От новых переходов до специальной разметки: как проекты ЦОДД делают движение в городе безопасным
Каждый год благодаря проектам Центра организации дорожного движения (ЦОДД) в столице появляются новые пешеходные переходы, светофоры, дополнительные парковочные места и многое другое для безопасного и комфортного движения пешеходов и автомобилистов.
«По поручению Сергея Собянина мы продолжаем повышать комфорт и безопасность передвижения по столице. Благодаря проектам дорожных кураторов ЦОДД с начала 2025-го появилось более 550 улучшений. Ежегодно они планируют свыше тысячи обновлений, среди которых пешеходные переходы, островки безопасности, изменение скоростного режима и многое другое», — отметил заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.
С начала года по проекта ЦОДД в городе появилось еще свыше четырех тысяч парковочных мест и 89 дополнительных полос движения. По 73 адресам был изменен скоростной режим, а по 71 — обустроены островки безопасности. Кроме того, на 38 участках изменили специализацию полос движения, а в трех местах ввели одностороннее движение. На 32 перекрестках нанесли вафельную разметку. Также сделано 157 новых пешеходных переходов, а по 30 адресам установлены светофоры.
Пешеходные переходы
Так, в СВАО для повышения безопасности жителей сделали три новых пешеходных перехода: два — на Белозерской улице (дом 23) и один — в Рижском проезде (дом 5). Рядом расположены образовательные, культурные, медицинские и другие социальные учреждения. Это, например, школа № 1413, Спортивно-адаптивная школа паралимпийского и сурдлимпийского резерва, этнографическая деревня «Бибирево» и женская консультация № 9.
Новый пешеходный переход также появился в ТиНАО, в проезде вблизи «Корниловской» Троицкой линии метрополитена и торгового центра «Фуд-сити». В результате жители получили безопасный сокращенный путь к новой станции метро.
В Северном округе по проектам дорожных кураторов ЦОДД оборудовали два новых пешеходных перехода по адресам: Большая Академическая улица, дом 15, корпус 1 и Ильменский проезд, дом 17, корпус 1. Рядом находятся пункты выдачи заказов, школа № 1576, парк «Вишневый сад», аптеки, кофейни и сквер. Это популярные места у жителей, поэтому очень важно сделать их ежедневные маршруты максимально комфортными.
Два новых пешеходных перехода появилось в Центральном административном округе: на 2-й Черногрязской улице (дом 6, корпус 2) и на перекрестке Орлово-Давыдовского и Яблонного переулков. В центре города расположены не только привычные для жителей места для отдыха и прогулок, но и множество достопримечательностей.
Светофоры
Новые светофоры появились, например, в Западном и Зеленоградском административных округах. На западе их установили по адресам: Веерная улица, дом 30, корпус 6 и на пересечении улицы Косыгина с проспектом Вернадского, в Зеленограде — на Георгиевском проспекте (корпус 1627).
На Веерной улице необходимость светофора для обеспечения безопасного пути детей в школу № 814 определили после анализа аварийности участка. На улице Косыгина приняли решение сделать пешеходные переходы регулируемыми, чтобы улучшить пешую доступность эскалаторной галереи на Воробьевых горах.
В ЗелАО после установки нового светофора у автомобилистов появилась возможность поворачивать налево, в сторону 17-го микрорайона, а для пешеходов обеспечили безопасный переход.
Парковки и вафельная разметка
Благодаря проектам дорожных кураторов появляются и новые парковочные места. Например, 55 дополнительных мест для автомобилей на Братской улице в районе Перово было обустроено для комфортной парковки местных жителей, а также тех, кто приезжает в ближайший торговый центр и парк на Зеленом проспекте.
Вафельную разметку добавляют на перекрестках с интенсивным движением. Они становятся свободнее, а экстренные службы могут оперативно проехать на вызов. Например, в этом году такая разметка появилась на перекрестке улицы Лобанова и 2-го Кожуховского проезда и на проспекте Андропова (дом 42, корпус 1) в Южном административном округе, а также на дублере Люблинской улицы (дом 169) и пересечении улиц Маршала Полубоярова и Привольной в Юго-Восточном административном округе.
Организация дорожного движения
Одностороннее движение организовывают на узких внутрирайонных дорогах, где машинам бывает сложно разъехаться, особенно утром и вечером. В этом году изменение коснулось Сибиряковской улицы от проезда Нансена до улицы Амундсена в Северо-Восточном административном округе и проездов между улицами Кунцевской и Молодогвардейской на западе города. При этом специалисты всегда учитывают альтернативные маршруты для жителей.
Для безопасного и комфортного движения кураторы ЦОДД разрабатывают и проекты по изменению скоростного режима. Они анализируют потенциально опасные участки или места, где были аварии, проводят мониторинг движения на улицах, которые отмечают жители в своих обращениях. Решение об изменении скорости принимают после проверки статистики и причин аварийности, а также параметров дороги — например, есть ли опасные повороты, где принудительно нужно снижать скорость для безопасного проезда. Так, с января этого года изменили максимально разрешенную скорость в Троицком административном округе — с 90 до 60 километров в час на участке улицы Вороновский Рубеж от Варшавского шоссе до автобусной остановки «Солнечная улица». Улица имеет опасные повороты, что может создать аварийные ситуации.
Изменили скорость и на участке улиц Зюзинской и Цюрупы с 60 до 30 километров в час в Юго-Западном административном округе. Это сделали в том числе для безопасности юных москвичей — рядом находится много школ и детских садов.
Служба дорожных кураторов проектирует и изменение специализации (направления) полос, а также добавление рядов за счет переразметки. На определенных участках это помогает повысить пропускную способность перекрестка или улицы, а также равномерно распределить потоки машин, особенно в утренние и вечерние часы, когда люди едут на работу и обратно домой.
С начала года такое изменение, например, ввели в ТиНАО на трассе Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе в районе пересечения с Филимонковским шоссе. Здесь на дублере магистрали Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе от Киевского шоссе была возможность поворота налево только с одной полосы, а теперь — с двух. В результате повысилась пропускная способность участка.
Под эстакадой Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе в направлении станции метро «Филатов Луг» Сокольнической линии также ранее был поворот только с одной полосы, теперь — с двух.
В Северо-Западном округе на Новорижском шоссе на выезде на внешнюю сторону МКАД была только одна полоса, а теперь их две. Благодаря изменениям на съезде увеличилась пропускная способность, а следовательно, сократилось и время в пути для автомобилистов.
Взаимодействие кураторов ЦОДД с жителями города
Служба кураторов ЦОДД начала работать в 2016 году. Она основана на комплексном подходе в проектировании дорожных схем. Специалисты учитывают мнение жителей, заботятся об их удобстве и безопасности на дорогах города.
Кураторы постоянно общаются с жителями районов Москвы, участвуют в рабочих группах управ и префектур, отвечают на письменные обращения, готовят проекты по изменению схем организации дорожного движения, а также руководят работами на всех этапах.
О том, что в районе необходим дополнительный пешеходный переход, жители могут написать куратору. Чтобы связаться с ним и передать обращение по корректировке схемы движения, нужно отправить письмо на электронную почту: koordinator-codd@transport.mos.ru. В теме обязательно надо указать округ и район.