В Москве открылась верфь для строительства инновационных электросудов — Собянин
Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Денис Мантуров, Мэр Москвы Сергей Собянин и помощник Президента, председатель Морской коллегии Российской Федерации Николай Патрушев открыли новую судостроительную верфь. Она расположена в районе Нагатинский Затон напротив Южного речного вокзала.
На церемонии дали старт производству самых современных электросудов «Москва 1.0» и заложили их кили. Эти суда, вмещающие 56 пассажиров, предназначены для регулярных речных перевозок.
«В Москве открывается много различных заводов, но судостроительные заводы не открывались как минимум полсотни лет. Что произошло за последние годы? Мы активно развивали общественный транспорт, в основном электротранспорт. Это метро, Московские центральные диаметры, Московское центральное кольцо, электробусы, которые активно замещают обычные автобусы. А Москва-река как бы оставалась в стороне от этих трендов. Мы приняли решение о возобновлении регулярных пассажирских перевозок на Москве-реке и реализовали этот проект, запустив первые электрические суда», — рассказал Сергей Собянин.
Затем возникла необходимость в новых электросудах, которые могли бы заменить устаревшие корабли, в том числе туристические. После реконструкции и открытия столичных речных вокзалов потребность в обновлении флота еще больше возросла.
«Мы восстановили, воссоздали Северный и Южный речные вокзалы Москвы, знаменитые на всю страну. Запустили так называемую кругосветку, когда с Северного речного вокзала можно было проехать на судах по Золотому кольцу и вернуться на Южный речной вокзал. И мы видим, что и там существует огромная потребность в новых судах, и, конечно, хорошо бы, чтобы в первую очередь это были электрические суда. Поэтому приняли решение о строительстве судостроительного завода по выпуску самых современных электрических судов. И при поддержке Правительства Российской Федерации, Президента России этот проект реализован. Ну и сегодня мы стартуем, начинаем строительство первого судна на Московском судостроительном заводе», — рассказал Сергей Собянин.
По словам первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дениса Мантурова, новая верфь является самой современной из всех российских кораблестроительных заводов, производящих электрические суда, а также самой крупной и современной в Европе.
Хотел, Сергей Семенович, поблагодарить вас за принятое своевременно решение в 2023 году спроектировать и построить эту верфь. Это не только верфь, это и конструкторское бюро. И она дает возможность проектировать и строить суда разного класса. И не только по заказам города Москвы, но и рассчитываем на то, что за счет государственной поддержки со стороны Правительства, Министерства промышленности и торговли, лизинговые программы — это компенсация затрат на строительство и поставку, так называемые утилитарные гранты на суда, я думаю, что будет набирать популярность», — отметил Денис Мантуров.
Как отметил помощник Президента России, председатель Морской коллегии Российской Федерации Николай Патрушев, новая верфь является образцовым высокотехнологичным предприятием, на котором созданы комфортные условия для работы персонала. Помимо строительства и проектирования, здесь будут также осуществлять ремонт электросудов.
Николай Патрушев добавил, что номенклатура судов, которые будут производить на Московской верфи, является очень актуальной. «Это в основном электросуда, они очень перспективные. Это не первое предприятие, которое производит электросуда, но оно образцовое. И мы заняли очень большую нишу в мире по электросудам. И нам ни в коем случае нельзя здесь уступать», – сказал он.
Увеличение речного электрофлота даст возможность снизить нагрузку на другие виды транспорта, а также позволит дополнительно улучшить экологию столицы и станет еще одним стимулом для развития туризма.
«И, конечно, важно, что граждане, наши граждане — и москвичи, и те, кто будут прибывать с экскурсиями, по работе и так далее, могут увидеть во всей красе город Москву», — сказал Николай Патрушев.
Московская верфь
«Несколько лет назад мы всерьез занялись возрождением водного транспорта на Москве-реке, тогда же решили воссоздать и традиции судостроения. Эту инициативу поддержал Президент Владимир Путин. От идеи до начала производства электросудов на самой современной в России верфи прошло рекордно короткое количество времени — всего 22 месяца», — написал Сергей Собянин в своем канале в мессенджере МАХ.
