Новости Москвы и Московской области

Мифический аликорн и робот-экскурсовод. История и современность Биологического музея

О том, как музей был основан, как развивался и какие изменения его ждут, рассказала Елена Михеечева, методист первой категории.

Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева — наглядная энциклопедия развития живого мира, доступная школьникам и полезная студентам, ученым и профессионалам из разных сфер. А еще это новое современное пространство «Биокластер». Гид «Культуры Москвы» по этому миру — Елена Михеечева, методист первой категории. Ее рассказ — путешествие по истории и экспозиции музея.

Два зала и коридор

«Государственный биологический музей появился в 1922 году — и не здесь, а в здании на Миусской площади, — говорит Елена Михеечева. — Сейчас там находится Российский государственный гуманитарный университет, а в то время был Коммунистический университет имени Я.М. Свердлова, в котором основатель и первый директор музея Борис Завадовский был заведующим кафедрой биологии. В самом начале у музея было всего лишь два зала и коридор». В конце 1920-х годов музею пришлось покинуть здание на Миусской площади и отделиться от университета, это был непростой период. Но в 1934-м музей переехал в здание бывшей усадьбы купца Петра Щукина, которое занимает и сейчас.

Борис Завадовский был физиологом, и это наложило отпечаток на коллекцию. Елена Михеечева обращает внимание на экспонаты в первых залах, которые могут смутить или даже напугать неподготовленного посетителя, — витрины демонстрируют медицинские и физиологические эксперименты. «Борис Завадовский исследовал эндокринную систему. Это залы, посвященные физиологии человека и животных: нервной и кровеносной системам, пищеварению. Прямая связь между экспериментом и медициной — одна из ключевых идей музея. Эти исследования были направлены на то, чтобы лечить людей. Не всем нравится, но уверяю вас, что дети воспринимают это совершенно спокойно. Музейная условность вполне для них подходит», — отмечает гид.

Елена Михеечева предлагает взглянуть на это с научной и гуманистической точки зрения: «Можно подойти к витринам с экспонатами и сказать спасибо, потому что без участия этих собак и других подопытных животных мы никогда не научились бы лечить многие болезни, делать успешные операции по трансплантации».

От трюфелей до ведьминых кругов

В залах музея биология предстает в невероятном разнообразии. «Мы показываем все царства живого мира», — объясняет Елена Михеечева. Царство грибов занимает два зала, и эта коллекция — энциклопедия в трех измерениях. «У нас есть возможность увидеть то, чего мы обычно не видим: подземные тела грибов, трюфели — самые дорогие грибы», — говорит методист.

Экспозиция выполняет и просветительскую роль, демонстрируя коварных двойников. «Например, бледная поганка — смертельно ядовитый гриб. У нас представлено несколько вариантов — и показано, с каким другим грибом ее можно спутать», — поясняет гид.

Здесь можно изучить загадочное явление — ведьмин круг, когда грибы образуют правильное кольцо. Елена Михеечева с улыбкой рассказывает о старинных суевериях: «Это не хоровод духов или ведьм, как раньше думали. Грибница круглая, потому что растет от центра наружу, в центре отмирает, а по наружному кольцу появляются молодые плодовые тела грибов. И никакой магии».

Полет снежного барса

Зал, акцентирующий внимание на взаимодействии природы и человека, так и называется — «Природа и человек». Его доминанта — величественный снежный барс, застывший в прыжке. «Это участок гор, скалы, где мы видим исчезающий вид — снежного барса, чучело. Всех посетителей особенно интересует, как он застыл в прыжке. Полная иллюзия движения, крепежа не видно, откуда ни посмотри, — это вершина таксидермического искусства. Автор — Вадим Хренов», — рассказывает Елена Михеечева.

Напоминает о хрупкости жизни и зал, посвященный экологии. «Это участок побережья Командорских островов — и здесь мы видим части скелета знаменитой стеллеровой коровы. Животное исчезло в XVIII веке», — продолжает гид.

Рядом — урбанистический артефакт. «Это гнездо вороны, сделанное с помощью полиэтиленовых веревочек и проволоки. Это говорит о том, что животные все-таки умеют приспосабливаться к жизни в городских условиях», — комментирует Елена Михеечева.

От гигантских моллюсков до человека

Елена Михеечева с гордостью ведет в следующий зал. «Самый красивый зал у нас называется “Развитие жизни на Земле”. Он представляет исчезнувшие палеоландшафты — от древнейших времен и до современности. Зал состоит из двух уровней. Верхний ярус — макеты палеоландшафтов: силурийский период, девонский, юрский. Нижний ярус показывает подлинные объекты, характерные для того или иного периода», — рассказывает она.

