Новости Москвы и Московской области

Город-учебник. Как олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» меняет представление об образовании в Москве

О проекте «Культуре Москвы» рассказал научный руководитель Центра педагогического мастерства Иван Ященко, а также сотрудники учреждений — участников олимпиады.

Один из самых необычных и массовых образовательных проектов Москвы — олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» — это серия квестов и заданий, которые выполняют школьники, посещая культурные учреждения столицы и получая поощрения в виде баллов и сувениров. В финале самых успешных участников ждет суперигра — большой квест на улицах города.

О философии проекта, его достижениях и правилах рассказал Иван Ященко, научный руководитель Центра педагогического мастерства, и сотрудники культурных учреждений, которые разрабатывают задания для школьников, а также сами школьники.

Рождение идеи

Идея родилась во времена больших перемен — проведения реформ московского образования и преображения самого города. Олимпиада началась в 2013 году.

«Произошел переход к массовой открытой системе развития таланта. То есть не концентрация талантов в отдельных, специализированных школах, а утверждение идеи, что для каждой московской школы, так называемой обычной, стандартом должно быть то, что в ней раскрываются таланты», — объясняет Иван Ященко, заместитель председателя оргкомитета олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы», научный руководитель Центра педагогического мастерства.

Простые правила

Правила такие: школьник регистрируется на сайте олимпиады (для этого необходим профиль в «Московской электронной школе») и выполняет онлайн-задания. Затем он посещает музеи, парки и усадьбы и проходит в них квесты. У олимпиады есть мобильное приложение с картой площадок, отправлять ответы можно онлайн. Чтобы заработать зачет, участнику нужно пройти квесты в четырех музеях и одном парке или усадьбе. За это он получает баллы и сувениры из музеев. Если набрать достаточно баллов, можно стать победителем и попасть на суперигру — большой городской квест, в котором обычно участвуют около 10 тысяч школьников.

Для участников предусмотрены дни с бесплатным посещением. Присоединиться могут не только московские школьники, но и дети из других регионов, а также дошкольники — им нужно сначала создать профиль в «Московской электронной школе» («МЭШ»). Приветствуется как личное, так и командное участие: можно ходить в музеи классом или с друзьями. Олимпиада проходит почти весь учебный год — с сентября по март.

«Я люблю собирать магнитики, которые дают за прохождение заданий во всех музеях, а в финальной игре дарят даже памятные подарки — каждый год разные и крутые. Олимпиада как будто выбирает для нас самые интересные места в городе, куда бы ты сам, может, и не пошел, а тут идешь — и получаешь много знаний и эмоций!» — говорит Аня Сосновская из 3-го «И» класса школы № 1468.

Совместная работа и любовь к Москве

Организация и проведение олимпиады — скоординированная работа. В ней участвуют столичные Департамент культуры, Департамент образования и науки, Центр педагогического мастерства и много других городских структур, вплоть до служб безопасности и дорожных патрулей.

Еще один важный момент, которым очень гордятся организаторы, отмечает Иван Ященко: «Совместные активности с друзьями, с родителями не на словах, а на деле воспитывают любовь к родному городу».

«Я участвую в олимпиаде второй год. Мне ее посоветовала учитель, и я этому очень рад. Самое интересное — суперигра. В прошлом году мы с мамой постоянно путались в переулках и улицах и решили, что теперь будем чаще гулять по центру Москвы пешком, тем более там очень красиво. К следующей суперигре я подготовлюсь и буду очень хорошо ориентироваться», — рассказывает Володя Белов, ученик 2-го «Г» класса школы № 2033.

Как олимпиада меняет музеи

Задания разрабатывают сами музеи, и ответить на вопросы невозможно без их посещения. Это создает эффект подлинного погружения. Такой подход оказывается полезным и для самих учреждений культуры, подчеркивает Иван Ященко: «Отзывы участников позволяют переосмыслить выставочное пространство, адаптировать его для современных школьников».

«Дают интересные задания, над которыми можно поразмышлять, хорошо провести время с семьей в выходные, всем вместе отвечать на вопросы. Мы соревнуемся с друзьями, у кого больше баллов. Благодаря олимпиаде мы видимся с ними в классных местах, а не только на детских площадках», — отмечает Даша Караулова из 3-го «З» класса школы № 1468.

Музей, парк, усадьба и «садовник понукающий» в музее-заповеднике «Царицыно»

Некоторые площадки участвуют в олимпиаде в нескольких категориях, музей-заповедник «Царицыно» — во всех трех. Анна Пономарева, глава сектора экологического воспитания, курирующая в музее олимпиаду, отмечает: «Начиналось все с оранжерейного комплекса (как усадьба). Заметив заинтересованность участников, мы подключились с категориями “Музей” и “Парк”».

Эта стратегия оказалась выигрышной. «В прошлом сезоне мы как усадьба и как парк были часто в первой пятерке по посещаемости. Преодолевая большие расстояния в парке во время квеста, дети успевают побегать, покричать — выплеснуть энергию. И в музее чувствуют себя более спокойными, включенными», — говорит Анна Пономарева.

