Новости Москвы и Московской области

В усадьбе Останкино реставрируют Итальянский павильон

Завершить работы в нем планируется до конца 2026 года.

В Москве продолжается реставрация усадьбы Останкино, расположенной по адресу: 1-я Останкинская улица, дом 5, строение 1. Она обладает статусом объекта культурного наследия федерального значения.

Ранее Мэр Москвы сообщил о завершении реставрации Египетского павильона усадьбы. Специалисты вернули исторический облик как фасадам, так и интерьерам. Особое внимание уделили более 700 квадратным метрам подлинных художественных паркетов. Также сохранили такие ценные детали интерьера, как искусственный мрамор, элементы фурнитуры и лепной декор, сложные дверные полотна, украшенные позолоченной и посеребренной резьбой, скульптуры сфинксов, отсылающие к теме Египта, и печи, которые они украшают. Сейчас продолжаются работы в западном крыле усадьбы — Итальянском павильоне. Это самая нарядная ее часть из-за обилия зеркал, золоченых панно, лепных порталов и мраморных скульптур.

«Усадьба Останкино — жемчужина русского искусства, подлинный деревянный дворец XVIII века. Он возведен в очень редкой для России того времени технике каркасного строительства. Конструктивные элементы выполнены из дерева, и только для фундамента был использован камень. Все работы в памятнике архитектуры проводятся в соответствии с историческими технологиями XVIII века. Сейчас специалисты трудятся над реставрацией Итальянского павильона, в котором сохранилось множество уникальных архитектурных деталей. Одна из его особенностей — подлинные бумажные обои 1790-х годов, так называемые французские бумажки, они дошли до наших дней в первозданном виде. Реставраторы приводят в порядок срубные конструкции стен и кровли, декоративные детали из папье-маше на капителях колонн и в убранстве стен, шелковые ткани, золоченый резной декор, паркет, уникальные богато украшенные двери», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

Кроме того, проводится демонтаж отделочных слоев ротонды, прокладка внешних и внутренних инженерных сетей. Планируется, что реставрация Итальянского павильона завершится до конца 2026 года.

Центральная часть усадьбы — дворец-театр — в настоящее время укрыт временной кровлей. Это сделано, чтобы защитить его конструкции на период проведения реставрационных работ. Алексей Емельянов уточнил, что монтаж металлических ферм осуществляется с использованием крана грузоподъемностью 750 тонн. Это единственный пример, когда временной кровлей с помощью самого мощного крана в России накрыли здание такого масштаба и исторической значимости.

«После завершения реставрации Египетского павильона Останкинского дворца москвичи и гости столицы могут увидеть этот шедевр XVIII века именно таким, каким его задумал граф Шереметев. Многие залы открылись впервые за десятилетия, а сам павильон сохранился в подлинном виде — без перестроек и изменений. Выставка “В гостях у графа Шереметева” органично вписана в исторические интерьеры и дарит уникальный музейный опыт — это более 370 экспонатов, мультимедиа, тактильные макеты и иммерсивные спектакли, которые позволяют зрителям буквально погрузиться в атмосферу дворянских праздников. Следующим москвичи смогут увидеть Итальянский павильон, самый роскошный во дворце, во всем великолепии, каким он был два столетия назад», — рассказал Министр Правительства Москвы, руководитель столичного Департамента культуры Алексей Фурсин.

Все работы ведутся под контролем специалистов Мосгорнаследия на основании выданного разрешения и согласованного проекта. Реставрация памятника архитектуры соответствует целям и задачам национального проекта «Инфраструктура для жизни». Подробнее о национальных проектах России и вкладе столицы можно узнать на специальной странице.

История усадьбы Останкино

Усадьба Останкино связана с именем одного из самых знатных, богатых и просвещенных аристократов своего времени — графа Николая Шереметева. Он был большим поклонником музыки и драматического искусства. По выучке актеров, обширности и новизне репертуара, совершенству театральных зданий домашний крепостной театр Шереметева успешно соперничал с московским профессиональным Петровским театром и придворным императорским в Петербурге. Граф пожелал построить театральный дворцовый комплекс с возможностью быстрой трансформации сцены и зрительного зала. Он возвел его для своей возлюбленной и музы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой — талантливой крепостной актрисы, ставшей впоследствии графиней Шереметевой.

Проект дворца-театра принадлежит итальянскому архитектору Франческо Кампорези. Над его созданием также работали Иван Старов, Винченцо Бренна, Джакомо Кваренги. Общее наблюдение за строительством вели крепостные зодчие Николая Шереметева Павел Аргунов, Алексей Миронов и Григорий Дикушин. Центральная часть дворца, сердцем которого стал театр, соединялась одноэтажными крытыми галереями с Итальянским и Египетским павильонами.

В этом году усадьбе Останкино исполнилось 230 лет. 22 июля 1795 года дворец-театр открылся лирической драмой Павла Потемкина на музыку Осипа Козловского «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила». Пьеса прославляла благородство и мужество русских воинов. На премьере в Останкинском дворце присутствовали участники героического события, первую оперную партию исполнила Прасковья Жемчугова.

В 1856 году перед коронацией Александра II в Останкине была устроена временная резиденция нового императора, который вместе с семьей прожил здесь неделю, готовясь к церемонии.

Статус государственного музея дворец получил 10 сентября 1918 года.