Новости Москвы и Московской области

Новый уровень: как фестиваль колледжей Москвы помогает сделать первые шаги в мир ИТ

Фестиваль колледжей Москвы — это не просто дни открытых дверей. Здесь школьники пробуют себя в будущей профессии и выбирают, какое направление им по душе. Рассказываем, как подошли к подготовке и проведению фестиваля в Московском государственном колледже электромеханики и информационных технологий.

Помочь виртуальной полиции поймать нарушителей, научить бота разговаривать или запрограммировать экранный летательный аппарат на полив тыкв — такие задания выполняли старшеклассники на площадке Московского государственного колледжа электромеханики и информационных технологий (МГКЭИТ) в Бирюлеве Западном. В рамках масштабного фестиваля колледжей Москвы, который проходит с 25 октября по 1 ноября, здесь подготовили программу-квест для школьников. Кстати, МГКЭИТ в 2025-м празднует 95-летие. Это одно из ведущих учреждений столицы в области среднего профессионального образования по подготовке ИТ-специалистов.

Корреспонденты mos.ru побывали в колледже в фестивальный день и узнали, чему учат студентов, какие профессии самые востребованные и как игра помогает ребятам выбрать свое направление в ИТ.

Найти себя в ИТ

В фестивале колледжей участвуют 48 столичных учебных заведений. В течение недели, которая выпала на школьные каникулы, ребята могут посетить более 200 мероприятий, посвященных актуальным профессиям в разных сферах. На площадке Московского государственного колледжа электромеханики и информационных технологий старшеклассникам предложили перенестись за экран компьютера, встретить любимых персонажей игр, пройти уровни, отгадать загадки, а в итоге найти ответ на вопрос, кем они хотят быть.

«Фестиваль колледжей Москвы — часть городского проекта “Мастерство начинается здесь”, который помогает старшеклассникам определиться с выбором профессии. На фестивальных мероприятиях ребята могут выбрать не только сферу будущей деятельности, но и узкую специализацию. В этом году мы как представители флагманского учебного заведения среднего образования в сфере ИТ решили устроить для них профориентационный квест “Кто ты в ИТ?”. Во-первых, подросткам так интереснее и понятнее, во-вторых, результаты квеста переводятся в баллы: дети оценивают, какое направление вызывает у них наибольший интерес, а мы видим, сколько желающих получить ту или иную специальность», — рассказывает заместитель директора Московского государственного колледжа электромеханики и информационных технологий Игнат Игнатов.

Здание МГКЭИТ, ставшее фестивальной площадкой, — новый корпус, открывшийся в рамках обновления материально-технической базы колледжа.

«Самая востребованная специальность в нашем колледже — информационные системы и программирование. Также обучаем графическому дизайну, веб-разработке, кибербезопасности, сетевому администрированию и другим специальностям», — объясняет Игнат Игнатов.

Косплей и лазерный сканер

Снаружи здание колледжа светло-серое и прямоугольное, как корпус компьютера. На его фасаде изображена фантастическая фигура, в которой каждый видит что-то свое: одни — вихрь, другие — фрагмент конструктора.

Ребят и их родителей встречают косплееры — студенты в фантазийных костюмах героев компьютерной приключенческой игры, волшебного мира в стиле японских аниме. Эти персонажи хорошо знакомы современным детям, поэтому им сразу хочется узнать: что дальше?

Волонтеры выдают школьникам доступ к электронному личному кабинету, разработанному студентами и преподавателями колледжа специально для фестиваля, уникальный номер, который в конце разыграют в лотерею (победитель получит фирменный блокнот, термос или шопер), а также карточку с указанием станций. Так называется аудитория или лаборатория, каждая посвящена одному из направлений ИТ. Чтобы пройти все, нужно то подниматься с первого этажа на четвертый, то спускаться. Двигаться можно в любом порядке. На станциях преподаватели и помощники предлагают подросткам выполнить разные задания, за них начисляются баллы, которые отражаются в личном кабинете. В результате старшеклассник видит, где набрал больше очков. Очевидно, эта специализация и есть то, что ему нужно.

По пути попадаются мотивационные плакаты и рисунки на стенах, выполненные студентами. На некоторых изображены персонажи компьютерных игр, на других — раскладка клавиатуры, на третьих — лозунги, например: «Знания — твой лучший антивирус».

А между станциями студенты и педагоги демонстрируют достижения техники: это тоже мотивация для абитуриентов, наглядный пример, зачем нужны информационные технологии. Так, четверокурсник Глеб Николаев показывает лазерный 3D-сканер, напоминающий руку робота с иголкой и шариком на конце, позволяющий точно скопировать любую деталь, а затем напечатать такую же на 3D-принтере.

