Сергей Собянин объявил о возрождении трамвайного маршрута № 5
Сергей Собянин открыл новую трамвайную линию на Трифоновской улице.
«Сегодня восстанавливаем историческую справедливость, восстанавливаем трамвайные пути на Трифоновской улице и, таким образом, соединяем Белорусский вокзал и один из крупнейших транспортных узлов — это Рижский. Около полумиллиона москвичей получат дополнительную транспортную доступность, и связь между двумя транспортными узлами — это тоже очень важно. Мы постарались сделать, чтобы трамвай был максимально малошумный. Соответственно, проложили малошумные современные пути и запустили бесконтактный трамвай “Львенок”. Это вторая линия с бесконтактным трамваем. Первая апробирована, хорошо работает. Это будет вторая. Не нужно будет силовые подстанции делать, контактные линии и так далее. Это тоже очень важно», — подчеркнул Мэр Москвы.
Сергей Собянин также поблагодарил сотрудников столичного транспортного комплекса за работу и поздравил их с наступающим Новым годом.
Восстановление трамвайного движения по Трифоновской улице позволит кратчайшим путем связать Белорусский вокзал со станцией метро «Рижская». Горожане и гости столицы также смогут быстрее добираться до Российского университета транспорта, больницы МОНИКИ и многих других точек притяжения.
История трамвайной линии
Исторически трамвайная линия на Трифоновской улице была проложена в первой половине 1930-х годов. На протяжении 60 лет по ней ходил трамвай № 5. Это был один из популярнейших городских маршрутов, которым пользовались до 100 тысяч человек в день.
Движение трамвая по Трифоновской улице было прекращено в середине 1990-х годов в связи с реконструкцией Большого Крестовского путепровода, а вместо трамвая № 5 был запущен временный автобус № 0, который впоследствии стал электробусным маршрутом С510.
В 2024–2025 годах по поручению Сергея Собянина было проведено комплексное благоустройство Трифоновской улицы с восстановлением движения трамваев. В частности, проложили двухпутную трамвайную линию длиной 2,1 километра.
«Сегодня открываем вторую линию без контактной сети с вагонами на автономном ходу. Спустя 30 лет между Белорусским вокзалом и станцией метро “Рижская” по Трифоновской улице вновь курсирует трамвай № 5. Специалисты Московского метрополитена заменили рельсы, шпалы и верхнее покрытие путей. На участке улицы Гиляровского, между Трифоновской улицей и Рижской площадью, уложили новые пути, а у станции метро “Рижская” обустроили разворотное кольцо для трамваев», — написал Мэр Москвы в своем канале в мессенджере МАХ.
Все работы по восстановлению и строительству путей были выполнены специалистами Московского метрополитена без привлечения подрядных организаций.
Новый участок трамвайных путей интегрирован в действующую сеть — на пересечении улиц Трифоновской и Образцова теперь три современных стрелочных перевода.
Современная реконструкция
При обустройстве трамвайной линии применялась технология бесшовной укладки рельсов с использованием резиновых уплотнителей и специальных виброизолирующих матов. Благодаря этому трамваи будут двигаться тихо и плавно. Новые пути отделили от проезжей части с помощью сплошной разметки.
На трамвайных остановках обустроили 11 приподнятых платформ, в том числе девять платформ венского типа — с приподнятой проезжей частью, расположенной на одном уровне с низким полом трамвая. Такие остановки устраивают на улицах, где нет возможности расширить проезжую часть.
Для повышения безопасности и комфорта горожан на новом маршруте установили 11 дополнительных светофорных объектов, 145 опор наружного и 65 опор контрастного освещения, 189 малых архитектурных форм.
Вдоль Трифоновской и других улиц, по которым проходит новая трамвайная линия, разбили 30,1 тысячи квадратных метров газонов и 930 квадратных метров цветников, высадили 33 дерева и около 1,9 тысячи кустарников.
На Рижской площади появилось новое комфортное общественное пространство. Пешеходную зону замостили гранитной плиткой, обустроили уютные зоны отдыха с лавочками, создали зеленые островки с деревьями, кустарниками и многолетниками. Главным объектом пространства стала стела «Рижский кот», напоминающая аналогичные фигурки на башнях Кошачьего дома в Риге.
