Новости Москвы и Московской области

Новогодние огни Москвы. История праздничного украшения города

В Музее Москвы рассказали, какими были новогодние декорации в разные эпохи.

Зимние праздники в Москве долгое время оставались камерными, домашними — с застольями, свечами и детскими подарками. Идея о том, что город нужно специально наряжать, пришла не сразу. Царские указы, народные гулянья, общественная активность и просто любовь москвичей к ярким огням и веселой предпраздничной суете подарили нам сияющую новогоднюю столицу, к которой мы привыкли сегодня.

Об истории и традициях праздничного убранства города рассказала Ирина Карпачева, начальник отдела «История Москвы» Музея Москвы.

Царский указ

С 1700-го Петр I, желая синхронизировать Россию с европейским календарем, предписал встречать Новый год 1 января. Ранее его отмечали 1 сентября, а в декабре праздновали только Рождество. В своем указе царь предусмотрел и обязательное украшение столицы: «По большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина, перед вороты, учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых…»

Однако, как отмечает Ирина Карпачева, горожане указ исполнять не торопились: «Пожалуй, понравилось это нововведение только молодежи. Петр I видел, как иностранцы дружно встречали Новый год в Немецкой слободе. Царь мечтал о том, чтобы горожане работали и отдыхали сообща, выходили на улицы и площади, праздновали Новый год вместе. Петр строил новое государство, и ему очень хотелось объединить людей вокруг реформ, идей, праздников. А москвичи в основном считали, что праздник — это дело семейное. Но на фейерверки смотреть приходили. Активное уличное украшение города началось позднее, в XIX столетии».

Известно, что к наряженным елкам горожане относились и вовсе настороженно. Впервые на площади в Кремле их увидели еще в самом начале XVII столетия, при польских интервентах, и понадобилось немало времени, чтобы этот негативный образ стерся из памяти.

Пространство города преображалось лишь для исключительных событий: коронационных торжеств, триумфальных победных шествий и праздничных маскарадов. Тогда возводили триумфальные арки, обильно украшенные светящимися гирляндами — фонариками с огненными фитилями.

Чистота как украшение, елка как двигатель торговли

Новый год прижился не сразу, тогда как Рождество традиционно отмечали в храме и в кругу семьи. Однако были народные святочные и рождественские гулянья с катанием на санях или с ледяных горок. Настоящим украшением города становилась чистота. К Рождеству Москву заносило снегом, а дворников не было, и домовладельцы сами старались перед праздниками почистить свой двор и улицу. Ярмарки на площадях, цирковые балаганы и карусели — все это создавало особую, шумную и яркую атмосферу.

Первые уличные новогодние елки можно было увидеть в Немецкой слободе (в современном районе Лефортово) — они появились по инициативе живших там европейцев. Позже традицию переняли при императорском дворе. Для Анны Иоанновны устанавливали и украшали ель на Соборной площади. Император Александр I распоряжался ставить наряженные деревья в Кремлевском (Александровском) саду.

Во второй половине XIX века на ярмарках появились новогодние гирлянды из разноцветных флажков и фонариков. Торговцы использовали праздничный антураж для привлечения покупателей. «На ярмарках на Красной площади, возле Гостиного Двора стали появляться елки — их ярко наряжали, завлекая покупателей», — поясняет Ирина Карпачева.

Зимний свет

До появления электричества иллюминацию создавали с помощью плошек с конопляным маслом или керосином, которые расставляли вдоль центральных улиц и площадей. Этот свет был неярким, мерцающим, легко гас от ветра и снега.

Электричество стало проникать в Москву на рубеже XIX–XX веков, но до праздничной подсветки было еще далеко. Впервые электрические фонари и разноцветные лампочки украсили кремлевскую стену и фасад здания Верхних торговых рядов, выходящих на Красную площадь, в декабре 1895 года. И горели они до коронационных торжеств 1896-го.

«Современники вспоминали, что в новогодней Москве было темновато. Тяжело было извозчикам и кучерам: приходилось “летать” по кривым улочкам с осторожностью, чтобы не подавить загулявшиеся компании. Сначала даже электрифицированные улицы возле Кремля освещались не очень ярко, и жители города еще долго выходили с фонарями, не забыв средневековые традиции», — замечает Ирина Карпачева.

По ее мнению, дореволюционная Москва больше самих праздников любила предпраздничную суету. Атмосферу задавали народные гулянья, тепло домашних огней, запах хвои, скрип полозьев по снегу и мерцание масляных плошек.

