Новости Москвы и Московской области

От советского скейтборда до электросамоката: какие средства индивидуальности мобильности представлены в Музее транспорта Москвы

Среди экспонатов — роликовые коньки с меняющимся размером, скейтборд советского производства, мотовелосипед, способный разгоняться до 45 километров в час, а также современные электровелосипед и электросамокаты.

Более 150 единиц средств индивидуальной мобильности представлено в коллекции Музея транспорта Москвы. Среди них велосипед «Кама», мотовелосипед В-902, скейтборд «Вираж» 1986 года и четырехколесные роликовые коньки, выпущенные в 1970-х, а также современные электровелосипед и электросамокаты городского сервиса проката.

Средства индивидуальной мобильности — это транспорт, предназначенный для одного человека и приводимый в движение мускульной силой или маломощными двигателями. В последнее десятилетие все больше москвичей пользуются такими устройствами для передвижения по городу. Они идеально подходят для поездок на небольшие расстояния — до пяти километров.

«В коллекции Музея транспорта Москвы находится более 250 единиц различной техники. Мы не только пополняем собрание ретротранспортом, но и стремимся сохранять средства индивидуальной мобильности, которыми пользуются сегодня. Мы рады принять в фонды музея электровелосипед и электросамокаты и сделать их частью истории московского транспорта», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.

Велосипед «Кама», 1977 год

Самый известный советский складной велосипед начали выпускать в 1977 году на Пермском велосипедном заводе. Он подходил пользователям всех возрастов благодаря возможности регулировать высоту руля и сиденья, а также относительно небольшому весу — около 15 килограммов.

В сложенном виде «Каму» было удобно хранить в квартире, а также перевозить в салоне городского транспорта.

Роликовые коньки, 1970-е годы

У советских роликов было четыре колеса, расположенных попарно. Коньки раздвигались — благодаря этому можно было менять длину пластинки и подгонять размер индивидуально. Стопу фиксировали специальные кожаные ремешки в районе носка и пятки.

Для катания на роликах отлично подходили парковые аллеи. Благодаря легкости надевания коньки также использовали для регулярных городских поездок.

Мотовелосипед ЛВЗ В-902, 1960 год

В 1950-е годы начался выпуск бензинового двигателя Д-4, который можно было самостоятельно установить на многие велосипеды. Через несколько лет представили заводские модели подобного транспорта. Мотовелосипед В-902 мог разгоняться до 45 километров в час. Бак объемом 2,3 литра обеспечивал запас хода в 150 километров. Водительское удостоверение для управления таким транспортом не требовалось.

Роликовая доска «Вираж», 1986 год

В СССР существовала культура скейтбординга. Первые советские скейтеры появились в 1970-е годы, а через 10 лет для них начали выпускать отечественные роликовые доски. В середине 1980-х скейтбординг даже получил статус официального вида спорта. Пользователи оценили советские скейты не только как снаряд для тренировок, но и как способ быстрого передвижения по городу.

Спортроллер детский С-4 «Орлик», 1970-е годы

Детский самокат обладал стальной рамой, которая могла выдержать вес взрослого человека, и большими колесами. Благодаря этому он стал первым полноценным средством передвижения такого типа. В 1973 году в журнале «Моделист-конструктор» появилась статья о том, как инженер Сергей Лундовский переделал спортроллер во взрослый самокат. Мастеру потребовалось всего лишь понизить платформу для более устойчивой езды.

«Электросамокаты и электровелосипеды стали новыми массовыми средствами индивидуальной мобильности. Они делают перемещение по мегаполису еще быстрее и комфортнее, формируют новую городскую среду. Музею, как институции, которая хранит прошлое, фиксирует настоящее и смотрит в будущее, важно запечатлеть этот момент современной истории города», — отметила Оксана Бондаренко, директор Музея транспорта Москвы.

Электровелосипед и электросамокаты Whoosh

В октябре сервис кикшеринга передал в коллекцию музея электросамокаты серий S90L, MaxPlus, MaxPro и электровелосипед модели B100. Жители столицы ежедневно использовали эти устройства в разные годы работы сервиса. Электрические самокаты и велосипеды стали новым символом городской мобильности. Пробег некоторых из них достигает шести тысяч километров.

Переданные образцы средств индивидуальной мобильности позволят в будущем создавать экспозиции и тематические выставки, посвященные развитию экологичного микромобильного транспорта и роли новых сервисов в городской среде.

Музей транспорта Москвы — это открытое городское пространство и живой исследовательский центр, отвечающий на важный вопрос: что движет Москвой? В фондах музея находится более 250 экземпляров легковых и грузовых автомобилей, такси, автобусов, троллейбусов, машин городских служб, вело- и мототехника. Экспонаты коллекции музея можно увидеть на выставках, а также в транспортной инфраструктуре города.