Новости Москвы и Московской области

Письма, ордена, окопные свечи: как школьные музеи Москвы сохраняют историческую память

Юные москвичи изучают историю не только по учебникам, но и через личные вещи фронтовиков.

В столичных школах открыто более 1,1 тысячи музеев, созданных учениками и педагогами. Большинство из них — свыше 600 — посвящено Великой Отечественной войне и специальной военной операции (СВО). Через подлинные экспонаты школьники могут познакомиться с историей страны. Об этом сообщили в пресс-службе столичного Департамента образования и науки.

«Подобные экспозиции играют большую роль в патриотическом воспитании. Юные москвичи изучают историю не только по учебникам, но и через предметы — карты, письма, личные вещи фронтовиков. Это позволяет сохранить живую память и понять подвиг соотечественников. С самого начала специальной военной операции в музеях московских школ стали появляться тематические выставки и экспозиции. Например, в школе № 1164 открыли первый в России музей СВО “Донбасс. Возвращение”, рассказывающий о независимости Донецкой Народной Республики», — отметили в пресс-службе ведомства.

В музее школы № 1164 собраны предметы амуниции, фрагменты боеприпасов, окопные свечи, сухие пайки и подарки школы-побратима из Донецка. В их числе рисунки и мозаики учеников, видеофильмы с рассказами о жизни и записи песен. А в школе № 429 «Соколиная гора» работает музей, посвященный Людиновской подпольной комсомольской группе — молодежной партизанской организации, которая действовала в 1941–1942 годах в Калужской области.

Событиям современной истории посвящен музей «За правду» в школе № 1517, который рассказывает о гвардейском мотострелковом полке, выполняющем задачи в зоне СВО. Музей школы № 1598, помимо истории Великой Отечественной войны, знакомит с участием советских солдат в других сражениях — в Афганистане, Египте, Корее и Анголе. Экспозиция в школе № 167 имени маршала Л.А. Говорова отражает боевой путь 2-й ударной армии через личные вещи, находки с мест сражений, архивные документы и фотографии.

«Музей для меня — это место, где постоянно узнаешь что-то новое, где каждая вещь — это страница истории. Я считаю, что музей — это не просто витрины, таблички, а место силы духа, гордости за страну и дверь в наше героическое прошлое», — отметила ученица девятого кадетского класса школы № 167 имени Маршала Л.А. Говорова Екатерина Рюмина.

Музей школы № 1950 посвящен работе журналистов в годы Великой Отечественной войны. Он рассказывает посетителям о героях-корреспондентах, чьи репортажи, снимки и записи сохранили правду о тех годах. В школе № 1002 создан музей боевой славы воздушно-десантных войск «Никто, кроме нас», где представлены личные вещи десантников.

В музее школы № 1476 «Москва на рубеже эпох» среди экспонатов выставки  — уникальные материалы и личные вещи советских солдат и офицеров. В разделах экспозиции показан героический труд людей в тылу и работа деятелей искусства.

«Наш школьный музей — это не просто коллекция экспонатов, а многослойная летопись. Наша задача — не дать этим материалам превратиться в музейный экспонат, оживить их, чтобы прошлое не ушло в архив, а продолжало говорить с нами», — отметил руководитель медиацентра школы № 1476 Иван Хомяков.

В 2025 году пять столичных музеев, посвященных Великой Отечественной войне и специальной военной операции, стали лучшими на федеральном этапе Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций Российской Федерации, который приурочен к Году защитников Отечества. Всего в конкурсе приняли участие более 500 школ из 55 регионов России.

Узнать больше о дополнительном образовании в столице можно в телеграм-каналах «Московское образование» и «Московское воспитание».

Программы дополнительного образования развивают у школьников творческое и критическое мышление и формируют у них навыки, которые пригодятся им в будущей профессии. Мероприятия, проходящие в рамках дополнительного образования, вносят вклад в проект «Все лучшее детям» национального проекта «Молодежь и дети». Подробнее о национальных проектах России и вкладе столицы можно узнать на специальной странице.