Новости Москвы и Московской области

Школа начинается с любви к детям. Заслуженные учителя России — о саморазвитии и новых технологиях в образовании

Современная московская школа — своего рода мастерская, где ученики раскрывают таланты, делают первые шаги в профессии и растут личностно. Обладатели статуса «Заслуженный учитель Российской Федерации» рассказали, какова роль педагога в развитии детей и как оставаться профессионалом в своем деле.

Разработка учебных пособий и сценариев уроков в «Московской электронной школе» («МЭШ»), поиск собственного педагогического почерка, саморазвитие в сфере технологий и любовь к детям. Так выглядят будни столичных преподавателей, получивших звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». В преддверии Дня учителя, который отмечается 5 октября, корреспондент mos.ru пообщался с обладателями почетного статуса о профессии и новых возможностях в образовательной сфере.

Каким оборудованием оснащены лаборатории, чем полезна «Московская электронная школа», как подросткам помогают определиться с делом жизни в предпрофессиональных классах и чему школьник и педагог учатся друг у друга — в нашем материале.

От классов по робототехнике и ИТ-полигонов до «Московской электронной школы»

Столичная школа сегодня — это технологичная среда, в которой созданы все условия для развития учеников. Здесь открыты творческие мастерские, ИТ-полигоны, классы по робототехнике, лаборатории, оснащенные передовым оборудованием, спортивные залы. При разработке проектов ребята используют аппараты для 3D-сканирования и 3D-моделирования, станки с числовым программным управлением, цифровые микроскопы и многое другое. Меловую доску сменили интерактивные панели. На них можно транслировать материалы к уроку, в том числе видео и изображения, заниматься в виртуальных лабораториях, писать, чертить и рисовать. А один из главных помощников в учебном процессе — единая цифровая образовательная платформа «Московская электронная школа».

«В “МЭШ” есть электронные журнал и дневник. Для учителей размещены сценарии уроков: можно использовать готовый либо почерпнуть идеи для собственного. Это делает обучение разнообразным и увлекательным. Домашние задания и тесты мы проверяем в режиме онлайн. Раньше, если ученик пропустил уроки из-за болезни, ему приходилось догонять остальных по одному лишь учебнику, а его обычно недостаточно. В “МЭШ” можно посмотреть, чем сегодня занимались в классе, и изучить дополнительные материалы. Кроме того, платформа полезна родителям. У них есть возможность удаленно следить за достижениями и успеваемостью ребенка», — пояснила Татьяна Саврасова, учитель русского языка и литературы инженерно-технической школы имени дважды Героя Советского Союза П.Р. Поповича.

Она пришла в профессию, вдохновившись своим учителем по тому же предмету, и за 36 лет работы в школе не разочаровалась в своем выборе. Татьяна Саврасова — эксперт единого государственного экзамена по русскому языку, тренер сборной Москвы по литературе на Всероссийской олимпиаде школьников, обладатель званий «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» и «Заслуженный учитель Российской Федерации». По ее словам, особое внимание в столичных школах уделяют профориентации учеников. 10 лет назад заработали предпрофессиональные классы, их формируют в 10-11-х классах. Открыты инженерные, медицинские, ИТ-, предпринимательские, медиа- и психолого-педагогические классы. В них подростки углубляются в профильные предметы, ездят на экскурсии на предприятия, посещают лаборатории и лекции в вузах.

«В 15–17 лет пора начинать подготовку к поступлению в вуз или колледж. Но в этом возрасте ребята еще находятся на перепутье, не всегда знают, чем хотят заниматься в жизни. А если ничего не пробовал, как принять решение? В предпрофессиональных классах подростки “примеряют” специальности. Так они могут понять: их профессия или нет. Если нет, они вовремя сменят траекторию развития, и учителя опять же им помогут. В нашей школе по просьбам учеников открыты инженерный и предпринимательский классы», — отметила Татьяна Саврасова.