Трамвайный маршрут № 5
Реконструкция трамвайных путей на Трифоновской улице позволила восстановить маршрут трамвая № 5 «Белорусский вокзал» — «Метро “Рижская”». Его длина — 4,4 километра, он проходит через улицы Лесную, Палиху и Тихвинскую, далее по Минаевскому и Новосущевскому переулкам, улицам Образцова, Трифоновской, Гиляровского до станции метро «Рижская», связывая три района Москвы: Тверской, Марьину Рощу и Мещанский.
Маршрут № 5 обслуживают семь современных трамваев «Львенок-Москва». Интервал их движения — около шести-семи минут. На маршруте организовано 16 остановок, в том числе шесть новых: «МИИТ», «Улица Советской Армии», «Олимпийский проспект», «Улица Щепкина», «Улица Гиляровского» и «Метро «“Рижская”».
Помимо Белорусского и Рижского вокзалов, возможны пересадки на восемь станций аналогичного количества линий рельсового каркаса, включая «Белорусскую» Замоскворецкой и Кольцевой линий метро и одноименных станций первого и четвертого Московских центральных диаметров (МЦД), «Менделеевскую» Серпуховско-Тимирязевской линии метро и «Рижскую» Калужско-Рижской и Большой кольцевой линий метро и одноименную станцию МЦД-2. Так, быстрая и удобная пересадка между трамваем и станцией метро «Рижская» занимает менее минуты.
В перспективе пассажиры трамвая № 5 смогут делать пересадку и на высокоскоростную железнодорожную магистраль Москва — Санкт-Петербург.
Время в пути между конечными остановками трамвая № 5 — примерно 20 минут. Более удобные и быстрые варианты ежедневных поездок получили около 500 тысяч местных жителей и работников многочисленных организаций и учреждений, расположенных на территории, где пролегает новый маршрут. В частности, была улучшена транспортная доступность таких популярных мест, как фудмолл «Депо. Москва» на Лесной улице, Еврейский музей и центр толерантности на улице Образцова, Армянский храмовый комплекс на пересечении Трифоновской улицы и Олимпийского проспекта, Дворец культуры Российского университета транспорта (РУТ) (МИИТ) и детской музыкальной школы имени Н.П. Ракова в Новосущевском переулке, Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М.Ф. Владимирского (МОНИКИ) на улице Щепкина.
Так, время в пути от станции метро «Рижская» до РУТ (МИИТ) и МОНИКИ имени М.Ф. Владимирского сократится в два раза — до 10 и пяти минут соответственно.
Новый маршрут улучшит транспортное обслуживание 25 тысяч студентов пяти крупных вузов, таких как РУТ (МИИТ), Российский государственный гуманитарный университет, Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и Московский государственный технологический университет «Станкин». Маршрут трамвая № 5 можно по праву назвать студенческим.
Прогнозируемый пассажиропоток — около 20 тысяч человек в сутки. Ожидается, что к 2030 году число пассажиров увеличится на 75 процентов — до 35 тысяч человек в сутки.
Одновременно с открытием новой линии на Трифоновской улице работу прекратят маршруты трамвая № 9 («Белорусский вокзал» — «МИИТ») и электробуса С510 («Станция метро «“Рижская”» — «Тихвинская улица»), так как маршрут трамвая № 5 объединил их трассы. При этом его провозная способность на 20 процентов превышает совокупное число мест на сокращаемых маршрутах.
Новогодний транспорт
Традиционно в преддверии Нового года на маршруты выходят празднично украшенные поезда метро, электробусы, автобусы и трамваи московского транспорта. В этом году это будут:
— 24 новогодних поезда метро;
— 50 электробусов со светящимися гирляндами и 100 автобусов в новогодней оклейке;
— 60 трамваев «Витязь-Москва» и два трамвая «Львенок-Москва» со светящимися гирляндами, один из которых пойдет по новому маршруту № 5, второй — по Московскому трамвайному диаметру (МТД) Т1;
— исторический трамвай «Татра» с новогодней инсталляцией;
— брендированный трамвай «Витязь-Москва» с хвойными праздничными гирляндами в салоне.
