Новости Москвы и Московской области

Образ Москвы в искусстве. Смотрим выставку Русского музея на ВДНХ

Экскурсию для mos.ru провела Светлана Николаева, заместитель директора департамента музейно-выставочной образовательной и экскурсионной деятельности ВДНХ.

В павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ открылась выставка «Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея». Из Санкт-Петербурга приехало больше 100 экспонатов, некоторые совершили такое путешествие впервые.

Выставка состоит из четырех разделов. «Они представляют богатый образ столицы, — рассказала Елена Жук, первый заместитель генерального директора ВДНХ. — Здесь и старая допожарная Москва, и Москва дореволюционная, и обновленная. Отреставрированный павильон, вернувший исторический облик, и эта масштабная экспозиция вместе создают совершенно уникальный культурный опыт для гостей».

Первый раздел «Старая Москва» посвящен дореволюционной истории города. Из Государственного Русского музея привезли 15 полотен французского живописца и гравера Жерара Делабарта, нежно любившего «старую» — для его современников — столицу. Художник работал в России с 1787 по 1810 год, выполнял заказы Екатерины II и Павла I. Цикл, в котором запечатлены виды города до пожара 1812 года, целиком в Москве еще ни разу не показывали.

На другой картине художник напомнил о традиционной русской забаве — катании с ледяных горок. Сюжет разворачивается на реке Неглинной во время Масленой недели. Сейчас, конечно, пейзаж изменился: еще в 1817–1819 годах в ходе реконструкции Москвы после пожара реку заключили в подземный коллектор.

Красная площадь, Крутицкое подворье и Триумфальные ворота: рассматриваем акварели XIX века и современные фотографииТайны Сухаревой башни и история Императорского почтамта. Москва на акварелях XVIII и XIX веков и современных фотографияхЧугунный мост, Театральная площадь. Рассматриваем исторические акварели и современные виды МосквыВоспитательный дом, село Коломенское, храм Христа Спасителя. Рассматриваем акварели XIX века и современные фотографии Москвы

Представлены здесь и шедевры московской школы иконописи конца XIX — начала ХХ века. Гости могут также увидеть одну из самых известных работ художника Андрея Рублева — это «Пророк Софония» (1410-е).

Одна из самых крупномасштабных работ — «Степан Разин» (1910) Василия Сурикова. Герой изображен достаточно неординарно: из всех возможных вариантов живописец выбрал образ отдыхающего атамана, спокойно плывущего на ладье по волнам. Интересно, что на первом эскизе Разин был изображен вместе с персидской княжной, которую, по легендам, захватил в плен и сделал своей наложницей, однако потом Суриков отказался от этой идеи.

Впервые статус столицы Москва получила в 1380 году, после победы в Куликовской битве. В 1712-м «почетное звание» перешло Санкт-Петербургу — он удерживал его вплоть до Октябрьской революции. 12 марта 1918 года статус вернули Москве. Подробнее о том, как художники воспринимали и отображали происходящее с городом во все эти очень разные периоды, тоже можно узнать на выставке.

Через два года после создания «Степана Разина» была написана и другая важная для русского искусства картина — «В осажденной Москве» Ильи Репина. Эту работу, в которой город тонет в огне и дыме, автор посвятил 100-летнему юбилею победы России над армией Наполеона (и словно предчувствовал грядущие драматические события Первой мировой войны). Герои на переднем плане — солдат, женщина, падающий мужчина, священнослужитель — одинаково беззащитны перед лицом стихии.

О том, как с 1920-х годов менялся город — его облик, настроение и атмосфера — рассказывает третий раздел выставки. Картина «Вождь, учитель и друг» Григория Шегаля — очень значимая для ВДНХ. Художник воспроизвел заседание президиума ІІ Всесоюзного съезда колхозников-ударников в феврале 1935 года, на котором объявили о проведении в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Той самой, которая позже и положила начало ВДНХ.

Еще одна важная картина — «Здесь будет парк» Юрия Пименова, написанная в 1950 году. Работы по созданию ВСХВ в 1950-х, возвышающаяся над землей скульптура «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, которая вернулась в Россию после Всемирной выставки в Париже, — картина показывает, как территория начинала приобретать привычный теперь облик ВДНХ.

Создавая ВДНХ: какие задачи стояли перед первыми строителями выставкиДворцы, базилики и табакерка: какие детали делают павильоны ВДНХ неповторимыми

Нашлось место и картинам, передающим красоту и поэтику совершенно обычных столичных улиц. В их числе — «Облачный день. Московский дворик» Вадима Дементьева, созданный в 1976 году.

Одна из жемчужин коллекции — величественный коллективный портрет «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1903), написанный с натуры для Мариинского дворца. Император Николай II только что закончил читать грамоту к 100-летию Непременного совета, а члены совета начали получать юбилейные медали — всего здесь изображен 81 человек. Среди них великий князь Михаил Николаевич, московский генерал-губернатор Сергей Александрович, председатель Комитета министров Иван Дурново, министр иностранных дел Владимир Ламздорф и многие другие. Репин находился в глубине зала, за креслами справа около колонн.

С этим важным и очень трудоемким заказом (размер масштабного полотна — 400 на 877 сантиметров) Репину помогали его ученики Борис Кустодиев и Иван Куликов.

Заключительный зал выставки знакомит зрителей с деятелями культуры, науки и искусства, крепко связавших свою жизнь с Москвой. Не все они родились в этом городе, но каждый оставил след в его истории и истории всей страны.

Раздел открывается портретами Саввы Овденко, главного помощника основателя Третьяковской галереи Павла Третьякова, и Василия Щеголенка, сказителя былин, собирателя преданий и легенд. Оба портрета создал Илья Репин, творчество которого сквозной линией проходит через всю выставку.

Здесь также можно увидеть портрет играющего на рояле Святослава Рихтера работы Дмитрия Жилинского, «Портрет академика Н.Д. Зелинского» Павла Корина, «Портрет Б.И. Яковлева» Александра Герасимова и многие другие.

Одно из крупных полотен в зале — «Встреча артистов театра имени К.С. Станиславского со слушателями Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского» (1938). Это тоже групповой портрет: художник Василий Ефанов, очень любивший театр, запечатлел встречу, которая состоялась 22 декабря 1935 года. На картине изображен режиссер создатель актерской системы Константин Станиславский, Герой Советского Союза Николай Каманин, народная артистка РСФСР Мария Гольдина и другие. Портреты 38 персонажей Ефанов писал с натуры: по воспоминаниям художника, герои подолгу позировали ему, порой даже по ночам.

Картину, отражающую тему гармоничных отношений людей, представляющих совсем разные миры, показывали на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году.

Выставка будет работать до 1 февраля 2026 года.