Новости Москвы и Московской области

«Я на пути, которым могу идти». Стас Намин — о творческой свободе и актуальности

«Культура Москвы» побеседовала с музыкантом, композитором, режиссером, художником, продюсером, художественным руководителем Московского театра музыки и драмы Стаса Намина о советской цензуре и свободе творчества, «Цветах» и вдохновении, аншлагах и уважении к зрителям, об изобразительном искусстве и художниках, чьим мнением дорожит.

Стас Намин — фигура, без которой невозможно представить историю отечественной рок‑музыки и культурного андеграунда второй половины XX века. Начав творческий путь еще в школьные годы с группы «Меломаны», он создал легендарные «Цветы», ставшие символом советского рока. В 1980‑е Намин расширил горизонты: учредил Московский симфонический оркестр, собрал рок-группу «Парк Горького» и вывел ее на международную сцену, организовав первый масштабный зарубежный тур. Не ограничиваясь музыкой, он стал первопроходцем в сфере независимого продюсирования, а в 1990‑е основал Театр Стаса Намина — уникальный синтез музыкального и драматического жанров. Сегодня Стас Намин продолжает экспериментировать: пишет симфоническую музыку, ставит спектакли, занимается живописью и фотографией. Его творческий путь — это история постоянного поиска и умения оставаться актуальным вне времени.

Фрагмент беседы (полная версия интервью «Культуре Москвы» доступна на видео).

— Сегодня «Культура Москвы» в Московском театре музыки и драмы Стаса Намина. Стас Намин, которого не надо представлять, любезно пригласил нас в святая святых — в свой кабинет, и мы бесконечно этому рады. Продюсер и издатель две ваши важные ипостаси. В то время, когда вы организовали Центр Стаса Намина, вы стали первыми в рок-пространстве. Почему возникла необходимость быть продюсерским центром и одновременно студией звукозаписи?

— Никакой необходимости не было. Все, что делалось, происходило по наитию, по тому, как складывалось. Группа «Цветы», которую я сделал давным-давно, прожила сложную жизнь разных запретов, поэтому в какой-то момент мы решили — уже в 1980-х — помочь молодым группам, которые начали проходить через такие же запреты, как и мы в свое время. И создали для них базу, чтобы там могли записываться и играть молодые, запрещенные тогда команды. Вот и все.

Пройдя длинный путь с группой «Цветы», думаю, вы во многих смыслах стали первопроходцами. И это такое веление души облегчить путь молодым.

— Да, в тот момент существовала такая необходимость, потому что запретов было много.

Сейчас тоже есть необходимость, но не из-за запретов, а с точки зрения поддержки новых имен.

— Это совсем другая история. Здесь уже коммерческий, продюсерский, подход — меня не интересует.

Но вы сейчас поддерживаете молодых музыкантов?

— Как я поддерживаю? Да они и сами молодцы все, их поддерживать не нужно. В то время мне казалось важным помочь людям пробиться через цензуру, запреты коммунистического режима. Сейчас обычная жизнь, и я музыкой давно не занимаюсь и этим особо не интересуюсь.

Но при этом вы художественный и идейный руководитель музыкального театра, то есть музыкой вы все-таки занимаетесь.

— Театр — это совсем другое.

Но он музыкальный.

— Музыкальный — неправильно говорить. Он называется театром музыки и драмы.

В чистом виде музыкальных театров не существует, везде встроена драма. Просто я хочу понять, как Центр Стаса Намина стал Театром Стаса Намина  — ведь у театра другой статус? Или для вас глобально ничего не изменилось?

— Вы знаете, оттого что это всем известно и везде написано, сейчас вести долгий разговор, рассказывать, что дважды два — четыре, совсем странным выглядит. Все знают, чем отличается продюсерский центр от театра.

— Но для вас это стало принципиально другим?

— А при чем тут я? Существует понятие «театр», и существует понятие «рок-группа».

Потому что это ваш путь.

— Не мой путь — у всех одинаково: театр есть театр.

Вы лукавите, вы же художник я говорю про сущность человека.

