Возрождение легенды. Как преображается Киностудия Горького
Цеха для пошива костюмов, павильоны виртуального продакшена и самый большой натурный хромакей в Европе. Сегодня российскую столицу можно по праву назвать городом кино. Здесь не только снимают фильмы, но и создают кинокластер мирового уровня. В рамках проекта «Москва — город кино» в столице работает кинозавод «Москино», кинокомиссия и киноплатформа «Москино», а также крупнейшие съемочные пространства — кинопарк «Москино» и Киностудия Горького, которая в этом году отмечает 110-летие и переживает свое второе рождение.
В киностудии проводят масштабную модернизацию. Благодаря этому ее площадь увеличится более чем в два раза, а пространства оборудуют самыми современными технологиями. Этой осенью на исторической площадке студии на улице Сергея Эйзенштейна (дом 8) завершили капитальный ремонт многофункционального кинозала и строительство производственного корпуса и центра костюма и реквизита.
Рассказываем, как в киностудии соседствуют память о прошлом и современные технологии, где будет находиться пошивочный цех и какой старинный артефакт украсит историческую площадку.
Больше сотни лет на экране
Киностудия Горького, созданная в 1915 году, — одна из старейших в России и старейшая в Москве. В ее золотой коллекции — сотни культовых картин, в числе которых «Офицеры», «Семнадцать мгновений весны», «Гостья из будущего» и многие другие. Здесь были также созданы первые в истории отечественного кино звуковой, цветной, музыкальный и трехмерный фильмы.
Первый звуковой художественный фильм на студии сняли в 1931 году. Это была картина “Путевка в жизнь”, режиссер — Николай Экк. Через пять лет он поставил на киностудии и первый отечественный цветной полнометражный фильм. У него было два названия: “Груня Корнакова” и “Соловей-Соловушко”. А в 1940-м был снят первый отечественный стереофильм “Земля молодости” — предшественник современного 3D-кино. Кроме того, на студии работал режиссер Александр Роу, благодаря которому именно здесь появился новый жанр отечественного кино — фильм-сказка. Он снял картины “Морозко”, “Королевство кривых зеркал”, “Варвара-краса, длинная коса” и другие
В 1950–1960-е годы на киностудии производили от восьми до 15 фильмов в год, а в 1970–1980-е — от 15 до 25. Однако в 1990-е годы студия пришла в упадок и долгое время почти ничего не выпускала. С 2014 по 2019 год ее коллекция пополнилась всего на десяток проектов. В конце 2023-го киностудия перешла в собственность Москвы, а в январе 2024-го началась ее масштабная модернизация. Основные работы на исторической площадке на улице Сергея Эйзенштейна уже завершили, и скоро настоящая магия кино будет царить в одном из новых съемочных павильонов.
С улицы Сергея Эйзенштейна через главное здание киностудии проходим во внутренний двор к большому шестиэтажному строению. Это новый производственный комплекс. Здесь расположился большой павильон, где будут снимать фильмы, сериалы и телешоу. Под высоким потолком можно увидеть железные штанги, платформы и тросы для подъема декораций и механизированные фермы — похожие на мосты металлические конструкции. На них съемочные группы смогут разместить нужное освещение. Пол, потолок и стены павильона окрашены в черный цвет. Это позволит уменьшить при съемках отражение и блики.
В этом году снимается сразу шесть игровых картин, среди которых спортивная комедия «Большая волна» и семейные фильмы «Новейшие приключения Петрова и Васечкина в горах Кавказа» и «Приключения желтого чемоданчика», а также ленты «Дива» и «Московская касса невест». А уже в ноябре в прокат выйдет предновогодний блокбастер «Письмо Деду Морозу». Главную роль в нем исполнит Наталия Орейро.
Шоу-свет, исчезающие кресла и артефакт из прошлого
Благодаря модернизации на Киностудии Горького появилось и еще одно высокотехнологичное пространство — многофункциональный зал «Горький холл» с большими экранами и рядами кресел. Он расположился в историческом здании на месте бывшего широкоформатного зала, построенного в 1970-е и утраченного в начале 2000-х. Новое помещение сможет вместить до 300 посетителей. «Горький холл» станет одним из самых высокотехнологичных кинотеатров Москвы. Здесь есть уникальный широкоформатный экран высокого разрешения, системы постановочного шоу-света, иммерсивного пространственного звука и синхронного перевода.
