Новости Москвы и Московской области

Эмпатичный вожатый и научный помощник: студенты МГПУ создали цифровых ассистентов для учебы

Специалисты и студенты университета регулярно реализуют проекты на базе искусственного интеллекта.

Студенты Московского городского педагогического университета (МГПУ) разработали уникальных цифровых ассистентов. Они дают советы учителям математики и начинающим вожатым. Об этом сообщили в пресс-службе столичного Департамента образования и науки.

Ассистентов на основе технологий искусственного интеллекта создали на базе платформы «Нейролик», разработанной в МГПУ. В проекте приняли участие три команды по три человека в каждой. Ребята продумали концепцию персонажей, подобрали для них базы знаний и обучили систему.

Так, команда института цифрового образования представила «МетодикAi» — методиста, обученного на трудах известного педагога Сергея Атанасяна. Его создали для помощи студентам и преподавателям при подготовке научных работ, поиске новых идей и обсуждении образовательных подходов. Например, ассистент может дать советы, как заинтересовать занятиями учеников и какие методы сделают объяснение сложной темы более наглядным.

«Искусственный интеллект может стать эффективным инструментом развития исследовательских и аналитических навыков. Будущее образования — за интеллектуальными помощниками, которые не выполняют задания вместо студентов, а выступают их партнерами, и всегда готовы поддержать», — отметила Александра Филиппова, студентка института цифрового образования МГПУ.

Команда института педагогики и психологии образования разработала цифрового вожатого. Доброжелательный и эмпатичный помощник поддерживает студентов, которые начинают профессиональный путь в детских лагерях. Он подсказывает идеи мероприятий, помогает разрабатывать сценарии игр и праздников, а также дает советы, как лучше поступить в спорных ситуациях.

Студенты института иностранных языков создали научного помощника Таню. Виртуальный консультант помогает формулировать темы выпускных квалификационных работ, подбирать актуальные источники и готовить научные тексты. Нейросеть также дает советы по организации структуры исследования и может подсказать, как оформить библиографию.

«Работа над созданием цифрового ассистента была невероятно увлекательной, ведь мы могли реализовывать любые идеи и задумки. Чтобы Таня помогала без ошибок, нам пришлось много думать над четкими формулировками промптов. В итоге мы смогли создать для студентов надежного помощника, который всегда будет на связи и при необходимости окажет эмоциональную поддержку», — рассказала Екатерина Ярыгина, студентка института иностранных языков МГПУ.

Специалисты университета регулярно реализуют проекты на базе искусственного интеллекта. Так, в 2024 году с использованием той же платформы в вузе создали цифровых помощников — аспирантов Ушинского и Выготского. Ассистенты обучены на основе трудов психолога Льва Выготского и педагога Константина Ушинского и отвечают на вопросы о преподавании и детской психологии. Кроме того, в вузе разрабатывают цифровой учебник по биологии и систему анализа вовлеченности школьников на уроках «Цифровое зеркало учебного занятия».

МГПУ — один из ведущих педагогических вузов страны. Студентам доступно более 40 направлений подготовки, в число которых входят педагогическое, музыкальное и специальное (дефектологическое) образование, психология, юриспруденция, управление, бизнес-информатика, социология, филология, история, лингвистика, физическая культура, дизайн и актерское искусство.

Университет возглавляет национальный рейтинг трудоустройства по востребованности выпускников бакалавриата и специалитета по направлению «Образование и педагогические науки», а также магистратуры по направлению «Гуманитарные науки». В этом году учебное заведение заняло второе место в предметном рейтинге RAEX по педагогическому образованию.