Новости Москвы и Московской области

Пике, барабаны и самураи: чему учат будущих актеров в Театральной школе Олега Табакова

В октябре 2025-го первокурсникам Московской театральной школы Олега Табакова вручили студенческие билеты. Набор проходит раз в два года. Рассказываем, как устроена образовательная программа в учебном заведении.

Исполнять балетные па, изображать лягушек, выходить на профессиональную сцену театра и параллельно обучаться по школьной программе — такая жизнь у студентов Московской театральной школы Олега Табакова. Это единственное в России учебное заведение, куда подростки поступают после 9-10-го классов и получают одновременно среднее общее и высшее образование.

В 2025-м исполняется пять лет с начала реализации уникальной образовательной программы в Театральной школе Олега Табакова. Корреспонденты mos.ru побывали на занятиях и узнали, зачем будущим артистам уметь играть на барабанах, почему до выпуска доходят не все и каковы главные правила обучающихся.

Путевка в театр

Набор в Театральную школу Олега Табакова проходит раз в два года. Из учебного заведения уже вышли первые актеры с дипломом о высшем образовании. До этого начиная с 2009-го заведение считалось колледжем и учиться там предстояло около четырех лет.

«Почти 16 лет назад наш “небесный художественный руководитель”, как мы называем Олега Табакова, открыл театральный колледж, перед которым поставил задачу искать по всей стране талантливых подростков. Сейчас, когда школа реализует уникальную интегрированную программу, мы остаемся верны традиции: за год педагогический коллектив во главе с Владимиром Машковым объезжает около семи регионов для того, чтобы найти будущих студентов. Здесь они оканчивают школу, сдают единый государственный экзамен, параллельно учатся по программе высшего актерского образования и через пять лет становятся самыми молодыми дипломированными артистами. В этом суть интегрированного обучения. Уже с первого курса студенты участвуют в спектаклях Театра Олега Табакова. У нас всего 50 учащихся, среди них 25 первокурсников. Есть подростки даже из других стран, например Киргизии и Германии», — рассказывает директор Московской театральной школы Олега Табакова Марина Самусева.

В октябре 25 ребят получили студенческие билеты. Церемония вручения впервые состоялась в Доме-музее К.С. Станиславского. Место знаковое: в Школе Табакова преподают по системе Константина Станиславского, а педагоги — действующие артисты — являются прямыми последователями великого театрального режиссера. Главный принцип заведения — «Уча, учусь»: в театральной деятельности необходимо всю жизнь приобретать новые знания.

Билеты вручает лично художественный руководитель Московской театральной школы и театра Олега Табакова Владимир Машков: ребят готовят прежде всего для выступлений на сцене Театра Олега Табакова.

«Знаете, чем актер отличается от артиста? Актер — это талантливый исполнитель, артист — художник, создатель, творец. Именно таких профессионалов мы готовим. К нам трудно поступить, но еще труднее учиться. Мы создали уникальную образовательную программу: ребята изучают огромное количество дисциплин, работают со словом, телом, приобретают широкий кругозор и, что особенно важно, после занятий видят своих педагогов в спектаклях на сцене театра. Как говорил Георгий Товстоногов, чтобы бежать за Станиславским, нужны крепкие ноги. А когда мы прибежим, там, в будущем, нас уже будет встречать молодой улыбающийся Константин Сергеевич», — говорит Владимир Машков.

Первокурсники с сияющими глазами, в предвкушении софитов, со студенческими билетами в руках, кричат «ура!».

«Студенческий билет театрального вуза, помимо всего прочего, пропуск на третий ярус любого театра столицы, где можно наблюдать за игрой артистов. Ребята знают, как сложно его получить. Абитуриенты проходят не только стандартные вступительные испытания — читают стихотворение или басню, поют и танцуют, но и показывают себя в довольно стрессовых ситуациях. Например, Владимир Львович Машков устраивает для будущих студентов 20-минутный диско-батл: включает их любимую современную музыку и смотрит, кто как себя проявит. Так можно определить, ориентируется ли человек в пространстве, умеет ли взаимодействовать с окружающими, чувствует ли ритм, способен ли раскрепоститься», — объясняет ученик Владимира Машкова, выпускник Школы Олега Табакова и преподаватель актерского мастерства Севастьян Смышников.

Самые раскованные и харизматичные, сдав экзамен, зачастую воспринимают его как игру и думают, что так будут проходить все занятия. Но уже до конца первого семестра доходят не все. Занятия начинаются в девять утра, а заканчиваются иногда за полночь: студенты изучают алгебру, геометрию, физику и другие школьные дисциплины и одновременно осваивают сценическую речь, актерское мастерство, танцы, степ и даже акробатику. А после учебы будущие артисты должны посещать театральные спектакли, участвовать в репетициях и готовиться к выходу на большую сцену.

«Случается, что подросток поступает к нам в азарте, а столкнувшись с трудностями актерской профессии, моментально выгорает. Значит, такой человек не готов к критике, падениям, которые неизбежны в творческой жизни. И наша задача — дать ему возможность проверить себя, определиться, точно ли он готов посвятить себя сцене, постоянной работе над собой. Выпускники школы должны быть амбициозными, стрессоустойчивыми, физически выносливыми», — отмечает Севастьян Смышников.

Так, из поступивших на первый поток до выпуска дошли лишь 11 человек.

«Творческий нахалин» и познание себя

Мы отправляемся в Московскую театральную школу Олега Табакова, расположенную на улице Чаплыгина (дом 20, строение 1), недалеко от Чистопрудного бульвара, где находятся историческая сцена Театра Олега Табакова и «Современник». Здание школы тоже внешне напоминает театр: золотистый особняк с белой входной аркой.