Помимо кинопросмотров, в зале планируют проводить и другие мероприятия. Для этого у него есть одна особенность: он трансформируется. В партере установлена телескопическая трибуна, позволяющая креслам складываться и сдвигаться. Технические специалисты активируют систему нажатием кнопки, и зрительный зал буквально исчезает, делая «Горький холл» еще более просторным. Уже 25 сентября здесь пройдет первое мероприятие — церемония открытия II Московского международного кинофестиваля молодежных фильмов «Высоко».
Удивит гостей и фойе зала. В нем расположили необычную фотозону с эффектом расширенной реальности и кинобар.
А еще почетное место в историческом здании займет настоящее сокровище киностудии — барельеф с изображением Максима Горького, созданный более 65 лет назад. Такой артефакт обнаружили в коллекции реквизита этим летом.
Благодаря модернизации на территории киностудии возвели новый корпус, где будет располагаться пошивочный цех и куда перевезут всю коллекцию комплекса костюма и реквизита — одного из старейших и крупнейших в стране. При подготовке к переезду среди атрибутов для киносъемок мы заметили барельеф. Он сделан из папье-маше в технике, которая использовалась в 1950-е годы. Определив примерный год создания, мы стали искать автора: поднимали архивы, изучали газетные статьи. В одном из материалов выходившей тогда газеты “Буревестник” увидели, что барельеф был создан для будущей марки (логотипа) киностудии. А его автором оказался ныне 94-летний заслуженный художник России Валентин Шихарев, который работал на киностудии в 1950–1960-х годах
Как отмечает сам художник, на создание барельефа его вдохновили работы советского скульптора-монументалиста Ивана Шадра. В нем также присутствуют отсылки к абстракции в стиле Александры Экстер, Аристарха Лентулова и братьев Весниных. Несмотря на красоту и реалистичность, марка с изображением Горького не прижилась. С ней вышло всего несколько картин. Однако образ барельефа надолго остался на бланках, письмах, билетах и печатях киностудии.
Верность традициям и воспитание новых поколений мастеров
Комплекс костюма и реквизита хранит и другие сокровища. Проходим к трехэтажному строению с большими окнами. Именно сюда уже скоро переедут мастера пошивочного цеха комплекса и вся его коллекция: свыше 200 тысяч единиц хранения — от одежды до предметов мебели. В помещениях установят современные швейные машинки, оверлоки и петельные автоматы, пароманекены и многое другое. Здесь также появятся просторные помещения для хранения и примерочные.
Пока пространства наполняются нужными атрибутами, на первом этаже здания посетителей встречают манекены в пышных платьях и строгих сюртуках. Это не просто наряды, а настоящие артефакты из прошлого. Так, два черных кружевных платья с длинными рукавами — часть антикварной коллекции. Их в далеком прошлом носили благородные дамы. Наряды сохранились и были приобретены киностудией как образцы для пошива костюмов для кино. Еще одно платье отличают кринолин и пудровый цвет. Его сшили мастера киностудии как реплику платья середины XIX века. Увидеть его можно в фильме «Поездка в Висбаден» (1989).
В пошивочном цехе киностудии не только создают костюмы, но и помогают получить новый опыт молодым мастерам. Так, под руководством экспертов комплекса костюма и реквизита впервые одежду для киносъемок пошила Алсу Мухаметжанова, студентка четвертого курса Первого московского образовательного комплекса.
Я учусь по специальности “конструирование, моделирование и технология швейных изделий” и в прошлом семестре прошла на студии производственную практику. Мне дали задание создать платья в стиле 1950-х годов. Я сконструировала и сшила два платья, еще одно уже было раскроено, я его дошила. Чтобы детально воспроизвести заданную эпоху, изучала журналы тех годов и вдохновлялась изображениями. На каждом этапе пошива мне помогали мастера. Благодаря этому все получилось
А еще на киностудии растят будущих режиссеров, сценаристов, операторов, монтажеров и актеров. Для этого здесь работает целый кинокампус. В его кабинетах и залах азам кинопрофессий учат ребят в возрасте от 10 до 17 лет. В распоряжении подростков — хромакей, студия звукозаписи, класс для занятия актерским мастерством и даже гримерные комнаты.