Кроме того, к Новому году празднично оформлены более 100 станций метро. Волшебную новогоднюю атмосферу создают световые инсталляции на платформах, яркие фасады и тематические фотозоны.
В новогоднем облике также Северный и Южный речные вокзалы. Здесь появились световые инсталляции, еловые арки, пространства внутри зданий также украсили к празднику. Возле Северного вокзала установили детскую бесплатную карусель. Всего на речных вокзалах обустроено около 20 тематических объектов.
При устойчивой морозной погоде на территории Северного речного вокзала заработают две трассы электротюбинга, лыжные маршруты по каналу имени Москвы и ледяной городок.
Трамвай «Львенок-Москва»
Пассажиров восстановленного маршрута № 5 перевозят односекционные трамваи «Львенок-Москва» российского производства с автономным ходом. По Трифоновской улице от улицы Образцова до Рижской площади и обратно они проезжают более четырех километров без подключения к контактной сети.
Автономные трамваи «Львенок-Москва», которые могут курсировать без подключения к проводам, доказали свою эффективность и надежность. Они стабильно работали на трамвайном маршруте № 90, который связывал станцию метро «Сокольники» и Павелецкий вокзал через проспект Академика Сахарова. За два месяца работы им воспользовались 900 тысяч человек. А с ноября 2025 года автономные трамваи успешно перевозят пассажиров МТД, по которому совершается около 79 тысяч поездок в день.
Запас автономного хода новых трамваев составляет более пяти километров, а накопление энергии осуществляется на других участках сети. Въезжая на участок без контактной сети, водитель опускает пантограф. Эта процедура требует минимум времени и не влияет на продолжительность поездки — все действия происходят во время остановок.
В салоне трамвая 41 место для сидения, а всего вагон комфортно вмещает более 110 человек. Для удобства пассажиров предусмотрены система климат-контроля, мультимедийные экраны, разъемы для зарядки мобильных устройств, система адресного открытия дверей с помощью кнопки. Новые трамваи имеют низкий пол у всех дверей и адаптированы для маломобильных пассажиров, а также людей с детскими колясками, велосипедами и крупногабаритным багажом.
Применение на маршруте системы автономного хода позволяет сократить количество задержек из-за повреждения инфраструктуры и гарантировать соблюдение графика движения, а в перспективе — обеспечить значительную экономию расходов на содержание и ремонт трамвайной инфраструктуры, в том числе за счет длительного срока службы батарей, установленных на трамваях нового поколения.
Немаловажно и то, что трамвайные линии без контактной сети улучшают эстетическое восприятие городских улиц.
Развитие трамвайной сети Москвы
Протяженность трамвайных путей в Москве — более 430 километров, из них 82 процента отделены от автомобильных дорог и находятся на обособленном полотне.
В 2010 году на линиях было всего четыре процента новых трамваев. Сегодня их парк обновлен на 97 процентов. Средний возраст подвижного состава не превышает шести лет — это лучший показатель не только в России, но и вообще среди мегаполисов мира.
В столице действует 37 маршрутов, пассажиры которых ежедневно совершают около 800 тысяч поездок — по сравнению с 2023 годом пассажиропоток вырос на 40 процентов. Среди наиболее популярных — Московский трамвайный диаметр Т1 (около 79 тысяч поездок), № 17 «Медведково» — «Останкино» (свыше 52 тысяч поездок), № 6 «Братцево» — «Метро “Сокол”» (44 тысячи). Планируется, что к 2030 году благодаря запуску Московских трамвайных диаметров этим видом транспорта будут ежедневно пользоваться не менее 1,2 миллиона пассажиров, что превысит заложенные целевые показатели стратегии развития транспортного комплекса.
С 2010 года средняя скорость движения трамваев (с учетом остановок) выросла на 30 процентов — до 16 километров в час. Это стало возможным благодаря масштабной программе модернизации инфраструктуры, развитию маршрутной сети, обновлению парка трамваев с повышением провозной способности, а также обособлению трамвайных путей и строительству удобных приподнятых платформ на остановках.