— Я не могу вам сказать ничего про мою сущность, потому что об этом вы должны говорить, а я-то что…

Мюзиклы и рок-постановки в Театре Стаса Намина чем отличаются от всех тех мюзиклов, которые проходят на других площадках?

— Я не знаю, что ставится в стране, и не хожу в другие театры. А что касается нас, мы делаем то, что у нас получается.

Постановка, премьера которой состоится в ближайшие дни?

— Сейчас театр сделал мне сюрприз: спектакль, который я еще не видел. Сегодня первый раз его буду смотреть — об истории группы «Цветы». В связи с тем, что «Цветам» 55 лет — день рождения группы почему-то в ноябре считается, — вот в ноябре и будет спектакль. Посмотрим — сегодня и завтра премьера.

И вы все отдали на откуп театру?

— Почти все время так происходит. У нас театр творческий, и там рождаются спектакли.

Полная свобода от вас?

— Конечно.

Это уникальная ситуация: художественные руководители театров, с которыми я общалась, достаточно жестко держат все процессы в руках, прежде всего творческие.

— У нас нет текучки — люди работают по 25, 20, 15 лет, и за эти годы уже привыкли работать вместе. Очень органичный, такой творческий состав — они знают, что делают, и есть общее понимание.

А приток новых людей в театр происходит? Как вы их находите?

— Бывает время от времени. Я никого не нахожу. Сами актеры кого-то ищут, если необходимо.

И в постановке о группе «Цветы» вы совсем отстранились?

— Почему я отстранился? Для меня сюрприз подготовили, основанный на реальных фактах, воспоминаниях, биографиях. Там ничего выдуманного нет. Но я еще не смотрел, как они сделали. Кусочки только увидел на репетиции — мне показалось очень симпатично. Они все сами играют живьем, сами поют очень здорово. Наверное, поют даже лучше, чем когда «Цветы» были молодыми.

Про «Цветы», триумф и ту роль, которую группа играла, действительно написано очень много. Я надеюсь, что создатели постановки все это донесут до аудитории. Как руководитель и художник в широком смысле слова, вы наблюдаете за реакцией зрителей на происходящее в театре?

— Чтобы как-то я наблюдал — такого нет. В принципе, у нас всегда аншлаги — люди приходят, им нравится. А какую реакцию надо наблюдать?

— Сменилось уже несколько поколений зрителей насколько меняется восприятие? Считаете ли вы театр востребованным и нужным?

— Как можно говорить, что востребовано, а что нет?

Вы сказали, что всегда аншлаг, а это критерий.

— Приходят люди — значит, наверное, да.

— Ориентируется ли театр на то, что нужно здесь и сейчас более молодому поколению?

— Думаю, нет. То, что связано со мной, с музыкой, которая была в «Цветах», и со всем остальным, в основном построено на каком-то внутреннем понимании, мировоззрении и не соотносится с сегодняшней необходимостью.

Вы говорите о вечном?

— Бывает, что и не о вечном. Это связано только с тем, что есть внутри у актеров и у меня. То, что нам хочется говорить, мы и говорим. А когда это совпадает с тем, что и зрителям интересно, то и слава богу.

— Как вы находите вдохновение?

— Да ничего я не нахожу: что интересно, то я и делаю. Это связано и с музыкой, и с театром, и с кино.

Вы видитесь мне абсолютно свободным человеком. Пройдя такой путь это большая редкость. Ведь свобода — это то, что ты можешь делать и говорить все что хочешь.

— Я не знаю, что такое свобода. Термин вы назвали.

— Вам наверняка задают вопрос: что такое свобода для вас? Вы живете и делаете то, что вам нравится. А кто или что является не то чтобы критерием, а способом понять, что вы на верном пути?

— Я не уверен, что на верном. Я на пути, которым могу идти. Вот я иду по нему, а верный путь или неверный — только там знают.

В театре особенная атмосфера это сразу чувствуется. Молодые сотрудники наверняка ориентируются на вас как на учителя, вы мастер для них, гуру.

— Может быть, в какой-то степени.

Неужели у вас не бывает околофилософских или философских бесед про степень свободы, самовыражение?

— Конечно, бывают очень часто.