Советские зимние гулянья: от запрета до праздника на всю страну

До революции люди в основном отмечали именно Рождество, а не Новый год. После от традиции официально отказались: праздник считался религиозным. Однако негласно жители столицы продолжали отмечать его. «Москвичи запреты игнорировали и в домашнем кругу Рождество праздновать любили. Новый год — кто как хотел. В 1920-е годы, когда прокатилась антирелигиозная кампания, Рождество стало пионерским и комсомольским. Молодежь устраивала маскарады, уличные шествия с транспарантами, антирелигиозные спектакли. Однако все равно это было Рождество, пусть и по-комсомольски — с пирогами и красными флагами, вечеринками и красными косынками… А потом и само слово “Рождество” оказалось под запретом», — говорит Ирина Карпачева.

Перелом наступил в 1935 году. 28 декабря в газете «Правда» вышла статья Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Это был призыв праздновать не Рождество, а именно Новый год — светский и советский.

«… буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. <…> Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. <…> Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах», — писал Постышев. И Сталин поддержал эту инициативу.

Уже в декабре 1936 года в Колонном зале Дома союзов состоялась главная елка страны с первым официальным Дедом Морозом — актером Михаилом Гаркави. Дети наряжались не только в зайчиков и котят, но также в красноармейцев и стахановцев. А в ключевые моменты праздника звучали залпы игрушечного крейсера «Аврора».

Новый год в 1941-м — вопреки войне

Самый пронзительный эпизод в советской истории праздника пришелся на наиболее драматичный период Великой Отечественной войны. 5 декабря 1941 года началось долгожданное контрнаступление советских войск под Москвой. Столица стала приходить в себя после тяжелейшего осадного положения.

«Это была первая победа со стальными нервами. Где-то с 10 декабря в Москву начали завозить живые елки. Запахло хвоей и праздником. И несмотря на то что наступление 1942-го москвичи отмечали в бомбоубежищах, метро и на рабочих местах, решили праздновать весело, назло фашистам», — рассказывает Ирина Карпачева. Новогодние елки, украшенные самодельными игрушками, стали символом стойкости и веры в скорую победу.

Праздники мирной жизни: 1950–1980-е

Во второй половине 1950-х Моссовет активно занимался украшением новогодней столицы. Лесные хозяйства заготавливали гигантские 25-метровые ели для ключевых площадок. Многие москвичи очень хорошо помнят елки своего детства.

«На гигантских елках мне нравились большие связки разноцветных шаров, огромные блестящие хлопушки. Деревья сверкали огоньками-фонариками. В городе стали появляться в большом количестве лампочные гирлянды вдоль улиц и дорог, световые инсталляции в виде снежинок и елок на фонарях», — с теплотой вспоминает Ирина Карпачева.

Особый интерес представляли витрины центральных магазинов — ГУМа, ЦУМа, «Детского мира», магазинов на Калининском проспекте (сейчас — Новый Арбат), украшенные к празднику московскими художниками. После VI Всемирного фестиваля студентов и молодежи 1957 года на елках появились фигурки в национальных костюмах, а после полета Гагарина — космонавты и ракеты.

Ирина Карпачева рисует картину праздничного города: «Во дворах соседи собирались и украшали елку, специально высаженную поблизости. Часто серпантином или блестящим дождиком наряжали любое дерево, вокруг которого можно водить хороводы. Мы украшали елку и в школьном дворе. В парках играли огнями входы и центральные аллеи, почти везде были старые эстрады — “ракушки”: нередко там проходили новогодние представления для детей».

Выйти в новогоднюю сказку

Сегодня масштабы оформления столицы поражают воображение: целые улицы превращаются в сказочные миры. Яркие тематические зоны привлекают множество москвичей и туристов. Ирина Карпачева отмечает, что на наших глазах рождаются новые социальные тренды: «Петр I был бы рад: люди вышли на улицы города в новогодние праздники. Невероятно популярными стали ночные электробусы! Современные москвичи создали новую традицию в городе — они даже не понимают, но это новая новогодняя традиция: можно проехать по всей праздничной столице, в любой момент выйти и окунуться в сказку… Я человек домашний, но удержаться не могу».

В Москве уже заработали фестивальные площадки, катки, украшены улицы и площади, проходят мастер-классы, спектакли под открытым небом. Предусмотрено большое количество бесплатных развлечений. Подробности, точки на карте и афиша мероприятий — на сайте проекта «Зима в Москве».

«Культура Москвы»: гид по ярким событиям столицы