Строительство Московской верфи для производства современных электросудов начали в октябре 2023 года и завершили в ноябре 2025-го.
Предприятие расположено на месте бывшей коммунальной зоны на Меловом мысу. Производственные площади занимают 23 тысячи квадратных метров, что позволяет организовать производство полного цикла. Оно включает в себя работы по резке металла, сварке и сборке корпусов, оснащению и спуску судов на воду.
Кроме того, оснащение и производственные мощности Московской верфи позволяют осуществлять сервисное и техническое обслуживание, а также ремонт выпускаемой продукции.
В состав производственного кластера вошли площадка для обслуживания флота и пункты отстоя с необходимой зарядной инфраструктурой. В дальнейшем они обеспечат техническое обслуживание и ремонт свыше 100 электросудов ежегодно. Ранее из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры владельцы перемещали суда в другие регионы, что требовало их вывода с маршрута.
Производство максимально автоматизировано. Более 70 процентов используемого оборудования — российского производства.
На верфи создали свыше 500 новых рабочих мест. В целом в производственной цепочке изготовления комплектующих и оборудования для выпуска электросудов задействованы около 50 тысяч человек, занятых на предприятиях в разных городах России.
В составе предприятия есть собственное конструкторское бюро — центр разработки и проектирования речного электротранспорта. Это позволит собрать все производственные процессы в одном месте, а также построить устойчивую базу для развития компетенций в области речного судостроения. Создали и условия для обучения экипажей судов, повышения квалификации сотрудников. Занятия будут проходить на современном тренажере. Подготовка специалистов непосредственно на высокотехнологичной верфи обеспечит повышение компетенций судоводителей речного транспорта Москвы.
«Московская верфь стала образцом экологичного производства, построенного по самым строгим требованиям законодательства и удачно встроенного в городскую среду. Территория и набережная со стороны жилого района полностью благоустроены и озеленены — создана прогулочная зона с детской площадкой и комфортными зонами для отдыха всех желающих», — отметил Сергей Собянин в своем канале в мессенджере МАХ.
Предприятие украшают современные фасады, напоминающие об отечественных традициях судостроения. Материалы для них сделали на московских заводах по российским технологиям. В качестве альтернативного источника питания на крыше разместили солнечные батареи.
Современные системы очистки и фильтрации исключают возможность попадания отработанной воды в Москву-реку. В рамках благоустройства выполнили укрепление берегов, дноуглубительные работы, организовали удобный подъезд и подход, обеспечили возможность швартовки судов.
Мощности нового предприятия позволяют производить до 40 судов в год. Здесь можно единовременно собирать электросуда различного типа, такие, например, как «Москва 1.0», «Москва 2.0», «Москва 3.0», круизные суда «Московское золотое кольцо», а также беспилотные катера для патрулирования акватории Москвы-реки.
В ближайшие годы Москва планирует закупить около 40 современных электросудов для регулярных речных перевозок внутри столицы.
Сегодня в период летней навигации на Москве-реке работает свыше 130 прогулочных судов, средний возраст которых — около 40 лет. Поэтому организация производства на новой верфи прогулочных электросудов «Москва 3.0» вместимостью от 150 до 250 пассажиров позволит значительно ускорить обновление прогулочного флота.
В 2027 году на верфи планируется заложить современное гибридное круизное судно «Московское золотое кольцо» длиной 110 метров. Оно выйдет на одноименный популярный туристический речной маршрут. Обновление круизного флота придаст новый импульс развитию внутреннего туризма, включая повышение популярности водного туристического маршрута «Московское золотое кольцо». Его пассажиропоток к 2035 году вырастет в два-три раза.
Создание судостроительного кластера имеет важнейшее значение для столицы и всей страны. В последние годы таких объектов в России не строили.
Верфь обеспечит реализацию положений стратегии Москвы по развитию речного транспорта.
Ожидается, что к 2030 году на Москве-реке будет работать семь маршрутов регулярного речного электротранспорта. По ним станут курсировать 67 новых судов, а еще по 11 экскурсионно-прогулочным маршрутам — 42 новых электросудна. В составе речного флота столицы будет свыше 100 электросудов производства Московской верфи.
