«Выбор». Психологический триллер в Театре Олега Табакова
Московский театр Олега Табакова представляет премьеру «Выбор» в «Подвале» — отреставрированном пространстве театра на улице Чаплыгина.
Художественный руководитель Театра Олега Табакова Владимир Машков рассказывает: «Молодые артисты, и уже опытные, очень серьезно пробуют себя в режиссуре. Спектакль поставлен замечательной актрисой нашего театра и режиссером Аленой Лаптевой вместе с творческим коллективом Театра Табакова, театра “Современник” и нашей Театральной школой Олега Табакова».
Уютная ловушка
Жанр спектакля авторы определили как психологический триллер. Действие длится полтора часа без антракта, зритель находится в постоянном напряжении, сюжет цепляет с первой секунды, не дает возможности сделать паузу и поразмышлять над увиденным.
История развивается быстро, напряжение накапливается, не имея выхода, и просмотр превращается в непрерывное путешествие по самым потаенным и темным уголкам человеческой души.
Спектакль поставили по авторскому сценарию, непредсказуемость которого интригует. О каком выборе речь? Что будут выбирать герои? Что значит выбор для каждого?
На сцене — декорации уютного литературного кафе: несколько столиков, барная стойка и множество шкафов с книгами. На люстре закреплены раскрытые книги. Это место — символ безопасности, интеллектуального уюта, диалога, света культуры. Место, где царит разум. Доброжелательная обстановка будто располагает к теплой беседе, и зритель вовсе не ожидает предстоящего конфликта. Он расслаблен атмосферой кафе, и от этого предстоящее вторжение эмоционального хаоса ощущается острее.
Множество книг вокруг намекают на заложенный в них и переосмысляемый этой постановкой опыт взаимоотношений разных людей.
«Это история, которую создали артисты, режиссер, подключив опыт человечества через искусственный интеллект, о том, что же было сказано о выборе за тысячелетия и что это за тема выбора. Спектакль необычный, но наполненный абсолютно настоящим чувством и эмоциями», — рассуждает Владимир Машков.
Кормилец чудовищ
Действие начинается. Появляется загадочный Человек (заслуженный артист России Виталий Егоров). Он заходит в кафе с шумной улицы. До зрителя доносятся звуки дождя, проезжающих машин, разговоры людей. Закрывает за собой дверь, вмиг отрезая внешние звуки и оказываясь в тихом мире — книги, кофе и размеренное тиканье часов. Человек раскрывает большую тетрадь, принимаясь что-то увлеченно записывать.
Люди приносят с улицы свой хаос, боль, шум желаний. В кафе размеренно тикают часы, дают время на принятие решений, книги подсказывают накопленный опыт человечества и выступают безмолвными судьями.
К герою приходят разные люди, каждый просит о чем-то своем. Человек отвечает, что может дать желаемое в обмен на выполнение страшного задания. Однако Человек не заставляет делать то, что предлагает, и говорит, что не дает невыполнимых заданий. «Ты не оставляешь мне выбора», — восклицает один из героев, на что Человек спокойно отвечает: «Напротив, я предлагаю варианты». Отчего-то каждый не готов отказаться от своего задания. Для кого-то цена желаемого оказывается выше моральных принципов, кто-то уже не может сойти с этого пути, не отдавая себе в этом отчета, а кто-то говорит: «Порой мы несвободны в своем выборе, но сам факт, что у нас есть возможность сделать все что угодно, подталкивает нас к его совершению».
Люди зависимы от своих характеров и желаний. Но когда им формально дают свободу действий, иллюзия всемогущества затмевает внутренние запреты. Человек не предлагает выбирать действие — он предлагает выбор. Если человек хочет чего-то настолько, что готов на страшное, то это — им выбранный путь.
«Ты чудовище!» — в страхе кричит один из героев, но Человек лишь снисходительно подмечает: «Скажем так, я кормлю чудовищ». Кто он? Воплощение фатума? Вершитель судеб? Дьявол, которому продают душу?
О своем герое Виталий Егоров рассказывает так: «Мне очень нравится, что по поводу моего персонажа мне не хотелось бы давать много комментариев, чтобы остались загадка, флер неизвестности, и чтобы мы дали возможность зрителям сделать свои выводы и определить, кто это. Я знаю, что это человек, который прожил очень много — и драмы, и трагедии, и в семье, и с родителями, и с женой, и с детьми. У него очень богатое прошлое. И вот это исследование, наблюдения — это возможность исправить свои ошибки, понять, может ли человек сделать выбор и выбрать нужное решение в той или иной ситуации. Это исследование, эксперимент, записанный в его дневнике, может стать очень хорошим сценарием для фильма».
Детали судьбы
В спектакле задействованы 11 героев — люди разных профессий, социального статуса, но всех объединяет желание изменить свою жизнь. Настолько жгучее и невыносимое, что они готовы заключить договор. То «страшное», что должен сделать один герой, непременно задевает жизнь следующего посетителя кафе. Зритель видит, как решение первого клиента эхом отзывается в истории другого. Это создает ощущение паутины, из которой не вырваться. Каждый наблюдает за выбором и видит его последствия.
«В этих историях все могут увидеть себя, — говорит Алена Лаптева. — Это истории о родителях и детях, о взаимоотношениях мужчины и женщины, частные истории, личные, которыми делятся герои. Так что это про нас про всех. Это о том, как мы все связаны друг с другом. О том, что от действия одного человека зависит судьба другого. И прежде чем сделать выбор, как мы поступим, нужно задуматься о том, какие последствия это может повлечь».
Случается, что герой достигает желаемого раньше, чем выполняет условия договора, ведь главное — вера человека в свою цель. Желание исполняется не потому, что Человек его исполняет, а потому, что клиент, приняв условия, внутренне уже переступил черту. Он поверил, что цель достижима этой ценой. И это изменение в его сознании, эта новая решительность, пусть и чудовищная, сама по себе становится двигателем перемен.
«Ты сделал это для себя», — философски подмечает Человек, когда один из героев отчитывается о выполнении задания. Клиент приходит в состоянии внутреннего конфликта. Задание — лишь форма, которую принимает его желание, чтобы прорваться наружу. Выбор был всегда. И он был сделан в пользу какой-то части себя, пусть и самой темной. Все «страшные» задания — это лишь проекции их собственных внутренних монстров.
«Существует множество решений одной проблемы, — продолжает Человек, — я предлагаю лишь одно». «А вы верите в Бога?» — спрашивает его клиент. «Я верю в детали», — отвечает Человек. Истина, судьба, характер, выбор спрятаны не в глобальных законах, а в мелочах. И Человек ведет свою тетрадь как сборник деталей: жестов, интонаций, непроизвольных реакций. По ним он читает своего собеседника как открытую книгу и предлагает ту самую ключевую деталь-задание, которая перевернет всю его жизнь.
Грандиозное ощущение сделанного выбора
Спектакль «Выбор» в Театре Олега Табакова — глубокое исследование темы, с которой каждый сталкивается постоянно. Всякий, даже самый на первый взгляд незначительный, выбор может навсегда изменить жизнь. Очень важно суметь принять верное решение и осознать, что оно зависит не от мифического распорядителя судьбы, а от самого себя. Кто-то может лишь направить на путь, по которому человек должен идти сам. С пониманием, что без собственного желания и силы воли он бы никогда на него не встал. «Я почувствовал, что сделал выбор». — «И каково это?» — «Грандиозно, черт возьми!».
«Культура Москвы»: гид по ярким событиям столицы