В одной из аудиторий идет урок танцев. Третьекурсники выстроились у станка: все в черном, девушки в юбках, юноши в футболках и брюках. Преподаватель Екатерина Масалкова командует: «И раз, и два, и три, и четыре, пике, плие, поворот». Ребята хорошо знают эти термины. Пике — нужно коснуться пола вытянутым мыском, плие — присесть, скрестив ноги.

«Танец входит в обязательную программу, он учит терпению, выдержке. На первом курсе изучаем классические и народные танцы, дальше добавляем джаз, степ. Занятия проходят дважды в неделю: один раз в группе из семи человек, второй — для всего курса, когда мы репетируем постановку, выстраиваем рисунок. Мне неважно, танцевал ли студент раньше: пластику можно развить. Главное — раскрыть ученика, помочь ему проявить в движении актерское мастерство и индивидуальность. Если, к примеру, к нам поступает представитель малого этноса, я предлагаю ему разучить национальный танец, близкий и понятный», — говорит Екатерина Масалкова.

Третьекурсник Степан Смирнов никогда раньше не танцевал, но сейчас уже уверенно делает па. «Танцы помогают мне снять зажимы, и на сцене они пригождаются. Я уже играю в студенческих спектаклях “Забытый август” и “Племя”, а также в спектакле Театра Олега Табакова “Страсти по Бумбарашу”», — отмечает молодой человек.

Тем временем в холле верхнего этажа вторая часть студентов третьего курса тренируется играть на барабанах. Чтобы не мешать остальным учащимся, используют драм-пады — сетчатые подушечки на подставках, не издающие громких звуков.

«Зачем нужны барабаны? Константин Станиславский говорил, что артист должен чувствовать темп и ритм. Эти инструменты помогают приобрести такой навык», — объясняет преподаватель Евгений Рябой.

На учебной сцене проходит занятие по актерскому мастерству у первокурсников. Большинство — в одежде черного цвета: на уроке предстоит садиться на пол, ползать и кататься, одежда должна быть немаркой.

«Падаем и встаем на счет три. А теперь ходим по сцене, на счет пять — хлопок», — инструктирует педагог и артистка Театра Табакова Алена Лаптева.

Ребята выполняют упражнения без перерыва. Следующее задание называется «Самураи». Студенты выстраиваются в круг, один кричит: «Я — самурай, и это мой меч!» — и указывает сложенными наподобие меча руками на кого-нибудь из участников с боевым криком, тот должен моментально среагировать и выбрать следующего однокурсника. Кто не успел, выбывает из игры. Затем все рассаживаются по периметру сцены. Каждый по очереди выбегает в центр и изображает любимую игрушку: юлу, мяч, робота или заводную лягушку. Остальные тут же повторяют движения и звуки за ним.

«Это упражнения на развитие наблюдательности и внимания — важных качеств артиста. В первом семестре ребята также готовят этюды “Наблюдение за животными”: они будут изображать разных зверей. Во втором полугодии начнется наблюдение за людьми. Такие задания помогают тренировать воображение и внимание. Со второго курса студенты будут заниматься с мастерами по два-три человека в группе и работать над этюдами», — делится Алена Лаптева.

Так, первокурсник из Бишкека Роман Масютенко с младших классов мечтает стать артистом. Только здесь он понял, какую непростую профессию выбрал. «Либо успеваешь, либо покидаешь школу, других вариантов нет. Но я намерен идти до конца, чувствую, будто загорается что-то внутри меня, когда выхожу на сцену», — говорит юноша.

А его сокурсник Максим Толкачев из Москвы признается: выйти к малознакомой публике и изобразить, например, животное, понимая, что будешь выглядеть забавно или даже странно, — моральное испытание. «Пока нахожусь на стадии принятия», — отмечает он.

Это то, что Севастьян Смышников называет творческим нахалином: будущий артист учится преодолевать страх и показывать себя. «Школа дает нам право выбора. Кто удержался, пойдет работать в театр или кино», — говорит первокурсница Алина Гавриленко из Красноярска.

Сцена как смысл жизни

Студенты Школы Табакова живут в том же здании на определенных этажах: на одном — юноши, на другом — девушки. Только в выходные те, у кого есть родственники в Москве, могут покинуть учебное заведение. Но зачастую и это не получается: нужно репетировать.

Так, сейчас на сцене «Современника» идет музыкальный спектакль «Страсти по Бумбарашу». Это одна из главных постановок Театра Олега Табакова. По сюжету после окончания Первой мировой войны Семен Бумбараш возвращается в родное село и обнаруживает, что родной брат присвоил его дом и невесту, а вокруг разворачивается противостояние красной и белой армий. Поскольку главная сцена Театра Олега Табакова находится на ремонте, постановку перенесли в «Современник».

В «Страстях по Бумбарашу» обязательно участвуют все студенты, начиная с первого курса. Каждому находится роль. Например, ребятам уже по силам сыграть толпу красноармейцев, и во втором акте они практически главные герои.

«В этой профессии нет никаких гарантий. Она требует вложения физических, душевных и умственных сил. И здесь все зависит от воли. А в русском языке это очень объемное понятие. Воля — это и сила характера, говорят, волевой человек. И желание — моя воля. И свобода. У кого есть воля, становится настоящим артистом», — резюмирует Владимир Машков.

Посмотреть афишу спектаклей и других интересных мероприятий, а также купить билет можно в сервисе «Мосбилет».