Сотрудники музея проверяют все ответы и просматривают фотоподтверждения участников. Анна Пономарева с теплотой делится забавными наблюдениями: «С начала года мы просмотрели около восьми тысяч фотоподтверждений. У нас уже есть подборка из серии “Веселые зверушки-путешественницы”. Это игрушка ребенка, с которой он должен сфотографироваться в парке по правилам олимпиады. Дети иногда приходят с лебедями, которые больше их ростом, и такие забавные бывают игрушки — это просто прелесть, конечно».

Не менее колоритны и ответы участников. «Например, у нас есть в оранжерее растение саговник поникающий. Как только его не называли: и “садовником погибающим”, и “садовником понукающим”, — улыбается Анна Пономарева.

Проект обрастает личными историями, воспоминаниями и становится культурным явлением, которое меняет городскую среду, а дети надолго сохранят воспоминания.

Буклеты для участников и множество вопросов про один рояль

Для музеев-квартир, таких как Мемориальный музей А.Н. Скрябина, где экспозиция исторически неизменна и лишена пояснительных текстов, участие в олимпиаде требует изобретательности. Но заведующий отделом научной работы Владимир Попков замечает, что в музее нашли выход: «Необходимая информация содержится в бумажных путеводителях, которые мы выдаем участникам».

Музей участвует в олимпиаде уже 10 лет. Постоянство экспозиции побуждает команду сотрудников проявлять креативность в составлении заданий. Экспонат может быть одним и тем же, например рояль, но вопросы каждый год разные — чтобы возвращаться в музей было нескучно.

Здесь тоже накопили теплые и забавные истории. «Были ответы, что Скрябин создал знаменитое сочинение “Про метель” (а не “Прометей”), а Кусевицкий был великим контрабандистом (вместо контрабасиста)», — делится Владимир Попков.

Позитивные эмоции и стабильный интернет

Музей истории Военно-морского флота России находится на территории парка «Северное Тушино». Музей — площадка олимпиады. Одна из его локаций — дизель-электрическая подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец».

Музей участвует в олимпиаде с 2015 года. За это время задания стали более увлекательными. «Для нас это новая интересная задача: сделать экспонаты настолько захватывающими, чтобы живое знакомство с ними было для ребенка интереснее любого интернет-поиска. И мы с энтузиазмом принимаем этот вызов! В этом сезоне акцент сделан на вовлеченности и позитивных эмоциях», — рассказывает начальник отдела по связям с общественностью государственного автономного учреждения культуры города Москвы «МПК “Северное Тушино”» Ксения Сорокина.

Музей провел модернизацию локальной сети для хорошего доступа к интернету, когда стало заметно, что прежняя доставляет неудобства участникам при отправке ответов онлайн.

Полное погружение и новые площадки

В Московском государственном объединенном музее-заповеднике, который участвует в олимпиаде с самого ее начала в 2013-м, наблюдается любопытная тенденция — запрос на дополнительное погружение в материал. «Желая расширить свой кругозор, многие участники олимпиады посещают лекции и музейные занятия», — объясняет Наталья Зелинская, методист по музейно-образовательной деятельности, куратор проекта в музее.

В усадьбе Измайлово в олимпиаде участвуют сразу и выставка «Царская усадьба Измайлово», и лекторий «Старая московская квартира». В музее-заповеднике «Коломенское» участники смогут посетить Конюшенный двор — побывать на познавательном занятии и понаблюдать за живыми лошадьми.

Здесь же, в «Коломенском», музей анонсирует открытие новой выставки «Русский Парнас: ученые и творцы эпохи Просвещения» — площадки для учащихся четвертых — седьмых классов, где проводят занятие «Знание — сила! Просветители России».

Придумано и сделано в Москве

В прошлом сезоне организаторы олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» зафиксировали почти полмиллиона посещений площадок. В мире нет аналогов подобным мероприятиям. «Отдельные музеи проводят квесты. Но чтобы подобное происходило в масштабах мегаполиса, нам неизвестно», — подчеркивает Иван Ященко.

«Олимпиада “Музеи. Парки. Усадьбы” — это уникальный проект на стыке культуры и образования. В прошлом сезоне в нем приняли участие 130 тысяч школьников и почти 300 площадок. Его главная идея — превратить весь город в единое образовательное пространство.

Олимпиада стала импульсом для развития самих культурных площадок. Составляя вопросы для участников, они по-новому взглянули на свои экспозиции, сделали их более интересными и доступными для юной аудитории. “Музеи. Парки. Усадьбы” — успешный пример того, как культура и образование, объединившись, могут создавать по-настоящему массовые, востребованные и, что главное, очень душевные проекты для москвичей», — отметил Алексей Фурсин, руководитель Департамента культуры города Москвы.

Идея олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» родилась и воплотилась в Москве и стала частью культурного кода современного мегаполиса.

«Культура Москвы»: гид по ярким событиям столицы