Новости Москвы и Московской области

Король инструментов: в каких детских школах искусств Москвы учат играть на органе

Столичные детские школы искусств гордятся духовыми и электронными органами, которые проектировали выдающиеся мастера. Рассказываем, где можно научиться играть на этом редком и сложном инструменте.

Духовые и электронные, учебные и концертные, с несколькими клавиатурами и множеством регистров — органы открывают перед учениками и педагогами столичных детских школ искусств (ДШИ) возможности для безграничного творчества. Этот инструмент обладает причудливым строением, широким диапазоном звучания и богатством тембров.

Накануне Всероссийского дня органа, который в этом году отмечается 30 ноября, корреспонденты mos.ru узнали, в каких ДШИ учат играть на этом инструменте, насколько сложно его освоить, какие способности необходимы профессиональному органисту и почему стать виртуозом может далеко не каждый.

Абсолютный слух и математический склад ума

Более 20 московских школ и колледжей искусств обучают игре на органе. Некоторые инструменты специально проектировали для учебных и концертных залов. Так, строительством трех духовых органов для детской школы искусств имени И.Ф. Стравинского занимался всемирно известный австрийский мастер Венделин Эберле. Каждый инструмент предназначался для помещения, в котором должен звучать: для большого и малого концертных залов и хорового класса. При этом Венделин Эберле изобрел систему с поднимающейся скамьей и педалями под рост ребенка, что позволило начать занятия с семи лет.

Юных музыкантов обучает выдающаяся органистка заслуженный работник культуры Российской Федерации Галина Семенова. Преподаванием она занимается с 1963 года, совмещая работу в Академическом музыкальном училище при Московской государственной консерватории (МГК) имени П.И. Чайковского и детской школе искусств.

«Для органа нужна серьезная подготовка: музыкант должен координировать движения рук и ног, обладать математическим складом ума, исключительным слухом и музыкальными способностями. Все инструменты отличаются по звучанию и конструкции: количеству регистров, мануалов, устройству клавиатуры, педалей. Поэтому каждый требует внимательного изучения и адаптации», — говорит педагог.

Галина Семенова является основателем Международного конкурса «Юный органист». Ежегодно в нем участвуют лучшие ученики московских школ искусств, включая ее воспитанников братьев Дедехиных. 15-летний Илья — лауреат десятка крупных конкурсов и обладатель гранта Мэра Москвы в сфере культуры и искусства — готовится поступать в Академическое музыкальное училище при МГК имени П.И. Чайковского. 12-летний Егор продолжает учиться в ДШИ имени И.Ф. Стравинского. В его копилке — более пяти побед в различных фестивалях и грант Мэра Москвы второй степени.

«Я увлекся органом по примеру старшего брата, а до этого, как и он, занимался фортепиано. Оба инструмента мне очень нравятся, но на органе играть гораздо сложнее. Репетирую по несколько часов в день — и в школе, и дома на фортепиано. Мне приходилось играть на органах в Ярославской и Пензенской государственных филармониях, это незабываемые впечатления. В будущем я мечтаю стать профессиональным музыкантом и выступить в Большом зале Московской консерватории», — делится Егор Дедехин.

Сыграть на острове Канта

В детской музыкальной хоровой школе (ДМХШ) «Весна» имени А.С. Пономарева собственный духовой орган появился летом 1997 года — к 850-летнему юбилею Москвы. Его спроектировал Матиас Шуке, глава органостроительной компании. У инструмента два мануала (ручная клавиатура) и 20 регистров. Кроме духового, в школе есть и два электронных органа. Учиться на них начинают с девяти лет.

«Наш духовой орган — один из самых больших среди инструментов, установленных в московских школах искусств. На нем занимаются не только дети, но и взрослые — как правило, с музыкальным прошлым. Например, одна моя ученица окончила Астраханскую государственную консерваторию и работала концертмейстером. Освоить орган с нуля, без основательной подготовки на фортепиано, практически невозможно. Во время игры на этом инструменте задействованы и руки, и ноги, при этом нужно смотреть в ноты и нажимать клавиши, не концентрируясь на клавиатуре», — рассказывает руководитель класса органа в ДМХШ «Весна» имени А.С. Пономарева Иван Царев.

