Спутник, триптих и кареты XVIII века. Как обновляются экспозиции городских музеев
Экспозиции московских музеев регулярно обновляются, демонстрируя предметы, которые недавно пополнили коллекции или долгое время хранились в фондах.
Музей космонавтики: спутник «Маяк» и триптих
В Музей космонавтики за последние годы поступило более 10 больших и малых современных спутников. Все они принадлежат фонду космической техники и внесены в книгу поступлений музея, которая ведется со дня создания коллекции в 1969 году.
Один из них — наноспутник «Томск-ТПУ-120» — первый российский космический аппарат, созданный с использованием 3D-технологий. А прибывший в музей в 2023 году научно-образовательный спутник «СириусСат-1» (наноспутник формата CubeSat 1U) создали воспитанники образовательного центра «Сириус» в Сочи. Такой же спутник запустил космонавт Олег Артемьев 15 августа 2018 года с борта Международной космической станции. В коллекции Музея космонавтики сейчас насчитывается более 100 тысяч предметов, значительную часть которых составляют артефакты разных периодов покорения космоса.
27 сентября в 16:00 состоится торжественная передача в фонды музея нового предмета — дублера спутника «Маяк». Это первый российский аппарат, созданный руками любителей космонавтики с помощью краудфандинга. «Маяк» запустили на орбиту Земли 14 июля 2017 года с космодрома Байконур на ракете-носителе «Союз-2.1а» совместно с космическим аппаратом «Канопус-В-ИК». В будущем спутник станет частью выставочных проектов.
Кроме того, до конца года в зале «Космический дом на орбите» представлена редкая группа предметов, хранящихся в фондах, — триптих выдающегося художника и иллюстратора Михаила Ромадина «Прошлое», «Настоящее», «Будущее» (1986). Первая часть, «Прошлое», поступила в коллекцию музея из Государственного музейно-выставочного центра «Росизо» в 1987 году, две другие — в 1994-м.
Работы представляют три эпохи, каждую из которых художник отображает с помощью их главных символов. Все картины выполнены маслом и по авторской задумке должны экспонироваться ромбом. «Прошлое» открывает тему через величайшие достижения человечества в освоении небесного пространства. Первого покорителя неба Икара окружают шар братьев Монгольфье, чертежи Леонардо да Винчи, фото Константина Циолковского, самолеты и парапланы.
Центральную часть Михаил Ромадин создал в виде эскиза при подготовке стилевого решения фильма Андрея Тарковского «Солярис» (1972), но на экране идею так и не реализовали. Художник решил взять эскиз за основу будущего триптиха. На полотне изображен космонавт в скафандре, окруженный знаковыми образцами космической техники: взмывающей в космос ракетой «Восток», возвращаемой частью автоматической станции «Луна-16», разворачиваемыми панелями солнечных батарей орбитальных станций и самой орбитальной станцией «Салют», с которых началась эра постоянного пребывания человека в космическом пространстве. Правый верхний угол картины «разрывает» искусственный спутник Земли — первый рукотворный объект, запущенный в космос.
Заключительная часть триптиха переносит далеко за пределы нашей планеты. В левом верхнем углу картины видны разноцветные облака Юпитера, рядом — космический корабль будущего и реактивный ранец (устройство для перемещения в космическом пространстве). На поверхности корабля указан год — 2000-й.
Посмотреть картины, а также увидеть некоторые образцы космической техники, представленные на живописных полотнах Михаила Ромадина, можно будет по входному билету в музей.
Останкино и Кусково: реставрация карет
Городские музеи заботятся о предметах в своих фондах и создают условия, обеспечивающие их максимальную сохранность. До августа этого года в усадьбе Кусково хранились предметы XVIII столетия — карета рода Шереметевых и карета, поступившая в XX веке из Музеев Московского Кремля. Некогда кареты отличались богатой отделкой, но утратили изначальный вид.
Сейчас предметы впервые передали за пределы усадьбы — в недавно открывшийся современный центр реставрации и хранения усадьбы Останкино. Здесь каретам обеспечивают надлежащие условия хранения и планируют реставрацию. Перед бережной транспортировкой экспонаты подготовили: во главе с руководителем мастерской реставрации живописи Александром Козьминым представители Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова провели процедуру обеспыливания и бережно упаковали кареты для транспортировки.
Билеты во все городские музеи — в сервисе «Мосбилет»
Выставка новых поступлений открыта сейчас и в Государственном музее А.С. Пушкина, она демонстрирует его профессиональные достижения в области комплектования, научного изучения и реставрации. До 12 октября посетители могут увидеть около 100 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, образцы мебели, редкие книги и архивные материалы.
В частности, на выставке представлен редкий предмет пушкинской эпохи — картина «Заведение искусственных минеральных вод Х.И. Лодера в Москве». Ее автор, предположительно, Николай Жерен. Медик Христиан Лодер открыл свое лечебное учреждение в 1828 году на Остоженке, сюда приходили многие представители московской аристократии, в том числе знакомые Александра Пушкина. Кроме того, можно увидеть две графические работы Александра Орловского, современника и друга поэта.