В результате к 2030 году общее число поездок на речных судах вырастет до семи миллионов в год, причем количество пассажиров на регулярных маршрутах достигнет четырех миллионов.
Пассажирским движением будет охвачена вся акватория Москвы-реки в границах города.
Возрождение регулярных пассажирских речных перевозок
Возрождение регулярных пассажирских перевозок по Москве-реке — уникальный проект не только в России, но и в международной практике. На маршрутах работает первый в мире круглогодичный современный водный транспорт полностью на электрическом ходу.
Сегодня на Москве-реке действует три регулярных маршрута речного транспорта: Киевский — Парк «Фили» (девять причалов), ЗИЛ — Печатники (девять причалов) и Новоспасский — ЗИЛ (шесть причалов) общей протяженностью около 30 километров.
Первый регулярный маршрут, открытый в июне 2023 года Владимиром Путиным, связал Киевский вокзал с причалом Сердце Столицы в районе одноименного жилого комплекса на Шелепихинской набережной.
В июне 2024 года по решению Сергея Собянина маршрут продлили почти в два раза — до 12 километров. На нем появилось два дополнительных причала — Береговой (на правом берегу Москвы-реки, практически напротив причала Сердце Столицы) и Парк «Фили» (новая конечная станция). В сентябре 2024 года на первом маршруте заработал еще один причал — Краснопресненский Парк (вблизи одноименного парка и Центрального выставочного комплекса «Экспоцентр»).
Второй регулярный маршрут электросудов ЗИЛ — Печатники длиной девять километров открыли в сентябре 2023-го. Через год — в сентябре 2024-го — ввели в эксплуатацию три новых причала: Нагатинский, Затон Новинки и Коломенская Набережная.
В июне 2025 года открыли третий регулярный маршрут речного электротранспорта Новоспасский — ЗИЛ.
Для работы на трех маршрутах закупили 31 судно. Все они получили названия малых рек Москвы. Суда имеют класс «Лед 20», то есть они могут проходить в мелкобитом льду толщиной до 20 сантиметров. Современными электросудами управляют 102 опытных капитана со средним стажем работы на воде более семи лет.
С открытием речного электротранспорта альтернативные варианты поездок получили свыше 1,8 миллиона человек, проживающих в 22 районах Москвы.
За два года работы регулярных маршрутов ими воспользовались свыше 2,9 миллиона пассажиров. Наиболее популярные точки отправления — причалы Киевский, Парк «Фили», Печатники, Сити — Центральный, ЗИЛ и Южный Речной Вокзал. Всего в эксплуатации находится 23 причала, включая новый — Московскую Верфь.
По итогам 2025 года только на регулярном речном транспорте ожидается 1,6 миллиона поездок. На всем регулярном и прогулочном речном транспорте в сезон навигации — 2025 уже совершили более 3,8 миллиона поездок — это рекордный показатель по пассажиропотоку на реке за последние 30 лет.
В 2020 году завершили масштабную реставрацию Северного речного вокзала. В 2023-м выполнили реконструкцию Южного речного вокзала, а также благоустройство набережной и всего пространства перед ним.
Благодаря этому сегодня во время летней навигации с московских речных вокзалов вновь можно отправиться в путешествие и увидеть с палубы комфортабельных теплоходов красоту десятков русских городов и туристических центров, исторические и современные достопримечательности.
В сезон 2025 года Северный и Южный речные вокзалы приняли и отправили круизные теплоходы 2,2 тысячи раз. На борту находились 210 тысяч пассажиров.
Возрожденные речные гавани стали частью качественного общественного пространства города. В них проходят, например, концерты, мастер-классы, спортивные и танцевальные тренировки, интеллектуальные игры. В 2025 году здесь провели свыше 400 мероприятий, в которых приняли участие более двух миллионов москвичей и гостей столицы разного возраста.
Подписывайтесь на официальные каналы Сергея Собянина в мессенджерах MAX и «Телеграм».