Новости Москвы и Московской области

Собянин рассказал, как изменился колледж № 26 в Люблине после обновления

После ремонта помещений и закупки оборудования студенты будут обучаться в условиях, максимально приближенных к реальной обстановке работы строителей, электромонтажников, отделочников, столяров, плотников и других специалистов в сфере строительства и смежных отраслях.

В Москве продолжается уникальная программа обновления материально-технической базы колледжей. Они оснащаются современным оборудованием — таким же, как на городских предприятиях. За три года обновили и создали с нуля 1,5 тысячи учебных лабораторий и мастерских. Об этом Сергей Собянин написал в своем канале в мессенджере MAX.

Источник: канал Сергея Собянина в мессенджере MAX

Для создания полигона отремонтировали помещения колледжа на площади три тысячи квадратных метров по адресу: Совхозная улица, дом 2, строение 1. Кроме того, закупили новейшие лабораторные тренажеры, станки для деревообработки, оборудование для малярных работ, компрессоры, а также профессиональные наборы инструментов, в том числе для малярных, сантехнических и электромонтажных работ.

Новый полигон практической подготовки площадью 1,8 тысячи квадратных метров — это современное пространство, максимально приближенное к реальным условиям работы строителей, электромонтажников, отделочников, столяров, плотников и других специалистов в сфере строительства и смежных отраслях.

Полигон включает три инновационные учебные зоны (мастерские):

— мастерская бетонных строительных работ площадью 637,8 квадратного метра для шести бригад (по пять человек каждая). Она оснащена строительным (опалубочным) оборудованием, используемым при возведении бетонных и железобетонных конструкций. Здесь студенты могут отработать навыки монтажа опалубки и вязки арматурных каркасов;

— плотницкая мастерская площадью 593,1 квадратного метра, рассчитанная на 35 рабочих мест. Здесь будущие мастера изучают полный цикл обработки древесины ручным и электрифицированным столярным инструментом, а также на деревообрабатывающих станках;

— мастерская отработки технологического процесса бригадным методом площадью 476,3 квадратного метра для шести бригад (по пять человек каждая). Она предназначена для отработки навыков отделки помещений, организации рабочего места и безопасной работы на высоте и в бригаде.

С 2015 года в колледже также работает учебно-производственный комплекс «Мебельное производство» для выпуска изделий из массива, ламинированной древесно-стружечной и мелкодисперсной древесноволокнистой плиты средней плотности, а также декоративных деталей отделки. Выпускаемая продукция используется при реализации городских проектов модернизации образовательной инфраструктуры «Дошкольное пространство без границ» и «Моя школа».

Проходить практическую подготовку в учебном корпусе будут более 1,5 тысячи студентов ежегодно. Для проведения занятий на полигоне наряду со штатными преподавателями и мастерами производственного обучения привлекают также специалистов партнеров-работодателей. В их числе АО «Мосинжпроект», АО «Управление развития строительных технологий», ООО «Моспромстрой», ГБУ «Жилищник», ПАО «Мосэнерго», ПАО «МОЭК», «Донстрой» и другие компании.

Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 («26 КАДР») был создан в 2014 году путем объединения нескольких учебных заведений. Для обучения используется 10 корпусов общей площадью 67,7 тысячи квадратных метров. Они расположены в районах Люблино, Южнопортовый, Нижегородский, Текстильщики, Лефортово, Соколиная Гора и Донской.

Там обучаются свыше шести тысяч студентов, которые осваивают 38 профессий и специальностей в таких отраслях, как строительство, промышленность, креативные индустрии, информационные технологии, финансы и торговля.

В штате числятся 557 сотрудников, в том числе 228 преподавателей, 50 мастеров производственного обучения и 114 других педагогических работников.

В 2024/2025 учебном году колледж выпустил 1956 молодых специалистов.

Начиная с 2023-го ведется масштабная работа по модернизации и переоснащению учебного пространства учреждения, включая обустройство новых учебных лабораторий. На данный момент обновили 60 лабораторий общей площадью 8,6 тысячи квадратных метров.

На базе организации открыто 11 центров компетенций по специальностям «мастер отделочных строительных и декоративных работ», «электромонтажник слаботочных систем» и другим.

Колледж также является площадкой для проведения чемпионатов профессионального мастерства «Московские мастера» по компетенциям «кровельные работы по металлу», «технологии информационного моделирования BIM», «дизайн интерьера», «флористика», «реставрация произведений из дерева», «экспедирование грузов», «промышленная автоматика», «водные технологии», «звукорежиссура», «бетонные строительные работы», «организация строительного производства», «малярные и декоративные работы», «сантехника и отопление» и «плотницкое дело».

В столице действует 177 колледжей, включая 71 частный, 44 федеральных и 62 подведомственных Правительству Москвы. В них обучаются более 300 тысяч студентов, в том числе свыше 140 тысяч человек — в городских.

