастет почти в два раза и составит около 110 тысяч пассажиров в сутки.

Перевозить пассажиров маршрута Т1 будут 50 трамваев «Львенок-Москва» с автономным ходом. По проспекту Академика Сахарова они будут проезжать два километра без подключения к контактной сети. Такая технология используется в России впервые. Накопление энергии для автономного хода произойдет на других участках маршрута во время движения под проводами.

Благодаря запуску диаметрального маршрута Т1 поездки на трамваях во многих случаях станут быстрее, чем на метро — в среднем на 25 процентов, особенно с учетом отсутствия необходимости тратить время на спуск и подъем по лестницам и эскалаторам.

Например, время поездки составит:

— от Павелецкого вокзала до площади трех вокзалов на метро 25 минут, на трамвае — 20 минут (на 20 процентов меньше);

— от Павелецкого вокзала до «Лукойла» на метро 20 минут, на трамвае — 15 минут (на 25 процентов меньше);

— от Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» до площади трех вокзалов на метро — 25 минут, на трамвае — 14 минут (на 44 процента меньше);

— от станции метро «Новокузнецкая» до площади трех вокзалов на метро 26 минут, на трамвае — 17 минут (на 35 процентов меньше);

— от станции метро «Тульская» до станции метро «Новокузнецкая» на метро 25 минут, на трамвае — 20 минут (на 20 процентов меньше).

На третьем этапе создания МТД весной 2026 года запустят диаметр Т2 длиной 33 километра от станции метро «Чертановская» до станции Новогиреево МЦД-4 по трассам маршрутов № 3 и 37. Он улучшит транспортное обслуживание более миллиона жителей. Ожидается, что пассажиропоток на линии составит около 85 тысяч человек в день.

Таким образом, в Москве будут действовать два трамвайных диаметра общей протяженностью около 60 километров.

«Львенок-Москва» — новый трамвай с автономным ходом

Односекционные автономные трамваи «Львенок-Москва» — российского производства. Участок по проспекту Академика Сахарова они проезжают без подключения к проводам. Трамваи доказали свою эффективность и надежность, стабильно работая на трамвайном маршруте № 90. Он связывал станцию метро «Сокольники» и Павелецкий вокзал через проспект Академика Сахарова. За два месяца работы маршрута № 90 им воспользовались 900 тысяч пассажиров.

Запас автономного хода новых трамваев составляет более пяти километров, а накопление энергии осуществляется на других участках сети.

Въезжая на участок без контактной сети, водитель опускает пантограф. Этот процесс требует минимум времени и не влияет на продолжительность поездки, так как все действия происходят во время остановок.

В салоне трамвая есть 41 место для сидения, а всего вагон комфортно вмещает более 110 человек. Для удобства пассажиров предусмотрены системы климат-контроля и адресного открытия дверей с помощью кнопки, мультимедийные экраны и разъемы для зарядки мобильных устройств. Новые трамваи имеют низкий пол у всех дверей и адаптированы для маломобильных пассажиров, а также людей с детскими колясками, велосипедами и крупногабаритным багажом.

Применение на маршруте системы автономного хода позволяет сократить количество задержек из-за повреждения инфраструктуры, гарантировать соблюдение графика движения и в перспективе обеспечить значительную экономию расходов на содержание и ремонт трамвайной инфраструктуры, в том числе за счет долгого срока службы батарей, установленных на трамваях нового поколения.

Кроме того, трамвайные линии без контактной сети смотрятся более эстетично на городских улицах.

Развитие трамвайной сети Москвы

Протяженность трамвайных путей в Москве составляет около 430 километров, из них 82 процента отделено от автомобильных дорог и находится на обособленном полотне.

В 2010 году на линиях было всего четыре процента новых трамваев. Сегодня парк городских трамваев обновлен на 97 процентов. Средний возраст подвижного состава не превышает шести лет — это лучший показатель не только в России, но и среди мегаполисов мира.