Ученики Ивана Царева каждый год занимают призовые места на всероссийских и международных конкурсах. Одна из самых перспективных его воспитанниц — 13-летняя Екатерина Воронкова. Прошлым летом она с триумфом выступила на всероссийском конкурсе Sancta Caecilia в Красногорске, стала дипломантом Международного конкурса «Юный органист» и лауреатом гранта Мэра Москвы в сфере культуры и искусства.

«На органе я занимаюсь уже третий год. Однажды услышала его звучание на концерте и поняла, что это мой инструмент. До этого играла на фортепиано, блокфлейте и поперечной флейте, и этот опыт помог мне получить новые навыки. Быть органистом непросто: это сложная координация, особенная техника нажатия клавиш, от которой зависит звучание нот. Недавно мне посчастливилось сыграть на органе в кафедральном соборе на острове Канта в Калининграде. Он считается самым большим в России и одним из самых крупных в Европе. Это было непередаваемое чувство», — вспоминает Екатерина Воронкова, которая мечтает стать профессиональным музыкантом.

От духовых до электронных

Кроме духовых, в столичных школах искусств установлено более 45 современных электронных органов: только за прошедшие 10 лет при поддержке столичного Департамента культуры в московских школах искусств появилось 17 новых инструментов. Ученики играют на новейших электронных органах. Так, в ДШИ имени М.А. Балакирева таких органов два: концертный Johannus с тремя мануалами и 55 регистрами и 27-регистровый Viscount.

«Наша ДШИ стала одной из первых в Москве, где появился класс органа. Сегодня в столице школьникам доступно профессиональное обучение игре на этом инструменте. Орган — уникальный живой организм, лавина звуков и эмоций. Играть на нем — все равно что управлять космической ракетой. В школе пока только электронные инструменты, но мы мечтаем приобрести настоящий духовой орган», — говорит преподаватель ДШИ имени М.А. Балакирева Леонид Вечхайзер.

В числе его воспитанников — лауреаты международных и всероссийских фестивалей и конкурсов, а также известные концертирующие органисты. Юной звездой с уверенностью можно назвать 13-летнюю Злату Ненахову, победительницу более 10 конкурсов и обладательницу гранта Мэра Москвы. Она родилась в семье профессиональных музыкантов и, по словам Анны Ненаховой, ее мамы, с раннего детства отличалась хорошим голосом и абсолютным слухом: различала, на каких нотах поют птицы и скрипят качели.

«В четыре года я поступила в подмосковную музыкальную школу, где впервые увидела орган. Этот инструмент так захватил меня, что несколько лет назад мы переехали в столицу ради того, чтобы заниматься у Леонида Григорьевича Вечхайзера. Во время участия в разных конкурсах мне посчастливилось играть на прекрасных духовых инструментах, в том числе в концертном зале “Зарядье” и Таврическом дворце в Санкт-Петербурге. Мечтаю однажды выступить в Атлантик-Сити, где находится самый большой в мире орган», — делится Злата Ненахова.

Его величество орган

Королю инструментов часто устраивают торжественные инаугурации с участием известных исполнителей. Отдать почести духовому органу в Московской средней специальной музыкальной школе (колледже) имени Гнесиных приезжал выдающийся британский музыкант Томас Троттер, органист Бирмингема, Вестминстерского аббатства и профессор Королевского колледжа музыки в Лондоне. Инструмент, созданный немецким мастером Штефаном Штурцером, оснащен двумя мануалами, педальной клавиатурой и 25 регистрами. Его тембровые возможности позволяют исполнять барочные композиции и музыку эпохи романтизма, а мотор изначально предназначался для Государственного академического Большого театра России.

Духовыми органами этой же немецкой фирмы гордятся детская школа искусств № 11 и детская музыкальная школа имени С.И. Танеева. На органе в ДШИ № 11 играли такие известные музыканты, как Даниэль Сальвадор, Константин Волостнов, Сергей Черепанов и Гарри Еприкян.