Экология, биология и медицина: в столице растет популярность естественно-научных кружков
В столице открыто более 28 тысяч кружков по естественным наукам, в которых занимаются свыше 500 тысяч юных москвичей. Они работают в школах и центрах дополнительного образования. На занятиях ребята изучают медицину, ветеринарию, астрономию, геологию и биологию.
«Естественно-научные кружки — одни из самых популярных у московских школьников. За последние пять лет интерес к этому направлению допобразования вырос почти на 20 процентов. Например, биологией сегодня занимаются более 18 тысяч юных москвичей — для них работают свыше полутора тысяч секций. Набирает популярность новое направление — экология. Сейчас ее изучают 16 тысяч детей. Еще свыше 13 тысяч ребят посещают кружки медицинской направленности — их в Москве открыто почти 700», — сообщили в пресс-службе столичного Департамента образования и науки.
Одной из главных площадок для юных экологов является Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма. Он организует для школьников походы и экспедиции по регионам России.
Например, в объединении «Юннатская тропа» ребята изучают растительный и животный мир одного из крупнейших природных массивов Европы — национального парка «Лосиный Остров». Они наблюдают за сезонными изменениями в жизни растений и животных и на основе этих данных ведут научный дневник. Все материалы юные ученые оформляют по правилам научного сообщества и используют для разработки собственных экологических проектов.
«Прежде всего наш кружок — это возможность оказаться ближе к природе, оставаясь в родном городе, отвлечься от привычной суеты мегаполиса, расширить круг интересов. Мы изучаем природное разнообразие и осваиваем методики научного наблюдения. Конечно, ребятам предстоит еще многому научиться, но их восторг от первых находок внушает надежду ― впереди у них увлекательные исследования», ― поделился педагог кружка «Юннатская тропа» Алексей Яковлев.
На занятиях кружка «Экология леса. Лесоведение» школьники исследуют лес как единую экосистему — от почвенных грибов до птиц и зверей. Ребята учатся работать с научно-популярной литературой, осваивают методы сбора и анализа данных, пробуют выдвигать гипотезы и проверять их. Кроме того, дети регулярно участвуют в экспедициях, по итогам которых готовят собственные проекты.
Программа «Зоопсихология» посвящена особенностям поведения животных — от простейших реакций до сложных форм социального взаимодействия. Юные ученые исследуют, как гормоны управляют поведением, чем отличаются безусловные и условные рефлексы, как формируются инстинкты и где проходит грань между обучением и врожденной программой.
Школьники также проводят эксперименты с помощью лабиринтов и искусственных сред обитания для насекомых и изучают их реакции. Например, в кружке «Муравей» ребята узнают о жизни социальных насекомых и других животных — не только муравьев, но и пчел, шмелей, термитов, львов и слонов, а также наблюдают за некоторыми из них.
Как рассказала воспитанница кружка «Муравей» Мария Щипунова, на занятиях дети сами строят муравейники: чертят планы и льют гипс. По ее словам, это ответственная работа, потому что она делается для живых существ и от ребят зависит, будет ли им удобно и безопасно. Благодаря кружку девочка стала внимательнее относиться к природе, научилась заботиться о животных и даже уговорила родителей завести муравейник дома, за который она полностью отвечает.
Естественно-научные кружки также открыты в Московском дворце пионеров. На занятиях программы «Удивительный мир веществ» школьники четвертых — восьмых классов изучают свойства химических элементов, проводят научные эксперименты и разбирают принципы работы знакомых природных явлений.
Узнать больше о дополнительном образовании в столице можно в телеграм-каналах «Московское образование» и «Московское воспитание».
Программы дополнительного образования развивают у школьников творческое и критическое мышление и формируют навыки, которые пригодятся им в будущей профессии. Мероприятия, проходящие в рамках дополнительного образования, вносят вклад в проект «Все лучшее детям» национального проекта «Молодежь и дети». Подробнее о национальных проектах России и вкладе столицы можно узнать на специальной странице.