В 2024 году была открыта двухпутная трамвайная линия на улице Сергия Радонежского длиной свыше 860 метров, что позволило организовать новый маршрут трамвая № 2 «3-я Владимирская улица» — «Курский вокзал». Интервал движения составляет 10 минут. Более удобные и быстрые варианты ежедневных поездок получили около 700 тысяч жителей ЮВАО, ВАО и ЦАО. В том числе свыше 300 тысяч горожан из восточных районов — Лефортова, Соколиной Горы, Перова — теперь могут напрямую доехать до Курского вокзала.
«Уходящий 2025 год по праву можно назвать годом московского трамвая — мы реализовали три проекта, которые определят будущее этого вида городского транспорта на десятилетия вперед. В столице на маршрут вышел первый в России полностью беспилотный трамвай. Также были открыты участки трамвайных линий без контактной сети, которые обслуживают трамваи с автономным ходом. И наконец, запущен первый Московский трамвайный диаметр», — добавил Мэр Москвы в своем канале в мессенджере МАХ.
В апреле 2025 года после масштабной реконструкции было открыто обновленное трамвайное депо имени П.Л. Апакова на улице Шаболовке. Это старейшее действующее предприятие электрического транспорта столицы, существующее с 1909 года. После модернизации оно стало современным и инновационным. Теперь депо может обслуживать трамваи нового поколения, которые работают в столице. Его вместимость — 100 односекционных вагонов.
В сентябре 2025 года была открыта линия на проспекте Академика Сахарова длиной 2,1 километра от Комсомольской площади до Чистопрудного бульвара и запущен новый маршрут № 90 от станции метро «Сокольники» до Павелецкого вокзала. В ноябре он стал частью первого Московского трамвайного диаметра Т1.
В декабре восстановлена трамвайная линия на Трифоновской улице и запущен маршрут № 5 от Белорусского вокзала до станции метро «Рижская».
В планах на ближайшие годы — дальнейшее расширение трамвайной сети Москвы, включая продление линий на шоссе Энтузиастов в район Ивановское и на улице Академика Королева до телецентра и станции Останкино МЦД. Новые линии позволят увеличить охват трамвайной системы города и сделают еще более популярным этот вида транспорта.
Весной 2026 года заработает диаметр Т2 длиной 33 километра. Он протянется от станции метро «Чертановская» до станции Новогиреево МЦД-4 (по трассам маршрутов № 3 и 37) и улучшит транспортное обслуживание более чем миллиона жителей. Ожидается, что общий пассажиропоток составит около 85 тысяч пассажиров в день. Таким образом, в Москве будут действовать два трамвайных диаметра общей протяженностью примерно 60 километров.
Для удобства и повышения безопасности пассажиров остановки трамвайных маршрутов оборудуются приподнятыми посадочными платформами, располагающимися на одном уровне с входом в трамвай. Сейчас в городе установлено более 530 таких платформ.
До конца 2026 года в городской парк поступит еще 50 современных односекционных трамваев нового поколения. Все они придут в модернизированное депо имени П.Л. Апакова. Это позволит завершить обновление парка трамваев. Вагоны будут оснащены всем необходимым для комфортных поездок: полностью низким полом, системой климат-контроля, мультимедийными экранами, разъемами для зарядки мобильных устройств. Трамваи оборудуют системой автономного хода, и они смогут проезжать более пяти километров без контактной сети.
Кроме того, Сергей Собянин принял решение о модернизации трамвайных депо. В планах до 2030 года реконструкция четырех из них, а также перепрофилирование бывшего 7-го троллейбусного парка на Нагатинской улице в новое трамвайное депо «Нагатинское». В результате все семь площадок будут соответствовать современным стандартам обслуживания вагонов последнего поколения.
Запуск первого беспилотного трамвая
В 2023 году московский Центр исследования и разработки беспилотного транспорта приступил к практическому решению задачи, поставленной Сергеем Собяниным, по организации движения беспилотных трамваев.
Для тестирования, а затем и регулярного движения был выбран трамвайный маршрут № 10, имеющий важное значение для жителей Строгина. Ежедневно по нему совершается более 4,5 тысячи поездок на шести современных трамваях российского производства.
В соответствии с законодательством России запуск первого в стране полностью беспилотного трамвая был осуществлен в три этапа, во время которых проводились многочисленные тесты.
