Исправность, качество, своевременная помощь: за чем следит единый диспетчерский центр московского метро
Безопасность поездок, точное соблюдение расписания, быстрое реагирование на изменения в работе и своевременная помощь пассажирам — все эти и многие другие задачи для рельсового транспорта столицы в течение последних шести лет решает единый диспетчерский центр (ЕДЦ) Московского метрополитена.
Сегодня ЕДЦ обеспечивает контроль за работой метро, Московского центрального кольца, Московских центральных диаметров и трамваев. В едином информационном пространстве сосредоточен диспетчерский и управленческий персонал всех служб, ответственных за организацию движения, эксплуатацию и работу с пассажирами. В этом же здании расположен пункт управления обеспечением транспортной безопасности Московского метрополитена, открытый в феврале 2017 года.
Профессионалы и технологии
В круглосуточно действующем центре единовременно находятся более 250 сотрудников, отвечающих за все значимые для пассажиров составляющие работы транспорта, — от диспетчеров службы движения до дежурных пресс-службы. А всего в штате центра 900 человек.
Новейшие цифровые технологии позволяют отслеживать работу основных систем поезда, светофоров на линиях, системы вентиляции, контролировать состояние контактного рельса, видеть, где конкретно находится поезд на линии, что происходит во время технологических окон, какие плановые работы выполнены и как проходит информирование пассажиров во время пути и остановок.
В распоряжении сотрудников ЕДЦ есть все необходимые инструменты для эффективного диспетчерского управления и реагирования на инциденты. Это быстрый доступ к схемам станций и технологических помещений, использование детекторов системы интеллектуального видеонаблюдения, доступ к системам других организаций транспортного комплекса, управление вещанием на экранах в вагонах метрополитена, централизованное управление системой громкого оповещения, средства экологического мониторинга на станции, оперативная прямая связь с Центром организации дорожного движения, МЧС и многое другое.
Здесь же действует центр организации перевозок. Это рабочее место дежурного по метрополитену, диспетчеров движения, старших диспетчеров дирекции инфраструктуры, службы подвижного состава, отдела пожарной охраны, пассажирских сервисов и пресс-службы.
Для повседневных задач и решения трудностей
Для создания единого информационного пространства все данные, которыми оперирует ЕДЦ, транслируются на видеостену, включающую в себя 36 мониторов. У нее есть два режима. В штатном режиме отображается общий статус работы метрополитена. На видеостене представлены фактические и прогнозные показатели пассажиропотока на станциях и линиях, суточные графики пассажиропотока, информация о текущих отклонениях от нормальной работы, данные по исполнению графика движения. Сотрудники также получают информацию о движении на конкретной линии с указанием местонахождения поездов и состояния инфраструктуры.
В случае нештатной ситуации (задержек в движении, посторонних предметов или людей на путях и в тоннеле, а также в иных случаях) диспетчеры видят двухпутную схему линии метро, информацию с основных камер видеонаблюдения. Они мгновенно получают данные о действующих ограничениях скорости и сообщения внутренних и внешних информационных систем, видят мнемосхему станции с указанием зоны, в которой произошел инцидент, а при необходимости — и карту города с указанием местоположения мобильной бригады, которая выезжает для помощи в устранении проблемы.
За годы работы ЕДЦ удалось вдвое сократить время устранения инцидентов. Благодаря сотрудникам центра график движения поездов в метро соблюдается на 99,9 процента, а работа рельсового транспорта столицы остается на высоком уровне.