На форуме «Москва 2030» обсудили будущее транспорта столицы
Будущее городского транспорта становится реальностью, и Москва уже сегодня демонстрирует, как новые технологии работают в условиях мегаполиса. Об этом рассказала Анастасия Товмасян, руководитель проектов центра экспертизы проектной деятельности НИИ «Мостранспроект», в рамках лекции на территории технологического прогресса «Облачные города».
Именно эти факторы становятся решающими для развития городской мобильности. Так, жители хотят тратить меньше времени на дорогу, пользоваться удобными способами оплаты, быть уверенными в безопасности и дышать чистым воздухом.
Особенности мегаполиса (плотная застройка, высокая численность населения, постоянный рост числа поездок) формируют уникальные задачи. Наиболее эффективными оказываются решения, сочетающие высокую провозную способность с экологичностью: метро, трамваи на выделенном полотне, электротяга и гибридные системы для дальних маршрутов. Внимание постепенно смещается не столько на мощность двигателя, сколько на на источник энергии и поддерживающую его инфраструктуру.
Москва внедряет беспилотные технологии, а климат делает ее идеальной площадкой для испытаний. По словам Анастасии Товмасян, зима, плохие погодные условия и грязные датчики — это отличный стресс-тест для беспилотного транспорта. Именно поэтому опыт столицы в этой сфере особенно ценен.
В городе уже испытали беспилотные автомобили, грузовики на трассе М-11 и даже запустили первый в России полностью беспилотный трамвай, который успешно перевозит пассажиров. Этот опыт показывает, что без развитой инфраструктуры беспилотные системы не работают. Для их работы нужны умные светофоры, системы связи и V2X-технологии, позволяющие машинам обмениваться данными друг с другом и с дорогой.
Кроме того, важен экологический аспект. За последние годы Москва сделала серьезный шаг в сторону зеленой мобильности. Сегодня в столице работают уже свыше 2500 электробусов более чем на 220 маршрутах. За шесть лет использование техники с электротягой позволило избежать 190 тысяч тонн выбросов углекислого газа в атмосферу.
Это ощутимый результат, который напрямую влияет на качество воздуха в городе. Как отметила эксперт, подобные проекты в мировой практике показывают, что снижение выбросов можно достигать быстро через обновление городского транспорта и внедрение новых стандартов.
Меняется также сам подход к поездкам. Традиционный набор билетов для разных видов транспорта уходит в прошлое. Анастасия Товмасян подчеркивает, что мобильность как услуга — это один телефон, один платеж и один маршрут, когда все виды транспорта собраны в единую систему.
Такой принцип позволяет жителям построить маршруты от двери до двери в одном приложении, комбинируя метро, автобус, каршеринг, метро или даже поездку с питомцем. Это повышает комфорт, экономит время и позволяет постепенно снижать зависимость от личных автомобилей, что также уменьшает нагрузку на дороги и способствует сокращению выбросов.
Однако ни одна отдельная технология не может стать универсальным решением. По словам Анастасии Товмасян, в будущем победит грамотная комбинаторика трендов, которая отвечает нуждам общества и делает жизнь людей удобнее.
Именно такой комплексный подход позволяет строить сценарии развития — от города как единого сервиса до скоростных железных дорог и беспилотных трамваев.
Москва уже сегодня формирует транспорт завтрашнего дня. Это и экологичный городской транспорт, и цифровые сервисы, и уникальные проекты по беспилотному управлению. Все вместе создает систему, где приоритетом остается не скорость внедрения технологий, а удобство и безопасность для жителей.
Территория технологического прогресса «Облачные города» работала в рамках проекта Мэра Москвы «Лето в Москве» и стала частью форума «Территория будущего. Москва 2030».
Эксперты обсудят стратегии развития умных мегаполисов на форуме «Облачные города»