В городских колледжах студенты учатся по специальностям в следующих отраслях:

— информационные технологии — 22,9 тысячи человек;

— промышленность — 19 тысяч человек;

— креативные индустрии — 17,7 тысячи человек;

— транспорт — 14,9 тысячи человек;

— здравоохранение — 14,7 тысячи человек;

— строительство — 14 тысяч человек;

— гостеприимство — 13,2 тысячи человек;

— образование и социальная сфера — 10,7 тысячи человек;

— безопасность и право — 7,8 тысячи человек;

— финансы и торговля — 5,2 тысячи человек;

— культура и искусство — 1,4 тысячи человек;

— спорт — 0,6 тысячи человек.

Доля успешно трудоустроенных выпускников городских колледжей составляет95 процентов.

В этом году в эти образовательные учреждения поступили свыше 50 тысяч ребят, том числе рекордное количество выпускников девятых классов московских школ — 37 тысяч человек, что на 40 процентов больше, чем в 2024-м.

Увеличение набора в колледжи является важной составляющей модернизации системы среднего профессионального образования (СПО), осуществляемой Правительством Москвы. В ее основе лежит два базовых принципа. Это актуальность и востребованность (образовательные программы разрабатываются при непосредственном участии работодателей и профессиональных ассоциаций), а также практикоориентированность (студенты погружаются в профессиональную среду с первого курса обучения в колледже, а практические занятия составляют не менее 70 процентов всего времени обучения и проходят под руководством опытных наставников).

В рамках модернизации системы СПО проводится масштабная трансформация инфраструктуры и содержания образования, которая подразумевает несколько направлений.

Постоянное взаимодействие с работодателями и работу под их запрос. Для этого формируется широкий пул партнеров, среди которых ГК «Ростех», Московский метрополитен, АО «Шереметьево безопасность», ПАО «МОЭК», АО «Концерн ВКО “Алмаз-Антей”», ООО «Главстрой», ПАО «МГТС», ПАО «Ростелеком», ГУП «Мосгортранс», ПАО «Сбербанк», ПАО «Газпром», ассоциация «Российские автомобильные дилеры», ООО «Инженерстрой», ООО «Спецград», АО «Московский автомобильный завод “Москвич”», АО «НПП “Торий”», холдинг «Объединенные кондитеры», «Кофемания», Novikov Group, «Рестораны Раппопорта», «Мясо & рыба», «Росинтер Ресторантс», Maison Dellos, White Rabbit Family, Alba Group, Hurma Group, Vasilchuki Restaraunt Group, Soluxe, Lotte, Four Seasons, «Арарат Парк Хаятт», Mariott Imperial Plaza, «Савой», The Ritz-Carlton, Azimut Hotels (в том числе «Метрополь»), Cosmos Hotel Group, Radisson Hotel Group, группы Accor и «Сафмар» (в том числе «Националь») и другие компании.

Всего — более 3,8 тысячи работодателей, которые также участвуют в разработке содержания и критериев оценки выпускного демонстрационного экзамена и входят в состав экзаменационной комиссии.

Обновление образовательных программ. Их содержание формируется на основе профиля компетенций, составленного совместно с профессиональным сообществом и лидерами отраслей. В городских колледжах ведется обучение по 150 специальностям. К 1 сентября 2025-го актуализировано свыше 85 процентов программ. А к 2027 учебному году к новому стандарту приведут 100 процентов программ. Кроме того, создана система постоянной трансформации программ с учетом новых технологий, передовых отраслевых знаний и изменяющихся потребностей рынка труда.

Основная задача — подготовить студента, готового приступить к полноценной работе сразу после выпуска из колледжа.

При этом за счет повышения интенсивности обучения уменьшаются его сроки. С сентября 2025-го 95 процентов учебных программ в системе СПО Москвы будут рассчитаны на один год и 10 месяцев для окончивших 11 классов и два года 10 месяцев — для вчерашних девятиклассников.

Мультидисциплинарность и повышение разрядности. Студенты получают возможность за время обучения освоить не одну, а от двух до четырех профессий. Это повышает конкурентоспособность молодого специалиста на рынке труда.

Например, по специальности «технология машиностроения» выпускник получает основную квалификацию «техник-технолог», а также возможность работать еще по трем профессиям — это станочник широкого профиля, наладчик станков и манипуляторов с программным управлением, контролер станочных и слесарных работ.

Город задает обязательный уровень качества подготовки по каждой профессии. Минимальным стандартом уровня квалификации становится третий разряд, а по некоторым специальностям — четвертый. Ранее выпускники колледжей получали не выше второго разряда. Их не допускали к сложным видам производства, и ребят приходилось доучивать. Как следствие, это формировало невысокий уровень оплаты труда молодых специалистов.

Цифровизация обучения с использованием сервисов «Колледж “МЭШ”». С сентября 2024 года педагогам и студентам городских колледжей для подготовки к занятиям стали доступны электронные сервисы «Московской электронной школы» («МЭШ»). Это повысило качество обучения и сделало учебный процесс более доступным и удобным для всех участников.

Сейчас проводится доработка «МЭШ» с учетом особенностей и задач профессионального образования, которая завершится к 2026 году. Будут введены специализированные формы контроля и аттестации, создано портфолио студента, электронная зачетная книжка, личные кабинеты студента и преподавателя, а также электронная библиотека материалов для преподавателей.