Как строится процесс, как вы всех настраиваете? Ведь это авторский театр.

— Я никого никуда не настраиваю.

Нет-нет, вы сейчас лукавите. А эти беседы, которые вы проводите?

— Я не провожу специально. Все само складывается: говорим, как все люди разговаривают. Это не то, что я провожу беседы.

— Это же авторский театр?

— А что такое авторский театр? Когда один человек делает, остальные ему подчиняются? Это не авторский театр.

Нет, это когда один человек имеет свой путь, свои взгляды.

— У каждого человека свой путь. И у всех, кто в театре работает, тоже свой.

Но это театр вашего имени, то есть ваш путь немножечко доминирует.

— Я его начал — ну и что? Это же не значит, что театр авторский. Это коллективный театр.

С другой стороны, если даже ставят «Цветы», где все основывается на фактах, которые наверняка сами и сверяли.

— Со мной не надо сверять — все написано, все факты существуют. Со мной не обязательно разговаривать на эту тему. Как сделать на сцене режиссерски, актерски — это вопрос совершенно другой, чисто творческий. Сверять со мной не нужно. Бывает, что я сам включаюсь в какие-то спектакли, а бывает, что не включаюсь и полностью даю творческую свободу актерам, которые теперь уже не только актеры.

Почти режиссеры. А если вы видите в процессе репетиции, не на генпрогоне, что можно поправить?

— Я советую.

Они прислушиваются?

— Иногда могут прислушиваться, а могут и нет.

Вы допускаете спор?

— Спор? Я не спорю, я могу посоветовать.

Это удивительный образ художественного руководителя. Я думаю, все, кто будет слушать, непременно захотят прийти к вам в театр.

— Не знаю. У нас специфический театр, поэтому, возможно, он не всем подходит. Все захотят прийти? Прийти и посмотреть спектакль? Да.

Вам как художнику, теперь в более узком смысле, приносят ли удовлетворение выставки? Когда была последняя?

— Пишу много. Где-то месяца три назад в Голландии, в Италии, еще где-то.

А в Москве?

— В Москве несколько лет назад, когда у меня был юбилей или что-то такое, в Московском музее современного искусства сделали мою большую выставку.

 — Вам важны выставки?

— Конечно, как любому человеку важно показывать, что он делает — и я с удовольствием показываю. Но это не значит, что всем обязательно должно нравиться — у всех свои вкусы. Вокруг меня много людей, которых я очень уважаю, доверяю их мнению. Мне важно, чтобы они посмотрели. И люди тоже смотрят с удовольствием.

Кто из художественного мира для вас имеет ценность?

— В смысле изобразительного искусства? У нас есть очень серьезные художники, потрясающие. Если говорить про моих друзей, то это такие уникальные художники, как Александр Рукавишников, Михаил Шемякин, Георгий Франгулян, — столпы, которые просто недостижимы, — они великие таланты. И в мире, конечно, очень много хороших художников.

Как вам современные художники, молодые?

— Есть разные художники. А что значит «молодые»? Какой возраст называть молодым? Я не до такой степени знаю всех художников. Я говорю, что изобразительное искусство в России очень развито, есть серьезные, великолепные художники мирового уровня.

Как вас принимают за границей, где недавно проходили выставки?

— Да везде одинаково.

Везде успех?

— Я не знаю, что такое успех.

Да вы лукавите. Успех в театре это когда аншлаг.

— Нет, конечно. Это разные понимания успеха. Аншлаг — совершенно не обязательно успех. Аншлаги бывают в очень примитивных и пошлых видах искусства.

Вам важно качество публики?

— Мне неважно. Я делаю только то, что могу, и то, что мне нравится. Больше я ничего не могу. Что мне важно? Я не знаю. Что мне нравится, то и делаю.

Вы сказали, что вам важно мнение больших художников. И важно мнение людей.

— Да, конечно. Я с уважением отношусь ко всем людям.

Я всегда чувствую, как тот или иной творец относится к людям: прощает, принимает, любит, дает им существовать и даже оправдывает. Спасибо, что вы любите людей, поэтому и аншлаги в театре в том числе.

