Роботизированные станки, конструкторское бюро и виртуальный тренажер: как устроена Московская верфь
Месяц назад в Нагатинском Затоне открылась судостроительная верфь. Уникальное предприятие стало символом нового этапа развития столичного речного транспорта. Здесь организовано производство инновационных электросудов полного цикла — от сварки и сборки металлических корпусов до спуска готовой продукции на воду.
Корреспонденты mos.ru в числе первых побывали на Московской судостроительной верфи, узнали, как устроены заводские цеха, с помощью какого оборудования и технологий будут создавать электросуда, а также попробовали себя в роли капитана на тренажере с виртуальной реальностью.
Судовая сталь и передовое оборудование
Новая судостроительная верфь находится в районе Нагатинский Затон напротив Южного речного вокзала. Производственные корпуса с установленными на крыше солнечными батареями и оригинальной отделкой фасадов расположены на Меловом мысу, вдоль набережной Москвы-реки. Инновационное предприятие, созданное за рекордные 22 месяца, является передовым среди российских заводов, а также самым крупным и современным в Европе.
«Судостроение в Нагатинском Затоне началось еще в 1930-е годы. Московская верфь продолжает эту традицию, возрождая промышленное прошлое района. Здесь реализован полный цикл производства — от резки металла и сборки корпусов до оснащения и спуска судна на воду. Территория завода позволяет нам не только строить современный речной электротранспорт, но и ежегодно обслуживать более 100 маломерных и прогулочных судов», — говорит начальник отдела пункта отстоя флота Московской судостроительной верфи Илья Примаков.
В составе экскурсии, организованной для жителей столицы, изучаем производство. Залитый искусственным светом огромный цех сверкает пластиком, алюминием и нержавейкой. Зоны безопасного перемещения размечены оранжевыми линиями. На специальных поддонах лежит металлический профиль. Его отгружают со склада, расположенного на территории верфи.
«В изготовлении корпусов используется конструкционная судовая сталь российского производства. Она отличается высокой прочностью и одновременно пластичностью, надежностью, хорошей свариваемостью и коррозийной устойчивостью. Для производства современных электросудов закупили самое современное оборудование, при этом доля отечественных станков превышает 70 процентов», — рассказывает главный механик Московской судостроительной верфи Игорь Нагорнов.
От сварки корпусов до спуска на воду
На заготовительном участке установлены автокраны и современные роботизированные станки с числовым программным управлением. Лазерно-раскройный комплекс, похожий на огромный духовой шкаф, предназначен для изготовления различных деталей из листов металла. Внутри аппарата находится два рабочих стола. Оператор выставляет программу, после чего на одном столе установка режет сталь, а затем перемещает заготовки на вторую поверхность. Такой комплекс оптимизирует время и расход сырья, а детали не требуют очищения перед сваркой.
Изделия прямоугольной формы нарезают гильотинные гидравлические ножницы, ими можно управлять с помощью пульта. Судостроительный гидравлический пресс мощностью 350 тонн формирует профили и боковые стенки электросудов, листогибочный станок с четырьмя валами позволяет придавать металлу любую форму, а на токарно-фрезерных обрабатывающих комплексах изготавливают фланцы, штуцеры и другие мелкие детали.
«Поскольку электросуда отличаются довольно сложной конфигурацией, операции с металлом требуют от сотрудников высокой квалификации. При этом роботизированные установки существенно экономят время и силы: если раньше такие задачи выполняли несколько человек в течение долгого времени, то сейчас механизмы справляются за одну рабочую смену», — продолжает Игорь Нагорнов.
В цехе уже стоят два практически готовых киля для электросудов «Москва 1.0». Сейчас рабочие наносят последние сварочные швы. Затем предстоит многоуровневый процесс окантовки, грунтовки, покраски, отделки, монтажа, настройки всех систем и гидравлических испытаний перед спуском на воду.
Регулярные пассажирские, прогулочные и круизные
Мощности нового предприятия позволяют производить до 40 электросудов в год. В свое первое плавание отсюда отправятся любимые горожанами модели «Москва 1.0», курсирующие сегодня по трем регулярным речным маршрутам, двухпалубные «Москва 2.0» и одна из последних разработок — прогулочные «Москва 3.0» вместимостью до 200 пассажиров.
В 2027 году на верфи планируется заложить гибридное круизное судно «Московское золотое кольцо» длиной до 110 метров и вмещающее более 150 пассажиров. Оснащенный современными аккумуляторными батареями экологичный транспорт сможет совершать круизы по одноименному популярному туристическому маршруту. Этот круговой речной маршрут начинается и заканчивается в Москве и соединяет столицу с городами Золотого кольца России.
«Здесь также разрабатывается уникальный проект — беспилотный катер, предназначенный для патрулирования акватории Москвы-реки, проведения спасательных операций, обследования дна водоемов и проверки технического состояния подводных коммуникаций. Электросудно будет работать в полностью автоматическом режиме, регистрировать нарушения с помощью современных датчиков и оперативно передавать данные в соответствующие службы», — рассказывает Илья Примаков.
На предприятии создано собственное конструкторское бюро — центр разработки и проектирования речного электротранспорта, а также площадка для обслуживания флота и пункты отстоя с необходимой зарядной инфраструктурой. В дальнейшем они обеспечат техническое обслуживание и ремонт свыше 100 судов в год.
Рубка с виртуальной реальностью
На Московской верфи могут работать более 500 высококвалифицированных специалистов: инженеров, строителей, сварщиков, сборщиков, судоремонтников и представителей других профессий. Всего же в производственной цепочке изготовления комплектующих и оборудования для выпуска электросудов задействованы около 50 тысяч сотрудников предприятий в разных городах страны.
На заводе также есть класс для обучения экипажей электросудов. Занятия проходят на современном тренажере. На трех огромных панелях с помощью технологий виртуальной реальности воссоздан регулярный речной маршрут от причала Киевский до Парка «Фили». Внутри рубки управления размещены все имеющиеся на реальном судне приборы — от раций и системы климат-контроля до датчика скорости и эхолота. Чтобы усложнить задачу, можно добавить плохие погодные условия: дождь, снег или лед.
«Здесь создана полная имитация рубки электросудна. Управление происходит с помощью этих двух рычагов, отвечающих за правый и левый борта. Это блоки управления поворотом судна, они, по сути, выполняют такую же функцию, как ноги у человека. Скорость регулируется оборотами мотора. При этом нужно следить, чтобы транспорт шел между красным и белым сигнальными буями, иначе он сядет на мель. Это очень интересная и ответственная работа», — объясняет капитан-механик с 25-летним опытом Артем Луковников.
К 2030 году на Москве-реке создадут семь маршрутов регулярного речного электротранспорта и 11 экскурсионно-прогулочных. По ним будут курсировать электросуда производства Московской верфи, а число поездок вырастет до семи миллионов в год. Таким образом, пассажирское движение охватит всю акваторию Москвы-реки в границах города.