Новости Москвы и Московской области

Сергей Собянин рассказал о развитии предпрофессиональных классов

Подготовка идет по шести направлениям более чем в 70 процентах столичных школ.

За 10 лет предпрофессиональные классы выпустили около 100 тысяч учеников. Сейчас более чем в 70 процентах столичных школ открыты инженерные, медицинские, ИТ, предпринимательские, медиаклассы и психолого-педагогические классы. Об этом в своем канале в мессенджере MAX сообщил Сергей Собянин.

«Школы оснащены новейшим оборудованием, чтобы проводить исследования, ставить опыты, заниматься научными разработками. Недавно мы ввели также единый стандарт предпрофессионального образования. Он строится по модели “школа — колледж — вуз — индустриальный партнер”. Теперь старшеклассники полностью сосредоточены на предметах, которые пригодятся им для поступления в вуз. Уже в школе они получают первые профессиональные навыки. Осваивают профессию на базе колледжа — без отрыва от учебы в школе. Посещают лекции и лаборатории в вузах, ходят с экскурсиями на предприятия», — написал Мэр Москвы.

Первые предпрофессиональные классы открылись в московских школах в 2015 году. Более 90 процентов выпускников таких классов поступают в вузы по своему профилю.

Как устроено предпрофессиональное образование

Сегодня предпрофессиональные классы открыты более чем в 70 процентах московских школ. Около 47 тысяч школьников проходят подготовку по шести направлениям. Среди них:

— «Инженерный класс в московской школе» (207 школ, около 12,2 тысячи учащихся);

— «Медицинский класс в московской школе» (124 школы, около 6,7 тысячи учащихся);

— «ИТ-класс в московской школе» (178 школ, около 10,4 тысячи учащихся);

— «Предпринимательский класс в московской школе» (223 школы, около 11,4 тысячи учащихся);

— «Медиакласс в московской школе» (145 школ, около 6,1 тысячи учащихся);

— «Психолого-педагогический класс в московской школе» (пять школ, около 110 учащихся).

С 2023/2024 учебного года в Москве действует единый стандарт предпрофессионального образования, который строится по модели «школа — колледж — вуз — индустриальный партнер». В соответствии с ним учащиеся углубленно изучают профильные предметы, чтобы качественно сдать экзамены и поступить в выбранный вуз. Ребята приобретают первые профессиональные навыки через школьные спецкурсы, посещают экскурсии, учебные дни и встречи с экспертами на площадках индустриальных партнеров, где знакомятся со спецификой работы в выбранной сфере. Параллельно с учебой в школе они осваивают первую профессию на базе колледжа, проводят исследование или разрабатывают проект под руководством преподавателей вузов-партнеров, погружаясь в академическую среду. Школьники также посещают лекции, мастер-классы, конференции и встречи с потенциальными работодателями.

Таким образом, заканчивая школу, каждый выпускник предпрофессиональных классов имеет глубокие академические знания, практический опыт, полученный на современном учебном оборудовании, опыт взаимодействия с потенциальным работодателем, собственное исследование или разработку, свидетельство о получении первой рабочей профессии по избранной специальности, а также четкое понимание того, кем хочет стать. Все это помогает выпускникам поступать в ведущие вузы столицы.

Новейшие лабораторные комплексы и компьютерная техника

Школы, в которых открыты предпрофессиональные классы, оснащены новейшими лабораторными комплексами и компьютерной техникой, что позволяет учащимся проводить исследования, ставить опыты, заниматься научными разработками.

С целью подготовки учащихся к осознанному выбору специальности школы активно сотрудничают с профильными организациями — за 10 лет их партнерами стали более 50 вузов, три научные организации, более 40 колледжей, а также свыше 300 предприятий и учреждений разных отраслей, в том числе медицины, высоких технологий, ИТ, финансов, медиа и других.

В 2024/2025 учебном году представители профессионального сообщества провели для школьников свыше двух тысяч экскурсий и учебных дней, а также более 420 бизнес-тренингов, которые посетили свыше 28 тысяч старшеклассников.

На площадках вузов-партнеров ученики предпрофессиональных классов проводят научные исследования в области современных технологий, медицины, психологии, педагогики, медиа и бизнеса. Свои разработки они представляют на открытых городских научно-практических конференциях «Инженеры будущего», «Старт в медицину» и «Наука для жизни». В 2024/2025 учебном году для участия в них школьники подали более 32 тысяч заявок. Победителями и призерами стали свыше 5,5 тысячи человек. Старшеклассники из их числа завоевали возможность получить до 10 дополнительных баллов к результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ) при поступлении в вузы-партнеры.

У выпускников предпрофессиональных классов высокие баллы

Многие выпускники предпрофессиональных классов достигают высоких результатов при сдаче ЕГЭ. В 2024/2025 учебном году около 50 процентов из них набрали свыше 220 баллов в сумме по трем предметам. Около трети выпускников получили 100 баллов по одному из экзаменов после обучения в предпрофессиональных классах.

В 2025 году выпускники предпрофессиональных классов впервые получили сертификаты об освоении программы единого образца. Всего выдано свыше 15,8 тысячи документов, которые стали дополнительным преимуществом при поступлении в ряд московских вузов.

Для поддержки школ, которые успешно реализуют проекты предпрофессионального образования, учреждены гранты Правительства Москвы, общий фонд которых составляет 500 миллионов рублей в год. Средства идут на материальное стимулирование педагогов и повышение их квалификации. По итогам 2024/2025 учебного года гранты получило 147 московских школ.

Чтобы к старшей школе ученик понимал, какой предпрофессиональный класс ему подходит лучше всего, системная работа по профориентации начинается еще в седьмом классе. Ее ведут в рамках столичных проектов образовательных вертикалей, которые реализуются с седьмого по девятый класс.

Сегодня в московских школах открыты классы трех вертикалей: математической, естественно-научной и ИТ. Ребята углубленно изучают предметы соответствующих профилей, проходят практические курсы, знакомятся с вузами, профессиями и научными достижениями в выбранных направлениях. Таким образом обеспечивается плавный переход: выпускники математической и ИТ-вертикали чаще идут в ИТ-, инженерные и частично в предпринимательские классы, а естественно-научной вертикали — в медицинские и психолого-педагогические.

Однако развивать у детей интерес к математике и естественным наукам начинают уже в начальной школе. Это помогает раньше выявлять у ребят склонность к изучению различных предметов и упрощает дальнейшую профориентацию. Для развития математического и естественно-научного образования с нового учебного года в московских школах ввели дополнительные курсы по математике, науке и технологиям для первых — четвертых классов. Более 14 тысячи учителей прошли подготовку для работы по этой программе. Кроме того, был создан экспертный совет, в который вошли ведущие ученые, преподаватели вузов, тренеры олимпиадных сборных и методисты. Совет занимается разработкой новых образовательных программ, экспертизой учебных пособий и рекомендациями по оснащению школ.