Среди них ископаемые моллюски, фрагменты скелетов, отпечатки древних растений. Посетители сразу обращают внимание на макеты гигантских рептилий и древовидных папоротников. В компании гигантов прошлого скромно, почти незаметно присутствуют предки всех млекопитающих. «Хочу обратить внимание вот на этих маленьких зверюшек. Это они победили гигантов в борьбе за существование», — говорит Елена Михеечева.

Выставка «Как пройти в люди», расположившаяся в отдельном зале, предлагает современный взгляд на антропогенез. Особая гордость музея — пластические реконструкции лиц древних людей, созданные по методу антрополога Михаила Герасимова. «Михаил Михайлович некоторое время работал у нас в музее. Его методика актуальна до сих пор — и в науке, и в криминалистике. На ее основе появились компьютерные программы, которые помогают восстановить по фрагментам черепа лица людей, живших в глубокой древности», — подчеркивает гид.

Пещерная живопись и 3D прошлого века

На сводчатом потолке зала «Происхождение и становление человека» атмосферу дополняют изображения, копирующие пещерные рисунки древних людей. Здесь использованы художественные мотивы из разных пещер со всего земного шара.

Зал «Основы эволюционного учения» интересен и представителям профессионального сообщества. «Здесь в основном экспонаты 1950-х годов. Музейщики, которые к нам приходят, говорят, что этот зал не надо обновлять, потому что это памятник музейного дела», — делится Елена Михеечева. При этом зал выглядит актуальным и продолжает удивлять современных посетителей. Диорамы работы народного художника России Ефима Дешалыта — вершина диорамного искусства. Елена Михеечева рассказывает: «Мы смотрим на диораму “Песчаная пустыня” и не видим границы между живописным полотном и передним объемным предметным планом. Дети так и говорят: “Это 3D прошлого века”».

Аликорн на страже музея

В завершение экскурсии — история комплекса зданий музея. Это объект культурного наследия федерального значения, архитектурный шедевр, построенный в модном в конце XIX — начале XX века псевдорусском стиле: шатровые крыши, красный кирпич, фигурные колонны, изразцы. Здания напоминают терема из русских сказок. Петр Щукин, известный московский купец и коллекционер, построил их для собственного музея. В самом первом здании (1893), так называемом старом музее, располагалась коллекция Щукина: картины, предметы старины. Сейчас там находится администрация Биологического музея, здание не утратило архитектурной ценности.

Елена Михеечева рассказывает, что у музея есть талисман, доставшийся ему от усадьбы Щукина: «Существо, изображенное на большом медальоне старого музея, — очень интересный биологический объект, гибрид трех существ: у него крылья, как у пегаса, рог, как у единорога, и хвост, как у змеи или льва. Искусствоведы подсказали, что это существо называется аликорном».

Петр Щукин вместе с архитектором Борисом Фрейденбергом ездил с экспедициями на Русский Север. Многие архитектурные и художественные решения берут начало из тех мест. Изразцы, украшающие старый музей, скопированы с изразцов старинной церкви Иоанна Предтечи в Ярославле.

Новое пространство

Биологический музей имени К.А. Тимирязева — это не только история, застывшая в стенах особняков на Малой Грузинской улице. Он динамично развивается, и главным тому доказательством стал масштабный проект, который реализует музей. Этим летом был дан старт проекту «Биокластер» — принципиально новому открытому музейному пространству и научному центру, аналогов которому нет в России.

Сейчас «Биокластер» занимает два павильона ВДНХ, а в будущем их будет пять, также появится оранжерея-лаборатория. Идея удивительным образом перекликается с первоначальной концепцией Бориса Завадовского, который мечтал о пространстве, где научная теория для зрителей непосредственным образом объединялась бы с практикой. Гость «Биокластера» может отправиться на встречу с динозаврами или в удивительный мир насекомых, принять участие в экспериментах с растениями в оранжерее-лаборатории или приобщиться к разведению садовых цветов.

Сейчас можно посетить две ключевые площадки «Биокластера». В павильоне № 29 «Цветоводство и озеленение» расположилась выставка «Морфогенез. Третья природа», организованная в коллаборации с современными российскими художниками. В павильоне № 31 «Геология» работает масштабная экспозиция «12 признаков живого». Все разделы — от «Единства химического состава» до «Размножения» — иллюстрируют произведения в жанре сайенс-арта. Особенность выставки — робот-гид профессор Борис Земелькин, который проводит экскурсии для посетителей.

Биологический музей остается местом, где прошлое становится трамплином для будущих открытий, а научное знание предстает не сухими страницами учебника, а увлекательным и бесконечно прекрасным процессом познания.

«Культура Москвы»: гид по ярким событиям столицы