Секреты юных аристократок XVIII века. Идем на выставку «Графские дочки» в усадьбе Кусково
С 25 сентября в Темном коридоре Большого дома усадьбы Кусково посетители смогут погрузиться в мир светских дам эпохи рококо. Выставочный проект посвящен двум дочерям устроителя ансамбля усадьбы графа Петра Борисовича Шереметева, Анне и Варваре, и раскрывает тайны повседневной жизни знатных девушек Галантного века.
Когда табакерка была женским аксессуаром
Представьте: душное бальное платье, тугой корсет, многочасовые танцы в зале с сотнями свечей. Как не потерять сознание? Достаточно изящно понюхать табак из миниатюрной табакерки, украшенной драгоценными камнями. Впрочем, «табаком» часто называли сложную смесь из засушенных душистых растений, а самих же листьев табака внутри могло и вовсе не быть.
Разнообразие форм и способов украшения табакерок в XVIII веке поражает и позволяет составить представление о богатстве фантазии их создателей и заказчиков. Табакерки часто дарили близким друзьям, возлюбленным и даже в знак монаршей милости. Графиня Антонина Блудова отмечала: «Тогда была мода для молодых девушек и женщин высшего круга нюхать табак, будто потому, что было здорово для глаз, а в сущности, вероятно, ради прекрасных и миниатюрных табакерок».
Домашние мелочи и романтика несессеров
Выставка делится на два блока: «Домашние будни» и «Выезд в свет». В первом посетители узнают о повседневных занятиях — рукоделии, музицировании, чтении. Здесь представлены изящные шкатулки, игольники, расшитые кошельки, флаконы для духов, пудреницы, художественные книги, учебные пособия и многое другое.
Зачастую все маленькие предметы хранились в несессерах (от франц. nécessaire — «необходимый») — специальных футлярах или сумочках, фантазии для дизайна которых не имели ограничений. Более того, их практическое значение зачастую становилось второстепенным, уступая место внешнему облику и эстетике. Эти аксессуары были выразительным символом статуса, демонстрируя изящный вкус и богатство владельца. Несессеры могли быть выполнены даже из фарфора и дорогих металлов, что подчеркивало их уникальность и благосостояние обладателя.
Помимо карманных несессеров для швейных и гигиенических принадлежностей, в XVIII веке существовали романтические souvenir d’amitié, что дословно переводится как «воспоминание о дружбе». Сентиментальная ценность таких вещиц сказывалась и на декоре — часто украшали символами любви или даже миниатюрными портретами владелиц.
Подобные «сувениры» наполняли полезными мелочами, среди которых были костяные плакетки — своеобразные блокноты аристократок. Считается, что именно они стали прообразом карне (carnet de bal) — бальных книжек для записей партнеров по танцам.
Мушки, макияж и тайный язык веера
Второй блок выставки «Выезд в свет» рассказывает о важной части светской жизни аристократок — о балах, приемах и подготовке к ним. Особое внимание привлекают предметы, давно вышедшие из употребления. Например, мушечница — специальная коробочка для хранения искусственных родинок из кусочков тафты и бархата. Первоначально мушки скрывали недостатки кожи, но вскоре стали обязательным элементом модного образа.
Яркий заметный макияж также был неотъемлемой частью образа знатных дам XVIII века. Они выбеливали лица, обильно наносили румяна, пользовались духами, пудрили лица и парики. В качестве удобной «косметички» вновь выступал несессер.
В XVIII веке особое распространение получили веера типа plié — складные, с жесткой основой и складывающимся экраном, украшенным изображениями. Среди наиболее часто встречавшихся — известные литературные сюжеты, ребусы с тайными посланиями. На веерах могли быть отражены и реальные события — от бытовых сцен до королевских торжеств. Один из самых интригующих экспонатов выставки — веер с росписями по мотивам картин Франсуа Буше.
Веер был не просто элементом образа, а средством тайного общения. Одним движением можно было выразить интерес, отвергнуть ухаживания или назначить свидание. Даже цвет имел значение: розовый с голубым означал любовь и верность, белый — невинность, красный — счастье и радость.
Игры с реальностью и модные болонки
Культура XVIII века была пронизана духом игры и театральности. Это отразилось в популярности обманок — плоских расписных фигур людей и животных, которые размещали в парках и интерьерах дворцов. Некоторые использовались для розыгрыша гостей, а другие маскировали недостатки помещений (например, могли служить каминными заслонками).
Миниатюрные болонки, как и другие собаки маленьких пород, тоже стали частью этой игровой культуры. Известно, что французский посол подарил несколько таких собачек Екатерине II. Питомцы воспринимались как живые аксессуары — с ними позировали художникам и даже заказывали отдельные портреты любимцев.
Путешествие во времени
2025 год особенно символичен — год 310-летия усадьбы Кусково. В 1715 году фельдмаршал Борис Петрович Шереметев выкупил эти земли у брата, мечтая создать загородную резиденцию. Его планам суждено было осуществиться через 30 лет стараниями сына, Петра Борисовича.
Экспозиция выставки «Графские дочки», которая продлится до 26 апреля 2026 года, размещена в подлинных интерьерах дворца, которому в этом году исполняется 250 лет. В тех самых залах и гостиных, где когда-то танцевали, вели светские беседы и играли в карты знатные дамы XVIII века. Это настоящее путешествие во времени, позволяющее прикоснуться к изысканному миру аристократов и понять, как жили те, кто творил историю Галантного века — золотого периода жизни усадьбы.
Попасть на выставку можно по билетам в Большой дом.