На первом этапе, который начался в мае 2024 года, проводились испытания беспилотного трамвая без пассажиров с водителем и системой дублирования его действий. Она обеспечивала движение трамвая, но конечные решения оставались за водителем.
В результате беспилотный трамвай и его программное обеспечение были полностью подготовлены ко второму этапу испытаний — тестовым поездкам с пассажирами.
Его проведение стало возможно после установления Правительством Российской Федерации экспериментального правового режима (ЭПР) для запуска беспилотного транспорта. Документ был подготовлен Минэкономразвития России на основе инициативного предложения Правительства Москвы. Столица стала первым городом в стране, который инициировал использование ЭПР для запуска полностью беспилотного транспорта.
Во время второго этапа беспилотный трамвай выходил на маршрут как с пассажирами, так и без них. Система беспилотного вождения взяла на себя функции управления и принятия решений, а водитель страховал действия трамвая.
Трамвай курсировал по городу по специальному графику. В салоне работал большой экран для трансляции основных показателей работы различных систем. Это позволяло оценить, как техника видела окружающее пространство через систему машинного зрения.
По итогам было принято решение о запуске регулярного движения беспилотного трамвая с пассажирами — третий этап начался 3 сентября 2025 года.
Трамвай регулярно выходит на маршрут и отрабатывает стандартные восьмичасовые смены. За это время он перевез более 50 тысяч пассажиров, а с мая 2024 года проехал свыше 21 тысячи километров по городу без единого нарушения правил дорожного движения.
Первый в России беспилотный трамвай самостоятельно делает остановки, открывает и закрывает двери, следует сигналам светофоров, пропускает пешеходов, самостоятельно определяет, как проехать перекресток, переключает стрелки и соблюдает график движения. Система работает таким образом, что он никогда не столкнется с впереди идущим транспортом.
При этом в салоне или кабине находится сотрудник трамвайного управления для визуального наблюдения за движением и выполнения прочих функций, не связанных с движением, включая контроль за оплатой проезда. Для пассажиров нет никаких отличий от привычных поездок в трамвае с водителем — они остаются такими же комфортными и безопасными. В случае нештатных ситуаций сотрудник откроет или закроет двери, а также поможет решить другие возникшие вопросы. Он не вмешивается в управление трамваем — искусственный интеллект и специальное программное обеспечение позволяют транспорту двигаться в полностью автоматическом режиме.
Наличие сотрудника в беспилотном трамвае — действующее требование федерального законодательства. Правительство Москвы ведет работу с Минтрансом России по внесению в него изменений, которые допускают присутствие в кабине оператора без прав на управление трамваем.
Программное обеспечение для трамвая было создано работниками Московского метрополитена без привлечения сторонних компаний. Беспилотная технология принадлежит Правительству Москвы. Эта столичная разработка уникальна, она функционирует точнее, лучше, надежнее и стабильнее зарубежных аналогов и поэтому способна с помощью искусственного интеллекта управлять трамваем в условиях мегаполиса.
Инновационные решения, разработанные для запуска первого в России беспилотного трамвая, уже были отмечены престижными национальными и международными премиями, в числе которых Reforum Awards (номинация «Инновация года»), «Компания будущего — 2024» («Digital-трансформация»), «Магистраль Awards» («Лучший проект года»), CDO/CDTO Awards 2025 («Цифровой регион»), Digital Leaders Award 2025 («Цифровой лидер года»), «Приоритет: цифра — 2025» («Искусственный интеллект»), «Экотех-лидер — 2025» («Перспектива»).
Благодаря эффективному взаимодействию с Банком России столичный беспилотный трамвай также стал первым транспортным средством страны, застрахованным с помощью смарт-контракта с расчетами в цифровых рублях.
Цифровая форма национальной валюты сочетает в себе надежность, высокую скорость проведения платежей и безопасность благодаря полной прозрачности всех финансовых операций. Поездки пассажиров также застрахованы. Для получения страховой защиты достаточно просто оплатить проезд любым удобным способом и приложить карту к валидатору при входе в салон.
Подписывайтесь на официальные каналы Сергея Собянина в мессенджерах MAX и «Телеграм».





