Гранты и бизнес-миссии: как МЭЦ поддерживает столичных предпринимателей
За восемь лет работы Московского экспортного центра (МЭЦ) столичные предприниматели обратились за его услугами более 97 тысяч раз. Они проходили обучение по акселерационным программам, участвовали в зарубежных выставках и бизнес-миссиях, консультировались с экспертами и выходили на международные онлайн-платформы. Об этом сообщила Наталья Сергунина, заместитель Мэра Москвы.
«С сентября 2017 года при поддержке города столичные предприниматели заключили около 3,8 тысячи контрактов на сумму, превышающую 137 миллиардов рублей. Инструментами, которые предлагает Московский экспортный центр, воспользовалось больше 20 тысяч компаний из самых разных сфер — от информационных технологий до креативных индустрий и производства продуктов питания», — рассказала Наталья Сергунина.
Среди наиболее популярных направлений внешнеэкономической деятельности — Китай, Белоруссия, Сербия, Турция, Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ).
От выставок до маркетплейсов
Один из самых востребованных у бизнеса форматов — участие в крупнейших международных отраслевых выставках, ярмарках и бизнес-миссиях, в том числе реверсных, когда представители зарубежных компаний приглашаются в Москву. МЭЦ берет на себя затраты на аренду и застройку площадки для переговоров, доставку экспонатов и организацию деловых встреч.
За восемь лет свою продукцию и услуги на 263 мероприятиях представили 4,7 тысячи предпринимателей. Они провели презентации для потенциальных партнеров из десятков стран — от Вьетнама до Мексики — и заключили договоры более чем на 14,3 миллиарда рублей.
Другой популярный инструмент — размещение товаров на международных торговых онлайн-площадках. Им воспользовались почти две тысячи компаний, которые представили свою продукцию на 30 маркетплейсах стран Азии, Ближнего Востока и СНГ. Объем поддержанного экспорта в этом сегменте превысил 28 миллиардов рублей. В зарубежных интернет-магазинах популярностью пользуются московские десерты, напитки и косметика. Сейчас идет прием заявок предпринимателей на продвижение на пяти ресурсах: Global Trade Plaza, Ecasb, Indotrading, Supl.biz и Uzum.
Обучение и консультации
В 2018 году создали «Московскую школу экспортера» — это обучающая программа, направленная на развитие навыков ведения бизнеса за рубежом. Слушатели знакомятся с особенностями разных рынков и получают рекомендации по подбору ниши, логистике и документообороту. В рамках программы уже организовано около тысячи мероприятий.
Кроме того, МЭЦ совместно с партнерами провел 41 поток профильной акселерации. Общая сумма заключенных по итогам контрактов составила почти восемь миллиардов рублей. Так, разработчик ИТ-оборудования и программного обеспечения начал поставки продукции в Казахстан.
С 2023 года центр создает сеть амбассадоров московского бизнеса в других государствах. Они уже есть в Египте, Вьетнаме, Малайзии, Иране, Китае, ОАЭ, Турции, Южно-Африканской Республике и Омане. Эксперты помогают столичным экспортерам разобраться в особенностях местного предпринимательства, найти потенциальных партнеров, а также сопровождают сделки. При их участии уже подписаны договоры на 2,6 миллиарда рублей.
Гранты и льготные кредиты
Столичным компаниям также доступна финансовая поддержка, например экспортные гранты. Представители малого и среднего предпринимательства, реализующие свою продукцию в дружественных странах, могут получить от 10 до 20 процентов от стоимости внешнеторгового договора. Максимальный размер — 10 миллионов рублей в год (или 50 процентов от налогов, уплаченных в бюджет города). С момента начала работы программы в 2022 году выдано более 700 грантов на сумму около двух миллиардов рублей.
Другой вариант — льготное кредитование на сумму до 100 миллионов рублей сроком до двух лет для финансирования производства и поставки продукции за рубеж. Уже выдано займов на 620 миллионов рублей.