«Репетиция оркестра». Какой получилась одна из самых ожидаемых премьер сезона в Ленкоме
В Ленкоме Марка Захарова состоялась премьера «Репетиции оркестра», первой постановки Владимира Панкова в должности художественного руководителя. Спектакль, вдохновленный сценарием одноименного фильма Федерико Феллини, позволил одновременно выйти на сцену более чем 100 артистам вместе с музыкантами настоящего оркестра.
Дирижер без любви
В старинной часовне, уже давно превратившейся в концертный зал, пока тихо — совсем ненадолго. Телережиссер (Иван Агапов) вкрадчиво объясняет, что вот-вот начнутся съемки документального фильма, который расскажет о закулисной жизни участников оркестра. Он хочет поговорить с музыкантами и дирижером, выяснить, что для них значит искусство.
Очень скоро помещение заполняется шумом, гвалтом, разговорами, топотом — музыканты занимают свои места, на ходу обсуждая какие-то дела. Начинается съемка (видеофрагменты выводятся на два больших экрана), и режиссер видит противоречия, которые скрываются за внешней слаженностью оркестра.
Для одних музыка — это ремесло и дисциплина, для других — отдушина, тихая гавань. А вот для третьих — самая настоящая страсть. Пианистка (Анна Якунина) готова долго говорить о себе и своем инструменте, а потом, когда для слов не остается места, одержимо ударяет по клавишам, затем пускается в танец, не забывая для пущего эффекта откидывать волосы. «Это что-то из раннего репертуара», — говорит она, не в силах отдышаться. А вот для арфистки (Александра Захарова) ее инструмент — это сбывшаяся мечта, что-то из самого детства. «Впервые я увидела арфу во сне», — признается она. Ее романтичное настроение подчеркивается нежным белым платьем.
Разноголосица сменяется полной тишиной — появляется дирижер, персонаж строгий, почти демонический. Он поднимает дирижерскую палочку, но его движения — то плавные, то рваные — создают нервозность. Тогда он выходит из себя, кричит на музыкантов, обвиняет их в недостаточном старании. По словам актера Дмитрия Певцова, его герой, несмотря на требовательность, потерял любовь к своему делу и тоскует по ней.
«Один из смыслов этой истории в том, что трудно творить без любви. Если уходит любовь и трепет к тому, что ты делаешь, ничего не получается. Нужно быть честным в любой профессии», — считает Дмитрий Певцов.
Soundrama и много актеров
Спектакль играется в нескольких составах. Кроме Дмитрия Певцова, роль дирижера исполняют Андрей Соколов и Игорь Миркурбанов. Кроме того, на сцену выходят Александр Збруев, Татьяна Кравченко, Олеся Железняк, Максим Аверин, Андрей Леонов Анна Большова и многие другие. Всего более 100 артистов, а кроме них — 20 музыкантов симфонического оркестра и артисты хора театра «Ленком».
«Меня радует, что тут заняты артисты всех поколений, все собрались вместе и наконец-то познакомились, — пошутил Иван Агапов. — У нас все очень мирно, на репетициях никто не ссорился. Хочется верить, что это не просто так, а потому что мы объединены большой идеей».
Жанр «Репетиции оркестра», которая стала для Владимира Панкова первой постановкой в должности художественного руководителя, можно обозначить как soundrama. Это придуманный им самим синтетический жанр, стирающий границы между разными видами искусства: soundrama объединяет драматический театр, современную музыку и перформанс.
Кстати, в спектакле звучит не только написанная специально для него музыка, но и композиции Нино Роты и Жака Оффенбаха.
Картина Феллини
Спектакль вдохновлен одноименным кинофильмом итальянского режиссера Федерико Феллини, снятым в 1978 году. Картину показали на Каннском фестивале — ее встретили очень тепло. Владимир Панков признался, что долго размышлял об этом материале, богатом на метафоры и разнообразные аллюзии.
Но в постановке Ленкома — не только шедевр Феллини. Сюда очень тонко, почти незримо добавили зашифрованные воспоминания о Марке Захарове, которого не стало в 2019 году. По словам Владимира Панкова, идея появилась во время ленкомовского концерта «Задворки» — это возрожденный формат неформальных концертов, придуманный Александром Абдуловым еще в 1980-х.
«На концерте мы говорили о Марке Анатольевиче, его биографии, — рассказал Владимир Панков. — И все это вспомнилось, когда мы начали готовить “Репетицию оркестра”. Нам показалось, что здесь многое может ассоциироваться с ним. Те, кто хорошо знает Ленком, прочитают намеки».
Эти отголоски не разрушают основную канву истории — спектакль повторяет сюжет Феллини, где оркестр отражает общество: для создания чего-то значимого важен каждый человек.
«С Владимиром Панковым артисты играют спектакли, а не роли, — сказал Дмитрий Певцов. — Так получается команда. Этот спектакль как раз и нацелен на объединение коллектива».
Искусственный интеллект
Ближе к финалу разрастается конфликт: музыканты оркестра, рассерженные грубым отношением, перестают испытывать благоговение перед дирижером, а он разочаровывается в них, считая, что им не нужна музыка.
Репетиция превращается в хаос. Коллектив становится разъяренной, ненавидящей толпой. Ломаются стулья, разрушается стена часовни, проливается кровь (правда, невидимая для зрителей). Ноты, до этого бережно хранимые, разлетаются прямо в зрительный зал. Дирижер, ностальгирующий о прошлом и настоящем искусстве, должен уйти.
Владимир Панков немного изменил финал, добавив в него современных реалий. Под занавес на сцене появляется робот, сжимающий в руке дирижерскую палочку. Такому дирижеру больше не нужны чувства, которые могут рассорить творцов прекрасного. Режиссер будто намекает: возможно, скоро наступит такое будущее, когда у людей исчезнет необходимость искать эмоциональную связь друг с другом.
«Сколько людей, столько же мнений, и правда будет у каждого своя. Но как было бы здорово, если бы мы все вместе взяли одну ноту, один аккорд, оказались в резонансе. О чем же эта история? Мы сами задаем этот вопрос в спектакле: “Куда девается музыка, когда ты перестаешь играть?”» — добавил режиссер.
В следующий раз спектакль покажут 27 и 28 декабря, 13 и 14 января. Приобрести билеты можно с помощью сервиса «Мосбилет».