Музей транспорта Москвы подготовил подборку исторических снимков ко Дню города
Музей транспорта Москвы в честь Дня города подготовил подборку архивных материалов. Они рассказывают о том, как развивалась система московского транспорта с конца XIX века.
До появления трамвая главным видом московского транспорта была гужевая тяга. Извозчики запрягали лошадей в грузовые телеги, пассажирские пролетки и линейки. Эти линейки (пассажирские экипажи с продольной перегородкой) и стали первым регулярным городским транспортом с фиксированным маршрутом и ценой за проезд. Но из-за деревянных колес поездка по неровным булыжным мостовым была некомфортной.
Было решено взять пример с железной дороги, где поезда следуют по ровным рельсам. Однако вместо локомотивов с тяжелыми паровыми двигателями городской пассажирский вагон продолжали тянуть лошади.
Так в Москве появились конно-железные дороги, которые пассажиры чаще называли конкой. С годами маршруты электрифицировали и конку заменил трамвай. Горожане пользовались конно-железными дорогами до начала 1910-х, а извозчики с гужевыми повозками перестали быть заметной частью дорожного движения только к 1950-м.
Сейчас это сложно представить, но раньше по главной площади столицы ежедневно ходил трамвай. Летом 1909 года здесь проложили рельсы, установили столбы с подвесной контактной сетью и запустили первый трамвай. По этому случаю в Москве провели многотысячный торжественный молебен.
Однако этот трамвайный маршрут проработал недолго. Со временем он начал вызывать недовольство горожан: провода загораживали вид на храм Василия Блаженного, а шум мешал посещать Мавзолей Владимира Ленина. В результате в 1930 году от трамвая отказались из-за планов регулярно проводить на площади парады и устройства некрополя у Кремлевской стены.
В 1929–1931 годах реконструировали московский завод «АМО». Его директор Иван Лихачев описывал этот процесс словами «как если бы к пуговице пришили пальто». Завод получил новое название — Первый государственный автомобильный завод имени И.В. Сталина (ЗИС). Производство перешло от штучной сборки аналогов иностранных машин к массовому выпуску собственных моделей.
По большей части ЗИС производил грузовики. Однако предприятие также стало основным поставщиком автобусов во все парки СССР. В конце 1950-х производство этого вида транспорта перевели на завод в Ликино-Дулеве. А в 1956-м ЗИС переименовали в честь Ивана Лихачева. Последний автобус на заводе имени И.А. Лихачева (ЗИЛ) собрали 1 марта 1960 года. ЗИЛ продолжал наращивать производственные мощности, обустраивал новые цеха и в результате превратился в настоящий город в городе.
Вагоны Московского метрополитена типа А проектировали и строили на Мытищинском машиностроительном заводе и на заводе «Динамо», выпускавшем электрическое оборудование. Первый поезд, состоящий из моторного вагона № 1 и прицепного № 1001, вышел оттуда 27 августа 1934 года. А 24 сентября 1934-го он прибыл из Мытищ в депо «Северное».
В вагонах были установлены мягкие диваны с кожаной обивкой — 52 сидячих места. Один вагон вмещал около 260 человек. Первый рейс состоялся 4 февраля 1935 года, а первыми пассажирами московского метро стали делегаты VII Всесоюзного съезда Советов.
Летом 1957 года в столице прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов: СССР впервые открыл границу, и Москва приняла иностранных гостей. К этому событию построили стадионы и гостиничные комплексы, облагородили парки. Кроме того, подвижной состав городского транспорта обновили машинами, разработанными специально к фестивалю.
В день открытия от Всесоюзной сельскохозяйственной выставки до Центрального стадиона имени Владимира Ленина (от ВДНХ до «Лужников») состоялся автомобильный парад. Участники из 131 страны проследовали в украшенных автобусах, легковых автомобилях и на автомобильных поездах в сопровождении лимузинов и рядов мотоциклов, на которых артисты исполняли акробатические номера.
Музей транспорта Москвы— это открытое городское пространство и живой исследовательский центр, отвечающий на вопрос, что движет столицей. В его фондах находится более 250 экземпляров легковых и грузовых автомобилей, такси, автобусов, троллейбусов и машин городских служб, а также вело- и мототехника. Экспонаты коллекции музея можно увидеть на выставках и объектах транспортной инфраструктуры города.