Новости Москвы и Московской области

Сергей Собянин рассказал, каким будет стадион «Торпедо» после реконструкции

Комплексная реконструкция позволит стадиону стать современной футбольной ареной для проведения соревнований всероссийского и международного уровня.

В столице подходят к концу работы по реконструкции стадиона «Торпедо» имени Э.А. Стрельцова. Результат оценил Сергей Собянин.

«Восстанавливаем один из старейших и самых известных московских футбольных стадионов, на котором тренировались и играли целые поколения российских знаменитых футболистов. Сегодня идут работы, которые уже находятся в продвинутой, можно сказать, завершающей стадии. Современное поле, современный стадион, тренировочные поля, детская академия футбола и так далее. Я думаю, это один из лучших стадионов нашей страны», — отметил Мэр Москвы.

Часть спортивной истории столицы

Стадион «Торпедо» имени Э.А. Стрельцова был построен в 1959 году в качестве тренировочного поля для футбольной команды завода имени Лихачева — московского «Торпедо». До 1976 года здесь была одна трибуна. Она находилась на склоне прилегающего к полю холма. После реконструкции, проведенной незадолго до московской Олимпиады 1980 года, стадион стал вмещать уже 16 тысяч зрителей.

С 1978 по 1997 год площадка была домашним стадионом «Торпедо». Имя Эдуарда Стрельцова было присвоено ему 21 июля 1997 года — в день 60-й годовщины со дня рождения легендарного футболиста. С 2003 года на стадионе проводил домашние матчи футбольный клуб «Москва».

В 1980 году там установили систему электрического подогрева газона — одну из первых в стране. Перед проведением в Москве I Всемирных юношеских игр 1998 года изрядно обветшавший к тому времени стадион был частично отремонтирован, на трибунах появились пластиковые кресла. Его вместимость уменьшилась до 13 450 человек.

Комплексная реконструкция стадиона «Торпедо» сделает его современной футбольной ареной для проведения соревнований всероссийского и международного уровня — четвертой (высшей) категории по классификации УЕФА и первой категории по классификации РФС.

Центральная арена на 15 тысяч мест с искусственным газоном (высшая категория уровня FIFA Quality Pro) будет соответствовать стандартам РФС, а также требованиям УЕФА. Рядом со стадионом предусмотрены тренировочные поля с искусственным покрытием и подогревом: одно полноразмерное и два малых», — написал Сергей Собянин в своем канале в мессенджере МАХ.

Здесь появится инфраструктура для музея футбольного клуба «Торпедо» (Москва), магазина клубной атрибутики, детской футбольной академии «Торпедо», заведений общепита и вспомогательных служб.

Сейчас строительная готовность объекта составляет 70 процентов. Специалисты выполнили монолитные работы, монтаж металлоконструкций, устройство кровли, наружных инженерных сетей, основного покрытия центрального игрового и большого тренировочного полей. Фасадные работы завершили на 95 процентов, продолжаются отделка, устройство внутренних инженерных сетей и благоустройство.

Завершить реконструкцию стадиона «Торпедо» планируют в третьем квартале 2026 года.

Как отметил президент компании-застройщика Алексей Тулупов, делается все возможное, чтобы ускорить завершение работ и открыть стадион раньше, например к маю следующего года.

Ранее в рамках проекта в 2021 году ввели в эксплуатацию новый спортивный комплекс «Торпедо» на Восточной улице, который пользуется популярностью у любителей футбола и других видов спорта.

Рядом со стадионом строят современные жилые комплексы, а также создают необходимую инфраструктуру, включая детские сады, школу, гаражи и автостоянки. В 2022–2024 годах ввели в эксплуатацию жилые комплексы RiverSky (восемь корпусов, 1356 квартир жилой площадью 103 тысячи квадратных метров) и Foriver (11 корпусов, 1491 квартира жилой площадью 138,35 тысячи квадратных метров). Продолжается строительство малоэтажного квартала на Симоновской набережной.

Развитие бывшей промзоны «ЗИЛ»

Территория бывшего завода имени Лихачева находится в Даниловском районе Москвы между Автозаводской улицей, Симоновской набережной и проспектом Андропова.

Проект развития этого участка получил название «Полуостров ЗИЛ». Здесь планируют создать новый городской район с жилыми кварталами, социальной и общественно-деловой инфраструктурой, включая спортивно-развлекательный кластер «Парк легенд». На территории появится современная транспортная инфраструктура. Уже идут работы по благоустройству и озеленению, в том числе на набережных Москвы-реки.

Общая площадь застройки и прилегающих территорий составит 8,6 миллиона квадратных метров недвижимости, в том числе 5,9 миллиона квадратных метров непосредственно в бывшей промзоне «ЗИЛ».

Реализация проекта позволит создать комфортные условия для проживания свыше 80 тысяч человек и более 90 тысяч новых рабочих мест.

Решение о начале работы принято Правительством Москвы в 2013 году. Тогда же были начаты строительные работы.

Сейчас уже ввели в эксплуатацию около 3,4 миллиона квадратных метров недвижимости, в том числе:

— 2,2 миллиона квадратных метров жилья, то есть около 17 тысяч квартир;

— объекты социальной инфраструктуры, включая школу на 2,5 тысячи мест, блок начальных классов для 150 учеников, 14 детских садов на 1690 мест, поликлинику на 750 посещений в смену, детский парк развлечений, спорткомплекс «ЦСКА Арена», музей и другие объекты;

— свыше 700 тысяч квадратных метров нежилых объектов.

В планах на 2025 год — завершить строительство еще около 280 тысяч квадратных метров недвижимости различного назначения.

Новые станции метро и дороги

До 2015 года возле бывшего завода имени Лихачева действовала единственная станция «Автозаводская» Замоскворецкой линии метро, поэтому транспортную инфраструктуру для будущего городского района пришлось создавать практически с нуля.