«Технология пригодится в производстве автомобилей, самолетов, поездов, в частности, она помогает в импортозамещении. Берем сканер двойным хватом, то есть обеими руками, нацеливаем эту иголку с шариком на предмет, проводим вдоль него в течение пары секунд, и на экране компьютера тут же появляется изображение. Лазер считывает все углубления, неровности, шероховатости», — увлеченно рассказывает Глеб Николаев.

Впрочем, здесь, все студенты увлеченные. Когда говорят о колледже, учебе, будущей профессии, у них светятся глаза. Школьники тоже заряжаются позитивом.

«Я учусь в ИТ-классе, а здесь окончательно поняла, что хочу дальше идти в эту сферу. Стану программистом или графическим дизайнером. У меня получается, мне легко и интересно, и главное, работать по профессии можно где угодно», — отмечает девятиклассница Ксения Липатова.

Летающий фермер и бот-помощник

На фестивальной площадке нас сопровождает первокурсница Александра Харитонова.

«Я поступила сюда после девятого класса. Буду изучать обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем. Это очень актуальное направление», — рассуждает девушка.

Заходим на одну из станций. Здесь ребятам предлагают поиграть в сотрудников техподдержки. Участники вытягивают карточку с вопросом, который мог бы поступить на реальной работе, например: «Двусторонняя печать исчезла на принтере». Конечно, пока школьники вряд ли способны самостоятельно найти решение.

«В этом им помогает искусственный интеллект. Они отправляют ему запрос, а ответ записывают в отчет. Задание на время: дольше 15 минут его выполнять нельзя. В процессе подростки понимают, нравится ли им такая деятельность», — объясняет преподаватель Анастасия Ульященко.

В соседнем классе педагог Алексей Емельянов обучает участников фестиваля основам программирования через игру. На мониторе — виртуальный огород, над которым летает робот-фермер. Задача школьников — добавить в программный код такие цифры, буквы и знаки, чтобы он сам поливал и пропалывал тыквы. «В игровой форме легче разобраться в теме», — улыбается преподаватель. Он прав: даже родители не могут оторваться от экрана и просят разрешения поиграть.

На втором этаже тем временем мастер производственного обучения Наталья Дубровина рассказывает, как устроено прототипирование — разработка модели веб-сайта. Задача в том, чтобы на компьютере в программе разложить в определенном порядке виртуальные шестеренки. В реальности вместо них будут разделы портала, наполненные текстом и фотографиями. Затем нужно поместить каждую шестеренку в свою рамку (фрейм) и соединить эти фреймы между собой: тогда пользователь сможет переходить между рубриками сайта.

На станции третьего этажа старшеклассники учатся создавать помощников-ботов. Задание состоит из трех частей. На первом этапе нужно написать текст, который бот будет высылать в ответ на запрос, а также придумать кнопки-рубрики, например: «Кредитная карта», «Открыть счет». На втором — подключить искусственный интеллект. На третьем — добавить анимацию и «оживить» виртуального ассистента.

Больше чем игра

Частью фестивального дня в колледже стал кибертурнир. Здесь в отдельной аудитории на первом этаже собралось больше всего юных посетителей, ведь им показывают игры разных времен.

«Сначала желающие могут сыграть в тетрис. Игра развивает внимание и скорость реакции: пока кубики падают, нужно сообразить, как их повернуть, чтобы они ровно легли в конструкции. Далее мы предлагаем разработки новее, в которых играющий в роли полицейского соревнуется с ботом, кто быстрее поймает нарушителя. Наконец, участники дистанционно сражаются с реальным человеком, студентом одного из ИТ-колледжей столицы. Соперникам предстоит параллельно бороться с виртуальным врагом, выигрывает тот, кто окажется самым шустрым и смекалистым. Также есть возможность понаблюдать, как наши учащиеся играют в рамках турнира против коллег из других учебных заведений», — говорит преподаватель ИТ-дисциплин Маргарита Радостева.

Школьники прильнули к экранам, кажется, будто они одно целое с компьютерами. «Я постоянно играю, это мое любимое занятие. Поэтому и решил поступать в ИТ-колледж. Хочу усовершенствовать существующие игры, а возможно — создать свои», — признается восьмиклассник Дмитрий Нурголиев.

Впрочем, по словам Маргариты Радостевой, в увлечении компьютерными играми нет ничего плохого, вопреки мнению многих родителей, если это не просто времяпрепровождение, а киберспорт. «Это настоящий спорт со строгим режимом тренировок, питания и сна. Ребята просматривают свои матчи, анализируют ошибки. Киберспорт — интеллектуальное развитие, дисциплина и самосовершенствование», — уверяет Маргарита Радостева.