Учителя, которые постоянно учатся

Как и Татьяна Саврасова, учитель русского языка и литературы школы № 1329 Вячеслав Синицын тоже пошел по стопам своего педагога. Он не только преподает, но и совершенствует учебный процесс. Вячеслав Синицын — автор известной методики «Как почувствовать вкус слова» для развития речи детей разного возраста, а также более 40 научно-методических материалов и свыше 60 пособий по русскому языку и культуре речи, литературе, истории.

«Благодаря “МЭШ” я могу перенимать опыт учителей из других школ, знакомиться с их сценариями. Педагогу особенно важно не изолироваться, саморазвиваться. Обмен опытом с коллегами, участие в профессиональных конкурсах помогают выработать личный педагогический почерк, стиль преподавания. Своими пособиями я тоже поделился на платформе. Например, я разработал игру “Я начну, а ты продолжи”. Даю две поэтические строки, а дети разворачивают сюжет в зарифмованной форме. Так они прямо на уроке становятся авторами собственных стихов и песен. Это раскрывает их творческий потенциал и обогащает речь», — рассказал он.

Кроме того, учитель русского языка постоянно сталкивается с неологизмами. Но вместо того чтобы отрицать гибкость, изменчивость языка, Вячеслав Синицын предлагает детям совместно исследовать, в каких жизненных ситуациях допустимы новые слова, есть ли у них синонимы. А еще современные дети растут в цифровую эпоху, так что технологии для них — инструмент незаменимый. Учителю нельзя отставать, считает Татьяна Саврасова.

«Педагогу следует осваивать новые технологии. И не бояться обращаться за помощью к своим более продвинутым ученикам. Я объясняю, когда им что-то непонятно, а они — когда непонятно мне. Учитель — не человек, который находится сверху и указывает, а тот, кто идет рядом. Он учится у собственных учеников. На мой взгляд, важно установить доверительные отношения. Если, скажем, ребята задают мне вопрос, на который я не могу ответить полно, то говорю им: дайте время подумать, изучить тему, и на следующем уроке мы к ней вернемся. Честный подход не уменьшает авторитет педагога в глазах школьников, а, наоборот, вызывает уважение», — подчеркнула собеседница mos.ru.

Учитель должен показывать на своем примере, а не в учебниках

Педагоги не только помогают ученикам изучить предмет, но и вносят свой вклад в их воспитание, прививают любовь к знаниям. Маргарита Устинова, учитель математики школы № 1518, влюблена в царицу наук и стремится показать школьникам всю ее красоту — даже если их пути с дисциплиной разойдутся после окончания школы.

«Горящие глаза детей для меня — лучшая благодарность за труды. Математика воспитывает в человеке лаконичность, целеустремленность, умение ставить цели и задачи и решать их. К ученикам следует применять индивидуальный подход, учитывать особенности каждого. Иногда стоит проявлять строгость, иногда поддерживать, подсказывать, мотивировать. Мой девиз звучит, как у врачей: не навреди. Однажды на выпускном вечере мама школьницы сказала: я благодарна нашей школе, потому что дочь ходила в нее с радостью. Думаю, задача педагогов в том и заключается: чтобы ребенок с удовольствием вставал утром и шел на уроки, где его ждут друзья и учителя, где он будет узнавать что-то новое, покорять очередные вершины. Именно неравнодушный учитель, который отдает часть своей души детям, предмету, достоин почетных званий в системе образования», — убеждена Маргарита Устинова.

А Вячеслав Синицын в своей работе вдохновляется фразой классика Ивана Гончарова: «…Язык есть образ всего внутреннего человека: его ума, того, что называется сердцем, он выразитель воспитания, всех сил умственных и нравственных».

«Московская школа — творческая мастерская личностного роста ребенка. Я не только разбираю с детьми литературные произведения, мудрые высказывания великих людей, но и транслирую на уроках собственные жизненные убеждения и ценности. Например, показываю, как важны справедливость, уважение к окружающим людям, доброта, щедрость. Главное в педагогике — любовь к детям. С нее начинается школа», — добавил преподаватель.