Новости Москвы и Московской области

Учеба без подвоха: что нужно знать при заключении договора на платные образовательные услуги

Рекомендации экспертов столичного портала потребителя помогут не ошибиться в выборе исполнителя образовательных услуг и защитить свои права при возникновении спорной ситуации.

С началом нового учебного года вопросы, связанные с выбором и получением платных образовательных услуг для детей и взрослых, особенно актуальны. Высшее образование по контракту, курсы повышения квалификации, подготовка к сдаче предстоящих экзаменов, углубленное изучение предметов, в том числе иностранных языков, и занятия творчеством — выбор подходящего среди множества предложений становится непростой задачей. Рекомендации экспертов столичного портала потребителя помогут сориентироваться при определении образовательной организации для получения услуг на платной основе. Специалисты также подскажут, на какие моменты следует обращать внимание при заключении договора.

«При выборе платных образовательных услуг многие горожане ориентируются в первую очередь на удобство формата, расположение организаций, а также стоимость программ. Но эти параметры не всегда гарантируют ожидаемый уровень и качество услуг. Материалы, собранные в специальном тематическом разделе “Образовательные услуги” на столичном портале потребителя помогут узнать, на что следует обращать внимание и какую информацию о порядке предоставления и оплате услуг нужно запросить, прежде чем заключить договор на обучение. Кроме того, рекомендации экспертов помогут защитить свои права при возникновении спорной ситуации», — рассказали в пресс-службе столичного Департамента информационных технологий.

Многие образовательные организации предлагают платные услуги. Однако, прежде чем сделать выбор, важно получить полную информацию об учреждении, предлагаемых программах и условиях договора на обучение. О том, как это сделать и на что следует обратить особое внимание, можно узнать из специальной статьи.

Каждый потребитель, заключая договор об образовании, вправе получить полную и достоверную информацию об организации и условиях обучения. Прежде чем подписать договор, необходимо ознакомиться с условиями, обратив внимание на данные исполнителя, информацию о наличии лицензии на образовательную деятельность и сведения о квалификации преподавателей, а также о государственной аккредитации (если образовательная организация реализует программу, по окончании которой выдается документ об образовании государственного образца). Заключать его можно только в том случае, если предлагаемый объем услуг, формат, полная стоимость и порядок оплаты из текста договора понятны и подходят.

Важно помнить, что образовательная организация несет ответственность за качество предоставляемых платных услуг. Если она оказана некачественно или с нарушением условий, указанных в договоре, потребитель имеет право требовать безвозмездного устранения недостатков, то есть повторного оказания образовательных услуг без дополнительной оплаты, настаивать на соразмерном уменьшении стоимости оказанных услуг, добиваться возмещения понесенных расходов на устранение недостатков своими силами или силами третьих лиц, а также расторгнуть договор и потребовать возврата средств.

Многие предпочитают очной форме обучения онлайн-образование, например онлайн-курсы по изучению иностранных языков, подготовке к экзаменам, профессиональной переподготовке или повышению квалификации. К ним применяются те же требования, что и к очным курсам. Часто встречаются случаи, когда курс не соответствует заявленной программе, сроки нарушаются, а потребитель несет финансовые потери. Поэтому к приобретению онлайн-курса следует подойти ответственно, чтобы в будущем избежать подобных ситуаций. О том, на что следует обратить внимание при покупке онлайн-курса, в каких случаях можно требовать возврата денежных средств и как защитить свои права, можно узнать, прочитав еще одну статью на портале.

Если при получении образовательных услуг на платной основе возникли спорные ситуации, то потребитель вправе решить вопрос до суда. Порядок подачи письменной претензии подробно изложен в статье «Досудебный порядок урегулирования спора по вопросам защиты прав потребителей». В том случае, если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, потребитель имеет право подать иск в суд. Составить как претензию, так и исковое заявление можно в разделе «Шаблоны претензий и исковых заявлений», выбрав соответствующий шаблон. Кроме того, как действовать в спорной ситуации, можно узнать с помощью электронного помощника на портале, который при необходимости предложит соответствующий шаблон для претензии продавцу или искового заявления в суд.

Портал потребителя создан в 2022 году Правительством Москвы и столичным Управлением Роспотребнадзора. На ресурсе размещено более 230 материалов — это статьи, инструкции, памятки, вебинары, интервью экспертов. Помимо практических рекомендаций специалистов, в публикациях содержатся наименования соответствующих нормативных актов, на которые можно опираться при общении с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями для защиты прав потребителей. Проконсультироваться по вопросам защиты прав потребителей также можно по телефону круглосуточной горячей линии Управления Роспотребнадзора по городу Москве: +7 495 539⁠-36⁠-96.

Создание, развитие и эксплуатация инфраструктуры электронного правительства, в том числе предоставление массовых социально значимых услуг, а также иных услуг и сервисов в электронной форме, соответствует задачам национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» и регионального проекта города Москвы «Цифровое государственное управление». Подробнее о национальных проектах России и вкладе столицы можно узнать на специальной странице.