Новости Москвы и Московской области

Главное — поддержка. Как в столичных школах работают кураторы, наставники и советники по воспитанию

Кто следит за успехами учеников, помогает подросткам выбрать профессиональный путь и почему наставник нужен не только детям, но и взрослым — в материале mos.ru.

Современные столичные школы — это не просто кабинеты с передовым оборудованием и технологиями, где дети получают знания и сразу применяют их на практике. Там юные москвичи могут раскрыть таланты и сделать первые шаги в профессии. Для этого внедряются новые форматы поддержки. С учениками работают такие специалисты, как тьютор, куратор и советник по воспитанию. Они помогают ребятам заинтересоваться учебой и внеклассными занятиями, развить социальные навыки и расширить кругозор. А на помощь учителям приходят педагоги-наставники.

В День знаний, 1 сентября, рассказываем, зачем в школах новые специалисты и как они включены в образовательный процесс.

Школа — это не только образовательное пространство, но и место, где каждый ребенок может реализовать себя, считает Анастасия Сорокина, куратор медиакласса школы № 1468. Такие возможности дают предпрофессиональные классы, которые работают в школах по шести направлениям: медицинскому, предпринимательскому, психолого-педагогическому, инженерному, медиа- и ИТ-направлению. Ребята углубленно изучают профильные предметы, посещают ведущие предприятия отрасли и перенимают опыт у практикующих специалистов.

Она помогает старшеклассникам делать первые шаги в роли операторов, журналистов, редакторов, фотографов, SMM-менеджеров и других специалистов. Вместе они снимают видеоролики, делают рекламные объявления, логотипы, осваивают монтаж.

«При этом дети не просто выполняют задания, а создают целые проекты. Я договариваюсь с организациями-партнерами, и школьники решают для них конкретные задачи. Так, наш ученик сделал стикерпак для одной из столичных библиотек, а другие ребята сняли рекламный ролик для студии керамики. Проекты получились отличные, и их приняли. Ребята получили ценный опыт и могут указать это в портфолио. Кроме того, мы нередко участвуем в профильных конкурсах. Недавно, например, дети прошли отбор и отправились в одну из киноэкспедиций “Кинокампуса Горького”. Чтобы погрузить школьников в медиасферу еще больше, по возвращении мы провели для них настоящую пресс-конференцию. Подошли ответственно и не просто подготовили вопросы, но даже организовали прямую трансляцию», — отмечает Анастасия Сорокина.

Поддержка столичных учеников выходит за рамки уроков: во внеурочной жизни ребятам помогают команды ученического управления и советники по воспитанию.

Антон Цветков не представляет профессию без ярких идей и предложений, которыми делятся дети. Он работает советником по воспитанию уже два года и точно знает: самое важное для малышей и подростков — поддержка взрослого.

«Я стараюсь замечать, чем интересуются дети и что получается у них лучше всего. Иногда школьник испытывает трудности с учебой, но успешно проявляет себя в коллективе: предлагает идеи, помогает организовывать и проводить мероприятия. Это может быть любая привычная ему роль — от волонтера до артиста. Если любит петь, предлагаю ему выступать на школьных концертах, а если он уверенно держится на публике, то быть на них ведущим. Если школьник силен в науке, готовимся к олимпиаде. Наша задача — замотивировать ребят, открыть для них новые возможности и помочь им раскрыть таланты», — подчеркивает собеседник mos.ru.

Научить самостоятельности и раскрыть таланты: как лучшие педагоги Москвы работают с современными школьникамиСила традиций. Семьи столичных педагогов — о работе с детьми, призвании и взаимной поддержкеСобянин поздравил учителя биологии школы № 1522 Элеонору Андрееву с 90-летием

В столице заботятся о том, чтобы комфортно себя чувствовали не только школьники, но и педагогические работники. Для этого создали систему наставничества, благодаря которой одни преподаватели могут стать наставниками для других, передавая опыт и знания. Сегодня педагоги-наставники поддерживают коллег уже в 295 образовательных организациях.

Чтобы помощь была эффективной, педагоги делятся на пары: наставника и наставляемого. Прийти за советом к опытному коллеге молодые специалисты могут в любое время, когда это необходимо. А еще наставничество может быть не только односторонним, но и взаимным — реверсивным.

«В основе реверсивного наставничества — взаимный обмен опытом, ценностями, взглядами. Когда, например, педагог с большим стажем делится с молодым специалистом советами по работе с методическими пособиями, а тот, в свою очередь, рассказывает, как в построении урока можно использовать искусственный интеллект. И это не только про взаимопомощь, но и про преемственность, передачу ценностей и смыслов профессии, которые десятилетиями были в основе педагогики, про любовь к своей работе», — подчеркивает Валентин Рытиков.

О важности преемственности говорит и Ольга Денисова, педагог-наставник, учитель географии и заместитель директора школы № 1155. Знания о природе и мире она передает ребятам более 25 лет и точно знает, что педагог — это не просто профессия, а призвание.

Вместе педагоги-наставники не только ищут подходы к современным малышам и подросткам, но и достигают новых вершин. Так, объединившись в команду в составе директора, двух заместителей и двух педагогов, в 2024 году коллектив школы № 1155 победил во Всероссийском конкурсе «Наставничество».

«Мы представили свой опыт коллегам из других образовательных учреждений и доказали, насколько важна в профессии педагога сплоченность, взаимопонимание и доверие. Школа объединяет все поколения: малышей и подростков, родителей, бабушек и дедушек, учителей разных возрастов. Однако даже когда у каждого свое видение мира, нужно оставаться внимательными друг к другу. В этом и есть залог успеха», — подчеркивает собеседница mos.ru.

Приносить пользу и любить профессию: молодежь Москвы — о своей работеПриемная кампания МГПУ: у абитуриентов растет интерес к педагогическому образованию