Первый в России беспилотный трамвай переключает стрелки без участия человека
На маршруте № 10 в районе Строгино, где курсирует полностью беспилотный трамвай, работают умные стрелки. Инновационный транспорт примерно за 30 метров самостоятельно, без участия человека, устанавливает статус стрелочного перевода. И если требуется, то принимает решение о переключении.
Столичный беспилотный трамвай вышел на этот маршрут 3 сентября 2025 года. Он регулярно курсирует по городу с пассажирами и отрабатывает стандартные для трамваев восьмичасовые смены.
«Для запуска первого в России полностью беспилотного трамвая столичные специалисты создали интеллектуальную инфраструктуру на маршруте № 10 в районе Строгино. Умные стрелки — один из важных элементов уникального проекта. Благодаря их автоматизации ускоряется транспортный поток, сокращаются интервалы движения и повышается уровень безопасности. Первые регулярные рейсы беспилотного трамвая с пассажирами уже показали, что никаких отличий от поездок с водителем нет. Согласно стратегии развития транспорта, которую утвердил Сергей Собянин, две трети трамвайного парка станут беспилотными до 2030 года», — сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.
Технология состоит из усовершенствованных стрелочных переводов с обогревом, программного кода, безопасного канала связи между трамваем и умными стрелками, а также оборудования возле каждого стрелочного перевода и внутри трамвая. Система разработана совместно с Нацпроектстроем.
Для пассажиров нет никаких отличий от привычных поездок в трамвае с водителем — они такие же безопасные. При этом в салоне или кабине находится сотрудник трамвайного управления московского метро, который проводит визуальный контроль, в случае нештатных ситуаций может открывать и закрывать двери, решать вопросы, связанные с любыми ситуациями в пути, а также обеспечивать контроль за оплатой проезда. Он не вмешивается в управление: искусственный интеллект и специальное программное обеспечение, разработанное сотрудниками Правительства Москвы, осуществляют полностью автоматическое движение трамвая. Все вычисления и обработка событий проводятся на борту транспортного средства.
Первый в России полностью беспилотный трамвай — инновационное транспортное средство, которое объединяет в себе передовые технологии и интеллектуальные решения для выполнения функций водителя. Новый вид транспорта создан на базе модели 71–911ЕМ «Львенок-Москва».
В рамках создания программного обеспечения для беспилотного движения разработана уникальная система предотвращения проскальзывания колес, которая учитывает все многочисленные технические характеристики и московские погодные условия. Система разработана специалистами метрополитена для беспилотного трамвая. Она повторяет действия автомобильной антиблокировочной системы, которая предотвращает блокировку колес при торможении, и систему курсовой устойчивости, предназначенной для сохранения устойчивости и управляемости.