Самый дорогой зритель. Как мамы с детства вдохновляли будущих звезд московской сцены
За успехом известных артистов стоит не только упорный ежедневный труд, но и многолетняя поддержка близких — чаще всего мам, которые с ранних лет дарят детям любовь к искусству и вдохновение. Именно они становятся первыми зрителями, порой — наставниками и нередко — самыми требовательными критиками, помогая сыновьям и дочерям раскрыть талант и поверить в собственные силы. Без их участия многие выдающиеся артисты могли бы так и не выйти на сцену.
В День матери представители столичной концертной индустрии поделились историями о том, какую роль сыграли мамы на их творческом пути. Артисты московских оркестров, театров и цирков благодарят мам за вклад в их работу. Праздник напоминает и о важности семейной поддержки, без которой невозможно представить культурную жизнь столицы и в принципе любые достижения и успехи.
Анна Бурчик, артистка Московского камерного оркестра Musica Viva
Важные воспоминания детства связаны у Анны с концертом, который она, юная ученица Московской городской детской музыкальной школы имени С.С. Прокофьева, давала в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.
Для первоклассницы это было радостным приключением, а мама, папа и сестра Анны, сидевшие в партере, очень волновались и переживали. Только когда последние ноты бетховенского «Сурка» смолкли, а зал разразился овацией, мама смогла выдохнуть и улыбнуться. «Это моя дочь!» — говорила она зрителям на соседних креслах.
С тех пор Анна выступала в этом зале много раз, но первый концерт сохранился в памяти навсегда, как большая драгоценность.
«Моя мама Маргарита Бурчик — врач. Она заведовала огромным отделением в инфекционной клинической больнице № 2, так что заботилась не только о нас с сестрой, но и о сотнях пациентов, имена и диагнозы которых помнила без всяких медицинских карт. Я всегда знала, что мама спасает жизни днем и ночью, поэтому не требовала особого внимания, не капризничала», — вспоминает Анна Бурчик.
Мама артистки обожала музыку, но, поскольку много времени проводила с пациентами, домашние занятия Анны в основном проходили без нее. Тем сильнее была ее радость, когда новое произведение в исполнении дочери она слушала уже в концертном зале.
Анна Бурчик говорит, что почти все ее одноклассники и однокурсники обращались к ее маме с медицинскими вопросами — и она помогала каждому. Еще совсем недавно, будучи на пенсии, Маргарита Абрамовна продолжала заботиться о друзьях и педагогах дочери, проводя для них консультации.
«В любое время, всегда мама была готова на все ради меня и моей сестры. Но я знала, что ее материнский долг ничуть не больше врачебного, что мамино самопожертвование касается всех людей, кому требуется помощь.
Мы, музыканты, занимаемся важным делом. Иногда нам непросто: утомительные гастроли, репетиции допоздна. Но я четко осознаю, что нет ничего сложнее и прекраснее, чем работа врача, спасающего жизни. Моя мама посвятила себя этому. Я горжусь ею, и нет дня, чтобы я не вспоминала ее с теплотой. Поэтому справедливо будет сказать, что для меня каждый день — День матери», — рассказывает артистка.
Эдгард Запашный, народный артист России, генеральный директор Большого московского цирка
Генеральный директор Большого московского цирка Эдгард Запашный, представитель четвертого поколения знаменитой династии, вспоминает детство, проведенное за кулисами. Его родители — гордость отечественного цирка. Отец, известный дрессировщик Вальтер Запашный, и мать, заслуженный работник культуры России Татьяна Запашная, практически с младенчества погружали детей в особый мир цирка и работы с животными.
Вместе с младшим братом Аскольдом они сопровождали родителей на гастролях, поэтому первые воспоминания детства неразрывно связаны с манежем. Особое значение обрел эпизод первого входа в клетку с дикими животными — он стал определяющим моментом в осознании своей принадлежности к семье цирковых артистов, принятии ответственности, связанной с выбором профессии.
«Моя мама всегда была для меня не только родным человеком, но и настоящим примером стойкости, мужества и безграничной преданности делу. Она сталкивалась с опасностями, но ни разу не позволяла страху взять верх. Мама поддерживала нас с братом на каждом этапе: терпеливо объясняла тонкости работы с животными, делилась опытом, подбадривала в минуты сомнений. Ее вера в нас и в нашу семейную традицию давала силы двигаться вперед, даже когда было по‑настоящему страшно. В этот праздник хочу от всего сердца поблагодарить всех мам за их самоотверженность, любовь и мудрость. Вы наша опора, наш источник силы и вдохновения. Без вас не было бы ни нас, ни нашего искусства», — говорит Эдгард Запашный.
Артем Крутов, артист театра танца «Гжель»
По словам Артема Крутова, его юные годы были наполнены самыми теплыми впечатлениями. Уже с ранних лет мальчик проявлял творческие способности, устраивая импровизированные концерты перед семьей. Артем наряжался, исполнял песни и танцевал под любимую композицию «Потолок ледяной», создавая дома атмосферу праздника.
Школа стала продолжением развития таланта будущего артиста. Родители поддерживали сына в стремлении пробовать самые разные направления. В младших классах он занимался бальными танцами, позже увлекся эстрадой, плаванием, боевыми искусствами и актерским мастерством. Но настоящим призванием стали народные танцы. Тогда, уже будучи подростком, Артем понял, что сцена и движение — это то, чему он посвятит жизнь.
«Мама всегда говорила мне: “Ты живешь на сцене, наслаждаешься каждым моментом, и я уверена, что твое место именно там”. Этот девиз сопровождает меня уже много лет.
В 11-м классе, когда нужно было определяться с будущей профессией, я спросил у мамы совета. Она сказала: “Ты должен заниматься тем, что тебе нравится и что действительно по душе”. Так я и выбрал свой путь.
Хотя сейчас мы далеко друг от друга, мама всегда рядом сердцем, знает обо мне все, переживает и очень скучает. В преддверии праздника хочу от всей души поздравить любимую маму, пожелать ей добра, тепла и счастья. Мама — это самое главное, что есть в нашей жизни», — делится Артем Крутов.