Новости Москвы и Московской области

В гости к графу Шереметеву: Египетский павильон усадьбы Останкино открыли для москвичей

К его восстановлению привлекли сотни мастеров. Реставраторы, художники, краснодеревщики, столяры и плотники вернули исторический облик деревянному каркасу, паркету, печам, скульптурам сфинксов и дверям.

Наборный паркет из разных пород дерева, изящная лепнина, античные статуи, хрустальные люстры и золоченые двери — все это можно увидеть в Египетском павильоне усадьбы Останкино, который открылся для гостей после реставрации. Жемчужину деревянного зодчества конца XVIII века восстановили в ее историческом облике на основе архивных документов.

Корреспонденты mos.ru побывали на открытии Египетского павильона, ознаменовавшем окончание первого этапа масштабной реставрации Останкинского дворца, узнали, как проходят работы в Итальянском павильоне и что еще предстоит сделать для окончательного возрождения родовой усадьбы Шереметевых.

По примеру Версаля

Останкинский дворец был построен в 1795 году выдающимися архитекторами Франческо Кампорези, Иваном Старовым, Винченцо Бренной, Джакомо Кваренги и крепостными зодчими. Сегодня это признанный шедевр деревянной архитектуры и объект культурного наследия федерального значения. Сохранившийся до наших дней дворец состоит из театра с парадной анфиладой и картинной галереей, Египетского и Итальянского павильонов. Первый, выполненный в стиле древнеримского атриума, находится в восточной части комплекса, а богато декорированный второй — в западной.

Благодаря отреставрированным светло-розовым фасадам с белоснежными колоннами, рельефными скульптурами, лепным фризом и орнаментом Египетский павильон кажется легким и воздушным. Внутри он залит дневным светом, который проникает через большие окна и застекленную крышу потолка-колодца. Здесь всюду блеск золота и хрусталя, богатство тканей и художественной росписи, причудливые деревянные колонны, декорированные под мрамор, и многоярусные люстры. В центре главного зала стоит празднично сервированный стол с вазами, графинами, фаянсовыми тарелками и хрустальными бокалами, словно тут готовятся к званому ужину. Это часть выставки «В гостях у графа Шереметева», которая открылась в обновленном здании.  

Вдоль восточной и западной стен расположены четыре изразцовые печи, увенчанные изваяниями сфинксов. Это единственная деталь, которая объединяет павильон с родиной фараонов. Из центрального зала тянутся две галереи с карточными столиками, креслами и золочеными канделябрами. Благодаря современным мультимедийным технологиям на стенах оживают картины из графской коллекции, а в начале восточной галереи представлены интерактивные макеты усадьбы.

«Решиться на реставрацию имения Шереметевых было непросто: дворцу исполнилось 230 лет, поэтому существовал большой риск нарушить его хрупкое равновесие. Специалисты проделали серьезную работу, даже ездили во французский Версаль, чтобы понять, как сохранить элементы усадьбы, нуждающиеся в восстановлении. Так, при реставрации паркета Египетского павильона в мастерских поддерживали такую же температуру, как и в усадьбе», — рассказывает первый заместитель руководителя столичного Департамента культурного наследия, главный археолог Москвы Леонид Кондрашев.

Кирпичи с клеймами и изразцовые печи

Во время реставрации Египетского павильона специалисты демонтировали зеркала, статуи, элементы убранства, окна, двери, паркет и лепные украшения. Покрытие стен сняли до исторической штукатурки, деревянный сруб разобрали, балки, лаги, доски и колонны очистили, заменили испорченные части и войлочный утеплитель, а затем заново соединили на манер конструктора. Отреставрировали крышу и восстановили историческую отделку.

«Дворец изначально возводился как временная постройка на низком фундаменте. За 230 лет влажность и протечки повредили его стены, потолочные балки, пол и несущие конструкции, от подтоплений пострадали нижние венцы. Реставраторы разбирали полы, поднимали паркетные щиты, протезировали напольные лаги, цементировали деревянные опоры и наращивали фундамент», — говорит директор Государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково» Сергей Авдонин.