В декабре 2015 года открылась новая станция метро «Технопарк» Замоскворецкой линии.

Осенью 2016 года запустили пассажирское движение по Московскому центральному кольцу (МЦК), две станции которого — Автозаводская и ЗИЛ — обслуживают территорию бывшего завода имени Лихачева. На базе станции ЗИЛ, расположенной в центре строящегося жилого района, появился крупный транспортный хаб с надземными пешеходными переходами и пассажирским терминалом над путями, остановочными пунктами наземного общественного транспорта, отстойно-разворотной площадкой для автобусов.

В сентябре 2025 года открылась станция «ЗИЛ» Троицкой линии метро, пересадочная на МЦК и в перспективе на Бирюлевскую линию метро, благодаря чему стало возможно создание современного московского городского вокзала. Его формирование планируют завершить в 2028 году.

Кроме того, с осени 2023 года в районе работает маршрут речного электротранспорта ЗИЛ — Печатники.

Для комфортного проезда транспорта и передвижения пешеходов в строящихся жилых и общественных кварталах сформируют новый дорожный каркас общей протяженностью свыше 35 километров.

На территории бывшего завода имени Лихачева уже проложили 26,3 километра дорог, в том числе:

— улично-дорожную сеть для жилого комплекса «Зиларт» (6,3 километра);

— проспект Лихачева от Третьего транспортного кольца (ТТК) до Проектируемого проезда № 4062, включая автодорожный путепровод через МЦК и улицы Братьев Рябушинских, Тюфелева Роща, Мустая Карима (6,4 километра);

— мост через Кожуховский затон с прилегающими дорогами и тротуарами к парку развлечений «Остров мечты» (4,9 километра);

— улично-дорожную сеть для отдела внутренних дел и пожарного депо — участок от 2-го Кожуховского проезда до улицы Мустая Карима (1,7 километра);

— мост через затон Новинки с Проектируемым проездом № 7024 (4,5 километра);

— участок набережной Марка Шагала от проспекта Лихачева до МЦК (1,5 километра);

— дороги к транспортному хабу «ЗИЛ» — на участке от проспекта Лихачева до улицы Трофимова (один километр);

— надземный пешеходный переход с траволаторами от станции метро «Технопарк» — через проспект Андропова к парку развлечений «Остров мечты».

Ввод в эксплуатацию этих объектов обеспечил комфортное движение транспорта от набережной Марка Шагала до станции метро «Технопарк» с выходами на ТТК и проспект Андропова, а также подъездами к транспортному хабу «ЗИЛ».

Сейчас продолжается строительство более пяти километров дорог, включая участок Симоновской набережной от Крутицкой набережной до жилого комплекса RiverSky (один километр), участок Крутицкой набережной от Новоспасского моста в сторону Симоновской набережной (760 метров) и улично-дорожную сеть для жилого комплекса Shagal (3,9 километра).

В стадии проектирования находится улично-дорожная сеть по Симоновский набережной на участке от жилого комплекса RiverSky до ТТК протяженностью более четырех километров, а также благоустройство набережной Марка Шагала и затона Новинки.

Реализация этих проектов завершит формирование единой магистрали вдоль набережных Москвы-реки от Новоспасского моста до 2-го Южнопортового проезда.

Футбольная Москва

Футбол — один из самых популярных видов спорта в столице, им регулярно занимаются 374 тысячи человек.

В Российской премьер-лиге Москву представляют четыре профессиональных футбольных клуба: ЦСКА, «Спартак», «Динамо» и «Локомотив».

Помимо чемпионатов профессиональных и любительских футбольных лиг, в городе ежегодно проводится множество массовых соревнований по футболу. Только в 2024 году состоялось свыше 700 турниров. Наиболее известным из них является Кубок московского спорта «Кожаный мяч».

В системе спортшкол Департамента спорта города Москвы футболом занимаются около 11 тысяч человек. Многочисленные секции действуют на базе общеобразовательных школ и коммерческих спортивных клубов.

Для игры в футбол в Москве есть 1426 спортивных площадок, включая 137 полноразмерных полей во дворах, на территориях школ, вузов и спортивных учреждений, в парках и на природных территориях.

Инфраструктура большого футбола в Москве включает шесть крупных действующих или строящихся стадионов («Лужники», «Локомотив», «Спартак», ЦСКА, «Динамо», «Торпедо»).

В 2014 году построили стадион «Спартак» на 45 тысяч мест, а в 2016 году — стадион ЦСКА на 30 тысяч мест.

В 2017 году завершилась реконструкция Большой спортивной арены «Лужников» на 81 тысячу зрительских мест, а в 2018 году — стадиона «Динамо» на 26 тысяч мест.

В 2026 году город планирует завершить реконструкцию стадиона «Торпедо», в результате его вместимость увеличится до 15 тысяч человек.

Кроме того, в последние годы за счет средств Адресной инвестиционной программы города Москвы построили 12 футбольных полей с искусственным покрытием.

Были благоустроены и обновлены крупные спортивные объекты с футбольными полями, в числе которых:

— стадион «Авангард» (шоссе Энтузиастов, дом 33);

— спортивный комплекс «Десна» (поселок Птичное, Центральная улица, дом 102);

— стадион «Фрезер» (улица Юности, дом 2);

— стадион «Локомотив» (Тихая улица, дом 39);

— стадион «Металлург» Московского государственного технического университета имени Баумана (улица Новая Дорога, дом 11).

В планах — завершение реконструкции стадионов «Автомобилист» (Вятская улица, дом 41) и «Молния» (Лобненская улица, дом 13а).

Подписывайтесь на официальные каналы Сергея Собянина в мессенджерах MAX и «Телеграм».