Новости Москвы и Московской области

«Салемские ведьмы». Смотрим премьеру Театра на Трубной

О новой постановке рассказали режиссер Дмитрий Астрахан и актеры.

В Театре на Трубной представили драму «Салемские ведьмы», поставленную по пьесе Артура Миллера «Суровое испытание». В основе событий — реальная история, которая произошла в 1690-х годах.

Поединок с совестью

Город Салем, конец XVII века. Несколько юных девушек — самых разных, от прислуги до дочери местного пастора — играют в ведьм, танцуют в лесу вокруг костра и имитируют языческий ритуал. Их случайно замечают — и то, что началось как невинная игра, оборачивается невероятной жестокостью.

Обвинение в колдовстве в те времена было очень серьезным и страшным преступлением: в стране царят суровые нравы, огонь святой инквизиции выжигает все, что имеет хоть малейшее отношение к нечистой силе. Чтобы спасти себя, девушки говорят, что плясать их заставила ведьма. Еще немного — и они уже изображают одержимость духами и обвиняют в порче всех подряд: достопочтенную мать семейства и даже безобидную старушку, которую в городе все любят и уважают. Не говорят правду девушки и тогда, когда начинаются казни — из страха тоже отправиться на виселицу или костер.

«Тема нравственного выбора вечна — она всегда присутствует в нашей жизни в том или ином виде. Сохранить чувство собственного достоинства или пойти на компромиссы и сделки с совестью? К сожалению, мир так устроен, что этот выбор будет всегда», — рассуждает режиссер Дмитрий Астрахан.

Непростая игра

Персонажей в пьесе много, но познакомиться с ними и при этом не запутаться помогает ведущий (Алексей Франгулов), незримый для остальных героев. Именно он представляет их, рассказывает об их занятиях, дает необходимый контекст.

В эпицентре страшных событий — фермер Джон Проктор, который всю жизнь старался держаться подальше от города и его страстей. От своей бывшей подруги, племянницы священника Абигайль, он узнает, что происходило в лесу на самом деле: «Мы всего лишь плясали», — сказала девушка. Правда, для уязвленной и отвергнутой Абигайль это была не просто пляска: взывая к неведомым силам, она просила гибели для жены Джона, и потом, на суде, сама же и обвинила ее в ведовстве.

Абигайль — не просто лукавая девчонка, а настоящий манипулятор: она ласково и страстно обольщает Джона, играя с ним взглядами, дрогнувшим голосом убеждает дядюшку в своей невиновности, а потом злобно шипит на кузину, чтобы та не вздумала сказать ничего лишнего. На суде Абигайль достигает пика своей игры: в ужасе кричит, заламывает руки и кружится в полубреду, пытаясь убедить всех, что видит духов, которые мучают ее. А ее подруги, опасаясь мести, подыгрывают: корчатся и сгибаются пополам, изображая адские муки.

«Всю категорию женских плясок и выкрутасов я в этот раз взяла на себя. Эта роль совершенно непростая, и ее формат подразумевает колоссальную актерскую затрату. За несколько месяцев я проделала огромную внутреннюю работу над собой», — рассказывает актриса Мирослава Михайлова.

Под несправедливое обвинение попадают не только случайные горожанки, но и возлюбленный Абигайль Джон. За время спектакля он проходит путь от уверенного в своей правоте человека до измученного узника, который выбирает умереть, но не признаться в том, чего не совершал.

«За мою театральную и кинокарьеру, пожалуй, именно таких ролей и такого материала по своему содержанию, мощи еще не было. Поэтому это для меня своего рода актерский вызов», — говорит исполнитель роли Джона Алексей Суренский.

Автор пьесы, американский драматург Артур Миллер, поистине безжалостен к своим героям. Жена Джона Проктора Элизабет оказывается в соседней с ним камере — изможденная, ожидающая очередного ребенка. Со слезами на глазах она отказывает судьям, которые просят ее уговорить мужа признаться в колдовстве ради спасения. Она оставляет это решение за ним, зная, что его могут казнить.

«Моя героиня близка мне своим невероятным женским мужеством. Она совершает подвиг внутри своей семьи, несмотря на все обстоятельства. Мы с Дмитрием Ханановичем периодически выясняем то, что действительно рвет душу в щепки. Это нужно отгоревать, чтобы потом было легче сыграть», — рассказала Евгения Вайс, которая исполняет роль Элизабет в одном из составов.

Чем дальше развивается история, тем мрачнее становятся декорации, которые придумала художница Екатерина Горшкова. Если сначала сцена представляла собой уютный дом священника, где его уставшая от притворства дочь Бетти звала умершую мать, то к концу превратилась в зал суда. Сценой стало и узкое пространство по бокам: стог сена, колодец, жуткое кресло для пыток — действие разворачивается совсем близко к зрителю.

Реальная история

В основе пьесы «Суровое испытание», по которой поставлен спектакль, — реальные события, связанные с судебными процессами в Салеме, когда по обвинению в колдовстве были казнены 19 человек и еще 200 попали в тюрьму.

Абигайль, Бетти и другие героини существовали в реальности — они утверждали, что на них наслали проклятье. Список тех, кого в этом обвиняли, рос очень быстро. Впрочем, спустя несколько лет судьи признали, что допустили ошибку, однако история об охоте на салемских ведьм уже успела облететь весь мир.

Тема пьесы Артура Миллера стала аллюзией на события его собственной жизни, когда его обвинили в приверженности идеям коммунизма. Испытав на себе, что такое судебное преследование, он поработал с архивными протоколами судебных заседаний в Салеме, а потом показал, как одно-единственное заблуждение может погубить множество жизней.

В следующий раз спектакль покажут 18, 19 и 28 декабря, приобрести билеты можно с помощью сервиса «Мосбилет».