В столице действует 37 маршрутов, пассажиры которых ежедневно совершают около 800 тысяч поездок. По сравнению с 2023 годом пассажиропоток вырос на 40 процентов. Среди наиболее популярных маршрутов — № 17 «Медведково» — «Останкино» (более 52 тысяч поездок), № 6 «Братцево» — «Метро “Сокол”» (44 тысячи), № 12 «Восточное Измайлово» — «Дубровка» (более 34 тысяч). Планируется, что к 2030 году благодаря запуску Московских трамвайных диаметров этим видом транспорта будут ежедневно пользоваться около 1,2 миллиона пассажиров. Это превысит заложенные целевые показатели Стратегии развития транспортного комплекса.

С 2010 года средняя скорость движения трамваев выросла на 30 процентов — до 16 километров в час. Это стало возможным благодаря масштабной программе модернизации инфраструктуры, развитию маршрутной сети, обновлению парка трамваев с повышением провозной способности, а также обособлению трамвайных путей и строительству удобных приподнятых платформ на остановках.

В 2024 году открылась двухпутная трамвайная линия на улице Сергия Радонежского длиной свыше 860 метров. Это позволило организовать новый маршрут трамвая № 2 «3-я Владимирская улица» — «Курский вокзал». Интервал движения — 10 минут. Более удобные и быстрые варианты ежедневных поездок получили около 700 тысяч жителей ЮВАО, ВАО и ЦАО. В том числе свыше 300 тысяч жителей восточных районов города — Лефортова, Соколиной Горы и Перова — получили прямую транспортную связь с Курским вокзалом.

В апреле этого года после масштабной реконструкции открылось обновленное трамвайное депо имени П.Л. Апакова на улице Шаболовке. Это старейшее действующее предприятие электрического транспорта столицы, существующее с 1909 года. После обновления депо стало современным и инновационным. Теперь оно может обслуживать трамваи нового поколения, которые работают в столице. Вместимость депо — 100 односекционных вагонов.

В сентябре этого года открылась новая линия на проспекте Академика Сахарова длиной 2,1 километра от Комсомольской площади до Чистопрудного бульвара и запущен новый маршрут № 90 от метро «Сокольники» до Павелецкого вокзала. В ноябре он стал частью первого Московского трамвайного диаметра Т1.

В планах на ближайшие годы — дальнейшее расширение трамвайной сети Москвы, включая восстановление трамвайной линии на Трифоновской улице до Рижской площади (до конца 2025 года), продление трамвайных линий на шоссе Энтузиастов в район Ивановское и улицу Академика Королева до телецентра и станции Останкино МЦД. Новые линии позволят организовать дополнительные трамвайные маршруты и увеличат популярность этого вида транспорта.

Для удобства и повышения безопасности пассажиров остановки трамвайных маршрутов оборудуют приподнятыми посадочными платформами, которые располагаются на одном уровне с входом в трамвай. У них есть пандусы и специальные защитные ограждения, отделяющие их от проезжей части. Сейчас в городе установлено более 530 таких платформ. До конца 2026 года планируется установить еще 50.

До конца следующего года в городской парк поступит еще 50 современных односекционных трамваев нового поколения. Все они придут в депо имени П.Л. Апакова. Это позволит завершить обновление парка трамваев. Новые вагоны оборудуют всем необходимым для комфортных поездок: полностью низким полом, системой климат-контроля, мультимедийными экранами, разъемами для зарядки мобильных устройств. Трамваи с системой автономного хода смогут проезжать более пяти километров без контактной сети.

Кроме того, Сергей Собянин принял решение о модернизации трамвайных депо. Планируется до 2030 года реконструировать четыре из них, а также перепрофилировать бывший 7-й троллейбусный парк на Нагатинской улице в новое трамвайное депо «Нагатинское». В результате все трамвайные депо Москвы (семь площадок) будут соответствовать современным стандартам обслуживания вагонов последнего поколения.

Запуск первого в России полностью беспилотного трамвая

В 2023 году московский Центр исследования и разработки беспилотного транспорта приступил к практическому решению задачи организации движения беспилотных трамваев, поставленной Сергеем Собяниным.

Для тестирования, а затем и регулярного движения выбрали трамвайный маршрут № 10, играющий важную роль в повседневной жизни жителей Строгина. Ежедневно по нему совершают более 4,5 тысячи поездок на шести современных трамваях российского производства.

