Новости Москвы и Московской области

Катя Тихомирова и мадам Рубинштейн. Умерла Вера Алентова

Народная артистка России скоропостижно скончалась 25 декабря 2025 года.

Вера Алентова родилась в Котласе Архангельской области 21 февраля 1942 года. Ее родители, актеры Валентин Быков и Ирина Алентова, работали на Русском Севере в годы Великой Отечественной войны. Там семья прожила несколько лет, после смерти отца Вера Валентиновна с мамой много переезжала — они жили в Кривом Роге, где будущая актриса пошла в первый класс, в Коканде (Узбекистан), в Барнауле.

В своей книге воспоминаний «Все не случайно» Вера Алентова рассказывала, что в Кривом Роге ее записали и в музыкальную школу по классу скрипки, но проучилась она там недолго. Уже позже, в Узбекистане, она научилась играть на рояле — и даже аккомпанировала себе в одном из спектаклей.

Все детство Веры Валентиновны в той или иной мере было связано с разными театрами СССР, где служила ее мама, при этом Ирина Николаевна не желала дочери актерской карьеры — слишком хорошо знала, как тяжела служба на периферийной сцене. До того как стать актрисой, Вера Алентова пыталась поступить в медицинский институт в Барнауле — работа врачей с детства ее восхищала, но занятия в анатомическом отделении очень пугали. Кроме того, в течение года, до вступительных экзаменов на актерский факультет, Вера Валентиновна проработала на Барнаульском меланжевом комбинате чернорабочей. Как к любому труду, она относилась к этой физически тяжелой работе с уважением и в воспоминаниях писала, что чувствовала себя очень нужной и полезной сотрудницей, потому что продукция комбината была необходима на разных предприятиях по всей стране.

Вера Алентова в театре

В 1960 году Вера Валентиновна стала участницей труппы Орского драматического театра и дебютировала на сцене в спектакле «Иркутская история» по пьесе Алексея Арбузова.

В 1961-м переехала в Москву, где в 1965 году окончила актерский факультет Школы-студии МХАТ (курс Василия Маркова). О годах учебы и педагогах Вера Валентиновна вспоминала с большой теплотой, а в автобиографической книге назвала их небожителями — разные дисциплины студентам преподавали Ольга Голушкевич, Борис Симолин, Абрам Белкин, Елизавета Волконская, Елизавета Сарычева, Галина Трофименко, Андрей Синявский, Василий Топорков и другие. На одном курсе с Верой Алентовой учились, в частности, Александра Дорохина, Ирина Мирошниченко, Андрей Мягков и будущий муж актрисы Владимир Меньшов.

Сразу после учебы Вера Валентиновна поступила в труппу Московского драматического театра имени А.С. Пушкина. Сначала артистка не думала, что задержится там надолго, однако, узнав уникальную историю и богатые традиции театра, всем сердцем его полюбила и прослужила там всю жизнь. Ее первой ролью стала Райна Петкова в спектакле «Шоколадный солдатик» режиссера Бориса Равенских. Постановку с успехом показали более 300 раз.

На сцене Театра имени Пушкина Вера Алентова исполнила множество ролей, в том числе Надежды Чебоксаровой в «Бешеных деньгах», Гелены в «Варшавской мелодии», Каролины Эшли в «Недосягаемой», Винни в «Счастливых днях», Кормилицы в «Федре», Генриетты Карловны в «Семейке Краузе» и других. В 2011 году вместе с супругом Владимиром Меньшовым актриса сыграла в режиссерском дебюте их дочери Юлии Меньшовой «Любовь. Письма».

Вера Алентова называла себя характерной актрисой и с удовольствием бралась за воплощение самых разных героинь. Артистка всегда помнила слова Константина Станиславского о том, что раз в пять лет актеру стоит пересматривать манеру и привычки существования на сцене, и следовала этому совету. «Каждая новая роль — вызов на дуэль, и выиграешь ли ты битву, понятно будет только в конце», — писала она в книге воспоминаний.

До последних дней Вера Валентиновна выходила на сцену Театра имени Пушкина — ее можно было увидеть в спектаклях «Ложные признания» и «Мадам Рубинштейн». Последнюю постановку создал художественный руководитель театра Евгений Писарев специально к 80-летию актрисы.

Работы в кино

На экране Вера Алентова дебютировала в фильме о советских пилотах «Дни летные». В ее карьере несколько десятков киноработ, и все, по ее словам, она любила, однако всегда считала себя в большей степени театральной актрисой — например, даже в юности не думала о том, чтобы попробовать поступить во ВГИК (однако в 2009 году начала там преподавать вместе с Владимиром Меньшовым). Как и на сцене, в кино ее роли были характерными — все четыре образа в «Ширли-мырли», Соня Аниканова в «Зависти богов», Светлана Васильевна во «Времени желаний», богиня Иштар Борисовна в «Ампир V» и другие.

Но самая запоминающаяся (и любимая зрителями) роль Веры Валентиновны, безусловно, Кати Тихомировой в картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», получившей в 1981 году премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Тогда Меньшов оказался в одном списке с такими звездами мирового кинематографа, как Акира Куросава, Франсуа Трюффо и Иштван Сабо.

Это была, как вспоминала Вера Алентова, роль-судьба. На нее пробовались и другие актрисы, в том числе Маргарита Терехова и Ирина Купченко, но по разным причинам они в итоге отказались от съемок. В год выхода фильма в СССР его посмотрели 84,4 миллиона зрителей, а Вера Алентова стала лучшей актрисой года, по версии опроса журнала «Советский экран».

Фильм завоевал любовь и признание зрителей и кинокритиков во всем мире — от Италии и Франции до Индии и Гвинеи, по мнению Веры Валентиновны, во многом потому, что история покорения большого города, рассказанная там, очень человеческая и понятная многим. Этим же она объясняла долгую жизнь кинокартины — спустя почти полвека ее продолжают смотреть и пересматривать с неугасающим интересом.

В 1992 году Вера Алентова получила звание народной артистки Российской Федерации. Среди ее многочисленных наград — орден «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, орден Почета, орден Дружбы, медаль Пушкина за вклад в развитие отечественной культуры и искусства, премия «Хрустальная Турандот».

Вера Алентова скоропостижно скончалась на 84-м году жизни 25 декабря 2025 года.