— Я не сказал, что люблю людей. Я сказал, что с уважением отношусь к тем, кто приходит на выставки, слушает музыку. Любить людей — это очень сложное понятие. Как можно любить всех людей? Есть такие люди, которых не только любить нельзя.

Но и принимать.

— Я не принимаю всех людей, я принимаю только достойных. Может, животных всех принимаю, а людей — нет.

Каким вы видите будущее Театра Стаса Намина? И думаете ли об этом?

— Не знаю. Я про будущее не думаю никогда.

Вы живете настоящим?

— Не знаю, каким настоящим. Живу как живу.

Но вы же думаете вместе с театром о репертуаре, постановках, о том, что должно случиться в течение года? Это небольшой шаг, но все же будущее.

— Есть планы, конечно, что поставим в дальнейшем. Это относительное будущее.

Короткое будущее так я называю. Я сейчас как раз про него, а не про то, что наступит через 20–30 лет.

— У нас есть спектакли, которые мы сейчас собираемся ставить. Один из них будет сегодня.

— А что еще в планах, если не секрет?

— Будем делать мюзикл «Щелкунчик». Еще есть планы.

Можете назвать?

— Можно, конечно, но лучше сделать, а потом уже говорить, чем наоборот.

Я обязательно схожу на постановку. Хотя не знаю, насколько вы любите разбирать фильмы, спектакли, в целом творчество.

— Нет, не люблю.

Я так и подумала.

— Конечно, мне неинтересно это. Я разбираю только тогда, когда делаю, и тогда уж, конечно, анализирую все, пытаюсь найти какие-то драматические связи.

Сейчас подумала, что в современном культурном пространстве и музеи, и театры, и даже композиторы уже приучились, что нужно все объяснять аудитории.

— Все люди по-разному устроены. Кому-то хочется объяснять — должны объяснять. Что плохого?

Дело, наверное, не в том, что хочется объяснять. Многие просто боятся, что их не поймут, и начинают делать этот шаг вперед.

— Я же вам говорю: люди должны делать так, как им хочется.

Вы ни в коей мере не будете упрощать задачу?

— Да задач нет никаких. Что тут объяснять? Музыка, с моей точки зрения, устроена так, что если она не нравится, то она не нравится. Объяснять, мне кажется, того не стоит. Музыку, как и все остальное искусство, если человек не чувствует, значит, он не чувствует, значит, ему не нравится. Не всем должно все нравиться, правда.

Но это первичный уровень уровень чувственного, эмоционального.

— Этого достаточно.

 — Я так устроена, что мне всегда нужен еще интеллектуальный пласт.

— Значит, вы должны требовать, чтобы была еще дополнительно какая-то концептуальная интродукция.

— Но мне нравится потом сверять свое мнение с творцами. И таких, как я, много.

— Со мной сверять ничего не нужно. Когда я что-то завершил, то это уже законченное произведение, и со мной про него рассуждать не надо. Если оно само за себя не говорит, значит, не удалось.

А вы возвращаетесь к тем постановкам, которые свершились, уже живут?

— Бывает, что и возвращаемся, — как складывается. Иногда что-то меняем, но совершенно не обязательно.

Значит, не совсем отпускаете свои творения? Вы к ним возвращаетесь, присматриваете за ними.

— Я же не сказал, что забываю. Как складывается, так и складывается. По-разному, у меня нет закономерностей. Есть официальный сайт: мы создали такую творческую биографию, где фактически собрано, наверное, все, что я делаю. Если кому-то интересно, можно на большом экране открыть этот сайт и потратить кучу времени, чтобы посмотреть, послушать и узнать, чем я занимаюсь. Но по большому счету это мало кому интересно, потому что люди в основном занимаются своей жизнью, а чужая редко кого интересует, особенно когда она длинная и большая.

— Когда находишь ту самую объективную информацию, можно ли в ней увидеть вас как человека?

— Я не знаю, можно или нельзя. Вы увидите то, чем я занимаюсь, — этого вполне достаточно. Я абсолютно открыт и ничего не скрываю, поэтому легче всего узнать через так называемое искусство.

«Культура Москвы»: гид по ярким событиям столицы