Восстановлением павильона занимались несколько сотен профессионалов: художники, краснодеревщики, лепщики, столяры и плотники. Специалистам удалось восстановить более 700 квадратных метров подлинных художественных паркетов, сложенных из разных пород дерева, двери с позолоченной и посеребренной резьбой, искусственный мрамор, элементы фурнитуры и лепной декор, изразцовые печи и скульптуры сфинксов. В процессе реставрации обнаружили редкие подлинные элементы интерьера: французские обои, ткани, керамику, кирпичи и металлические детали с клеймами Демидовских заводов.

«Работы в основном выполнялись вручную, теми же методами, что и при строительстве усадьбы. Благодаря этому удалось сохранить около 95 процентов исторического облика павильона», — объясняет Сергей Авдонин.

Французские обои сохранил мороз

В Итальянском павильоне, который расположен в западном крыле Останкинского дворца, реставрация идет внутри и снаружи. Здание укрыто защитным шатром, перед ним разместились временные мастерские. Здесь специальными топорами, выполненными по образцу конца XVIII века, плотники обтесывают бревна и доски, из которых построен павильон, а затем зачищают их поверхность скобелями.

«Скобелем закрываем поры дерева, чтобы оно впитывало меньше влаги, топорами удаляем прогнившие участки, а затем протезируем недостающие части. А пока оригинальные балки находятся на реставрации, павильон поддерживают временные опоры. После завершения работ обновленное здание простоит еще минимум 200 лет», — отмечает плотник-реставратор Юрий Писарь.

Хорошо сохранившиеся интерьеры Итальянского павильона считаются самыми нарядными в усадьбе из-за обилия зеркал, золоченых панно, лепных порталов и античных скульптур. Специалисты уже расчистили стены, удалили загрязнения и укрепили краску, сняли и отправили в мастерские позолоченную резьбу, зеркала, часть оригинальных французских обоев и начали демонтаж паркета. Следующим этапом станет восстановление деревянных конструкций здания, прокладка внешних и внутренних инженерных сетей.

«Уникальность интерьеров Итальянского павильона состоит в том, что здесь создана удивительно точная имитация дорогих отделочных материалов. Колонны и фризы будто сделаны из мрамора, но на самом деле это художественная роспись. А рельефная резьба и лепнина выполнены из бумаги в технике папье-маше. Печатные обои под потолочными сводами в подрамниках выглядят как живописные полотна. Они прекрасно сохранились, в том числе благодаря холоду: бактерии, содержащиеся в обойном клее, вымерзали зимой и не разрушали бумагу и рисунок», — делится главный архитектор проекта реставрации усадьбы Останкино Виктор Голуб.

Футляр для дворца

Главная цель реставрации Останкинского дворца — вернуть усадьбе исторический облик, задуманный графом Николаем Шереметевым. Чтобы сохранить оригинальные конструкции и элементы декора, мастера используют консервационный метод.

«Слой за слоем реставраторы расчищают стены до оригинального покрытия, восстанавливают основу, а затем наносят отделку по историческому образцу. Плотники стараются сохранить каждую дощечку и гвоздь. Все работы выполняют вручную, по таким же технологиям и такими же инструментами, как это было при строительстве усадьбы», — продолжает Виктор Голуб.

Вскоре специалисты приступят к разбору кровли дворца-театра. Чтобы защитить исторические парадные залы и галереи от осадков, его укрыли гигантским шатром из металлического профиля.

«Это уникальное решение в отечественной реставрации: защитную конструкцию изготовили специально для Останкинского дворца, под его размеры. 200 тонн металла мы установили на 194 сваи с использованием крана грузоподъемностью 750 тонн. После того как тщательно запаяем стыки, начнем разбирать крышу», — объясняет главный инженер проекта Антон Андреев.

Египетский павильон будет открыт до 5 ноября ежедневно с 10:00 до 18:00 (кассы до 17:00, во вторник — с 12:00 до 18:00, кассы до 17:00), в дни проведения спектаклей (11, 18, 19 октября и 4 ноября) кассы работают до 16:00. Билеты также можно приобрести в сервисе «Мосбилет». Увидеть элементы убранства дворца и многообразие отделочных материалов, узнать об уникальном опыте специалистов и сложности их работы можно в центре реставрации и хранения усадьбы Останкино, который находится на территории усадьбы и открыт со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00 (кассы до 17:30). Билеты приобретайте в кассах музея или на сайте.