«С любимыми не расставайтесь». Первая премьера на обновленной исторической сцене Театра Олега Табакова
Возвращение на легендарную сцену всегда символично. Три года Театр Олега Табакова ремонтировал «подвал» — так с теплотой называют историческую сцену на улице Чаплыгина. И первым спектаклем, открывшим обновленное пространство, стала пьеса Александра Володина «С любимыми не расставайтесь» в постановке Артура Касимова. Выбор не случаен: Володин был одним из любимых драматургов Олега Павловича. А сама пьеса — о том, без чего театр немыслим: о любви, искренности и непростых человеческих судьбах.
Дебют с наследием
Для молодого режиссера Артура Касимова, выпускника первого набора школы при театре, это дебют на главной сцене. Впрочем, он не побоялся взяться за классику, которую, по его словам, ставили в каждом городе нашей страны. Но в этом и заключается вызов: как сделать пьесу прошлого века живой в нынешнем, не уходя в сильное осовременивание?
«Живое, свежее и настоящее — это все заложено автором», — объясняет Артур Касимов. Секрет Володина — в откровенности. Драматург писал о себе с такой обнажающей честностью, которая была редкостью для своего времени. «Такими вещами мы обычно даже с друзьями очень-очень аккуратно делимся. А он ими поделился со зрителем», — говорит режиссер.
Виталий Егоров, заслуженный артист России, отметил особенность работы с молодым постановщиком: «Несмотря на возраст, ему есть чем поделиться. Он какой-то умудренный жизнью человек, поэтому даже нам, артистам, есть что от него услышать». Примечательно, что Виталий Егоров впервые играл под руководством своего ученика.
Страсти тише крика
Художественный руководитель театра Владимир Машков в своем приветственном слове назвал Александра Володина одним из трех великих русских драматургов наряду с Алексеем Арбузовым и Александром Вампиловым. Артур Касимов идет дальше, сравнивая володинские страсти с шекспировскими: «Все говорят про страсти у Шекспира, а здесь страсти не меньше. Они, может быть, даже страшнее, потому что местами тише».
Именно это тихое напряжение, когда два любящих человека находятся в одной квартире после ссоры, режиссер считает по-настоящему пугающим: «Любовь — это тотальное внимание. И как раз отсутствие этого внимания в отношениях, в семье — вот этого не хватает, потому что эгоизм и чрезмерное желание угодить только себе разрушают в принципе все».
Музыка как нерв, зеркало как метафора
Отдельного внимания заслуживает музыкальное решение спектакля. Артур Касимов долго искал композиции, которые могли бы передать не только атмосферу советских 1980-х, но и напряжение постановки. В итоге выбор пал на «Позови меня в небо» и «На краю». Музыкальные перебивки между сценами — сознательное режиссерское решение, способ двигать историю вперед, не разрывая эмоциональную нить. Во многом благодаря этому спектакль смотрится на одном дыхании.
Сценография строится на простом, но точном решении — зеркалах. Они не просто увеличивают небольшое пространство сцены, но и незаметно превращают его то в квартиру, переполненную неловкостью, то во Дворец бракосочетания, то в место для желанного свидания. «Зеркало никогда не врет, когда мы в него смотрим, — объясняет Артур Касимов. — Но если это зеркало приоткрыть, за ним окажется множество людей, которым необходима любовь».
Актеры: прожить, а не сыграть
Севастьян Смышников, исполнитель роли Мити, говорит о работе над спектаклем как о вызове тонкой настройки: «Очень заметно, когда ты начинаешь фантазировать». Отсылая к словам легендарной Фаины Раневской, он подчеркивает: задача актера — не сыграть, а прожить. «Эта история почти кинематографичная — до поворота глаз. Уже он может являться оценкой», — отмечает актер.
Нелли Хаперская, сыгравшая Катю, размышляет о вечной проблеме героев: «Все ссоры и конфликты происходят из-за того, что люди не могут поговорить, договориться друг с другом. Казалось бы, это так просто, но на самом деле нет. Всегда что-то внутри тебя останавливает». Ее героиня прикрывается независимостью, но это лишь маска: «Она говорит о том, что она свободная и независимая женщина только потому, что дома все не в порядке».
Возвращение домой
Для театра премьера стала возвращением на родную сцену, где когда-то начинал свой путь Олег Табаков, а спустя время на эту же сцену вышел Владимир Машков. «Это место пропитано потом и кровью людей, которые создавали его. Оно пропитано талантом, невероятными эмоциональными взрывами», — отметил с особой гордостью Артур Касимов.
Историческая сцена продолжает свою миссию — быть местом, где молодые артисты и режиссеры пробуют себя, рискуют, ошибаются и совершают открытия. Премьера спектакля по пьесе Володина о том, как важно не расставаться с любимыми, обретает здесь еще один смысл — не расставаться с театральной традицией, с искренностью высказывания, с верой в то, что зритель готов увидеть себя в зеркале сцены.