Библиотеку «МЭШ» наполнят набором материалов для обеспечения современных форматов и технологий проведения обучения: электронными сценариями уроков, включающими видеозадания, тестами, интерактивными приложениями, виртуальными лабораториями, электронными учебными пособиями и цифровыми учебниками.

Улучшение материально-технической базы СПО. Помимо модернизации 2050 лабораторий и мастерских, в индустриальном парке «Руднево» открыта площадка практической подготовки колледжей Москвы.

В 2025-м планируется открыть еще один центр практической подготовки для специалистов в сфере машиностроения в особой экономической зоне (ОЭЗ) «Технополис Москва», где будут обучаться 1,5 тысячи студентов колледжей в год.

Также создадут центр практического обучения «Профессии будущего», где в 35 современных мастерских можно будет отработать профессиональные навыки в условиях, максимально соответствующих реальной практике. Ежегодно здесь будут обучаться около 15 тысяч человек.

Планируется строительство семи инновационных образовательных кампусов общей площадью около 400 тысяч квадратных метров для размещения более 60 тысяч студентов. Среди них — колледжи в сферах креативной индустрии, ИТ, здравоохранения, гостеприимства, промышленности, транспорта, строительства и других.

Здания проектируют с учетом современных технологий обучения и на основе лучших мировых практик. Это будут эргономичные помещения с комфортной образовательной средой и эффектом полного погружения в профессию.

В новых кампусах разместят профессиональные мастерские, а также внутренние и внешние полигоны полного производственного цикла для отработки комплексных навыков студентов в условиях, близких к реальным. Образовательное пространство будет включать коворкинги и трансформируемые помещения для групповой и проектной работы.

Кроме того, планируют проведение капитального ремонта зданий Московского технологического колледжа имени И.А. Лихачева и Московского колледжа управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно» — в общей сложности трех корпусов общей площадью 50 тысяч квадратных метров.

К 2031 году предусмотрено полностью обновить инфраструктуру городских колледжей.

Расширение программы профориентации школьников. В 2024/2025 учебном году в программе комплексной профориентации приняли участие свыше 70 тысяч школьников. В их числе 74 процента девятиклассников московских школ, поступивших в колледжи в 2025-м. Ожидается, что в 2025/2026 учебном году профориентацию пройдут более 75 тысяч школьников.

Программу постоянно обновляют и расширяют новыми форматами, в том числе интерактивными. Она также включает мотивационные и профориентационные мероприятия для подростков и родителей.

Повышение престижа среднего профессионального образования. Правительство Москвы учредило гранты для столичных колледжей за достижение высоких результатов в обучении студентов.

Всего вручается 20 грантов: три гранта I степени по 40 миллионов рублей, семь грантов II степени по 25 миллионов рублей и 10 грантов III степени по 15 миллионов рублей.

При определении грантополучателей учитываются результаты студентов при сдаче квалификационного и демонстрационного экзаменов, победы в чемпионатах профессионального мастерства, трудоустройство выпускников и другие критерии.

Средства грантов можно направить на дополнительное материальное поощрение педагогов и мастеров производственного обучения, которые добились высоких результатов в своей работе. Это станет дополнительным стимулом к повышению качества среднего профессионального образования в Москве.

Первые колледжи — получатели грантов были определены по итогам 2024/2025 учебного года.

По специальностям строительной отрасли в 14 московских колледжах обучаются 14 тысяч студентов.

Обучение проводится по 24 основным профессиям. Среди них специальности «строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «архитектура», «землеустройство», «садово-парковое и ландшафтное строительство», «сварочное производство», «сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», «информационное моделирование в строительстве», «эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома», «монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции», «монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», «реставрация», «мастер отделочных строительных и декоративных работ», «прикладная геодезия» и «техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)».

В их числе также специальности «электромонтажник электрических сетей и электрооборудования», «строительство и эксплуатация инженерных сооружений», «мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ», «водоснабжение и водоотведение», «монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения», «строительство и эксплуатация автомобильных дорог, аэродромов и городских путей сообщения», «реставратор», «электромонтажник слаботочных систем», «мастер вертикального транспорта» и «машинист дорожных и строительных машин».

В 2023–2025 годах образовательные программы были актуализированы совместно с экспертами строительной отрасли. Профессиональные дисциплины, лабораторные и практические занятия доработаны с учетом реальных бизнес-кейсов и стандартов компаний.

В дополнение к основной квалификации студенты получают еще три рабочие профессии. Например, по направлению подготовки «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» к квалификации «техник» по диплому студенты получают дополнительные профессии, такие как штукатур, плотник-маляр, каменщик — облицовщик-плиточник. Это повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

В рамках обновления материально-технической базы в строительных колледжах создаются современные площадки практической подготовки по стандартам работодателей.

В 2023-м и 2024-м модернизированы 92 лаборатории и мастерские. Еще 80 планируют обновить в этом году.

В числе постоянных партнеров колледжей строительных специальностей — более 300 компаний.

Студенты столичных колледжей получают практический опыт на строительных площадках и предприятиях партнеров-работодателей, осваивая профессиональные навыки в различных сегментах отрасли.