В соответствии с законодательством России запуск первого в стране полностью беспилотного трамвая осуществили в три этапа, в рамках которых проводили многочисленные тесты.

На первом этапе, который начался в мае 2024 года, проводили испытания беспилотного трамвая без пассажиров с водителем и системой дублирования его действий. Система обеспечивала движение машины, но конечные решения оставались за водителем.

В результате беспилотный трамвай и его программное обеспечение полностью подготовили ко второму этапу испытаний — тестовым поездкам с пассажирами.

Проведение второго этапа стало возможно после установления Правительством России экспериментального правового режима для запуска беспилотного транспорта (ЭПР). Документ подготовило Минэкономразвития России на основе инициативного предложения Правительства Москвы. Столица стала первым городом в стране, который инициировал использование ЭПР для запуска полностью беспилотного транспорта.

В рамках второго этапа беспилотный трамвай выходил на маршрут как с пассажирами, так и без них. Система беспилотного вождения взяла на себя функции управления и принятия решений, а водитель страховал действия машины.

Трамвай курсировал по городу по специальному графику. В салоне работал большой экран для трансляции основных показателей работы различных систем. Он позволял оценить, как трамвай видел окружающее пространство через систему машинного зрения.

По итогам второго этапа приняли решение о запуске регулярного движения беспилотного трамвая с пассажирами (третий этап), который начался 3 сентября 2025 года.

С момента запуска трамвай регулярно выходит на маршрут и отрабатывает стандартные восьмичасовые смены. За это время он перевез свыше 30 тысяч пассажиров, а с мая 2024 года проехал почти 16 тысяч километров по городу без единого нарушения правил дорожного движения.

Первый в России беспилотный трамвай самостоятельно делает остановки, открывает и закрывает двери, следует сигналам светофоров, пропускает пешеходов, определяет, как проехать перекресток, переключает стрелки и соблюдает график движения. Система работает так, что машина никогда не столкнется с впереди идущим транспортом.

В салоне или кабине находится сотрудник трамвайного управления для визуального наблюдения за движением и выполнения прочих функций, включая контроль за оплатой проезда. Для пассажиров нет никаких отличий от привычных поездок в трамвае с водителем — они остаются такими же комфортными и безопасными. В случае нештатных ситуаций сотрудник откроет или закроет двери, а также поможет решить другие возникшие вопросы. Он не вмешивается в управление трамваем — искусственный интеллект и специальные программы обеспечивают полностью автоматическое движение машины.

Наличие сотрудника в беспилотном трамвае — действующее требование федерального законодательства. Правительство Москвы ведет работу с Минтрансом России по внесению в него изменений, которые допускают присутствие в кабине оператора без прав на управление транспортом.

Программное обеспечение для трамвая создали сотрудники Московского метрополитена без привлечения сторонних компаний. Беспилотная технология принадлежит Правительству Москвы. Столичная разработка уникальна — она работает точнее, лучше, надежнее и стабильнее зарубежных аналогов и потому способна с помощью искусственного интеллекта управлять трамваем в условиях огромного мегаполиса.

Инновационные решения, разработанные для запуска первого в России беспилотного трамвая, уже отметили престижными национальными и международными премиями. В их числе —Reforum Awards (номинация «Инновация года»), «Компания будущего — 2024» («Digital-трансформация»), «Магистраль Awards» («Лучший проект года»), CDO/CDTO Awards 2025 («Цифровой регион»), Digital Leaders Award 2025 («Цифровой лидер года»), «Приоритет: цифра — 2025» («Искусственный интеллект»), «Экотех-лидер — 2025» («Перспектива»).

Благодаря эффективному взаимодействию с Банком России столичный беспилотный трамвай стал первым транспортным средством страны, застрахованным с помощью смарт-контракта с расчетами в цифровых рублях.

Цифровая форма национальной валюты сочетает в себе надежность, высокую скорость проведения платежей и безопасность благодаря полной прозрачности всех финансовых операций. Поездки пассажиров также застрахованы. Для получения страховой защиты достаточно просто оплатить проезд любым удобным способом и приложить карту к валидатору при входе в салон.

Подписывайтесь на официальные каналы Сергея Собянина в мессенджерах MAX и «Телеграм».