Новости Москвы и Московской области

Город 120 лет назад. Идем на фотовыставку «Зарисовки забытой Москвы»

Экскурсию для «Культуры Москвы» провела Людмила Лейбишкис, сокуратор выставки, заведующая сектором фотографий и негативов Музея Москвы.

В Музее Москвы открыта выставка «Зарисовки забытой Москвы», где город рубежа XIX–XX веков предстает во всем многообразии повседневной жизни. Более 160 крупноформатных отпечатков позволят зрителям всмотреться в лица москвичей, уловить ритм улиц и ощутить дыхание времени. Многие фотографии выставляются впервые — больше половины из представленных изображений. Можно увидеть огромное количество интересных и необычных для современников деталей: как выглядели витрины магазинов и лавок, во что люди были одеты, на чем передвигались по городу, чем торговали.

О вдохновении, уникальных стеклянных негативах и взаимодействии экспонатов с текстами знаменитого бытописателя Владимира Гиляровского рассказала Людмила Лейбишкис, сокуратор выставки, заведующая сектором фотографий и негативов Музея Москвы.

(Не)забытая Москва

«Ее ломают [Сухареву башню]. Первым делом с нее сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня завтра доломают ее стройную розовую фигуру. Все еще розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом», — с болью писал Владимир Гиляровский в 1934 году дочери.

От прокладки трамвайных линий до воскресного рынка у снесенной Сухаревой башни — такую Москву уже не увидеть. Но можно очень живо представить, как она выглядела. Жанровые фотографии уличных сцен и архитектурных контрастов, часто снятые на любительские фотокамеры случайно, мимоходом, оживляют повседневность прошлого. Их дополняют цитаты из книги «Москва и москвичи» Владимира Гиляровского. Фразы, отзывающиеся в кадрах, напоминают, что город — это прежде всего люди: их привычки, речи, судьбы.

«Коллекция негативов и фотографий Музея Москвы ненамного младше самого музея, которому недавно исполнилось 129 лет. За минувшие десятилетия в ней собралось значительное количество фотоизображений Москвы конца XIX — начала XX века. После двух выставок, посвященных Москве советского и постсоветского периодов (фотовыставки Николая Рахманова и Игоря Кошелькова), нам показалось интересным обратиться к более ранней визуальной истории города. Отправной точкой послужил комплекс стеклянных негативов*, около 400 единиц, снятых неизвестным автором в 1900–1913 годах и запечатлевших прокладку трамвайных линий в Москве. Высочайшее качество изображений и очень хорошая сохранность самих стекол позволяют рассмотреть все, что попало в кадр, в мельчайших деталях. Позже к этим изображениям было решено добавить другие жанровые фотографии того же периода. В основном это уличная торговля и рынки, в изобилии раскиданные по карте дореволюционной Москвы», — говорит Людмила Лейбишкис.

* Стеклянный негатив  — это фотопластинка на стеклянной основе со светочувствительным слоем, предшественник пленочных негативов — более хрупкий, но максимально четкий и долговечный.

Диалог между текстами Владимира Гиляровского и визуальным материалом

Ассоциация с текстами Гиляровского, как отметила Людмила Лейбишкис, возникла не сразу. Когда основной корпус фотографий для выставки уже отобрали, ее создатели поняли, насколько эти кадры визуально насыщены непривычными персонажами или деталями. Москва и москвичи сильно изменились за прошедшие 120 лет, но, когда видишь это своими глазами (особенно серии с Хитровки), возникает ощущение легкого шока.

«Тогда, конечно, сразу вспоминается легендарный текст Владимира Гиляровского “Москва и москвичи” со всеми его колоритными типажами и бытописанием районов разной степени благополучности. Кстати, первое издание вышло в 1926 году, так что выставку отчасти посвящаем и 100-летнему юбилею самой читаемой книги о Москве. В экспозиции мы использовали ряд цитат из Гиляровского, сопроводив ими изображения со сценами, похожими на отдельные эпизоды из книги. Тем не менее наша выставка не про Гиляровского и не про его тексты — наша выставка про Москву», — подчеркивает сокуратор выставки.
«Хитров рынок почему-то в моем воображении рисовался Лондоном, которого я никогда не видел. Лондон мне всегда представлялся самым туманным местом в Европе, а Хитров рынок, несомненно, самым туманным местом в Москве.
<…>
В тумане двигаются толпы оборванцев, мелькают около туманных, как в бане, огоньков. Это торговки съестными припасами сидят рядами на огромных чугунах или корчагах с “тушенкой”, жареной протухлой колбасой, кипящей в железных ящиках над жаровнями, с бульонкой, которую больше называют “собачья радость”». (Владимир Гиляровский, «Москва и москвичи».)

Профессиональные фотографии и любительские снимки

«Разница между профессиональной и любительской фотографией была очень ярко выражена. Профессиональные фотографы владели собственными фотоателье, где снимали портреты. Также они занимались архитектурной съемкой парадных видов города, которые потом использовались для печати открыток или сувенирных альбомов. Для таких фотографий, как правило, выбирали наиболее выгодные ракурсы, и на них почти не было людей. Поэтому составить по ним представление о повседневной жизни города довольно сложно», — объясняет Людмила Лейбишкис.

Фотографы-любители, по ее словам, наоборот, нередко оказывались в гуще городской жизни и снимали все, что им было интересно. Именно в то время фотография стала не просто техническим новшеством, а важным способом запечатлеть меняющийся облик города.

Переплетение эпох

Снимки, представленные на выставке, отражают эклектичность городской жизни: монастыри соседствуют с доходными домами, конки — с первыми трамваями.

«К таким изображениям можно отнести почти все фотографии из серии про прокладку трамвайных линий. Среди них фотография “Садовая-Спасская улица. 1912–1917 гг”., где на фоне недавно построенного первого тучереза Москвы — доходного дома Афремова — едет ломовой извозчик и идет по своим делам крестьянская пара. Или “Триумфальные ворота. 1904–1905 гг”., на которой можно увидеть довольно прогрессивную по тем временам пару на велосипедах. Вероятно, это члены одного из велосипедных клубов, которые находились в районе Петербургского шоссе и Ходынки», — говорит сокуратор выставки.

«Извиняюсь, я первый раз в Москве. Я студент. Меня интересует, почему станция на пустой площади у Садовой называется “Триумфальные ворота”… <…>
Я объяснил … что по Садовой были когда-то еще деревянные Триумфальные ворота, но что они уже полтораста лет как сломаны, а название местности сохранилось.
<…>
Студент поблагодарил меня, сказал, что он напишет в своей газете, сделает доклад в клубе, что у них все интересуются Москвой, потому что она — первый город в мире». (Владимир Гиляровский, «Москва и москвичи».)

Эмоциональный и интеллектуальный посыл

Один снимок — это всего лишь один момент из прошлого, но глубоко погружает в исторический контекст как раз выставка в целом, считает Людмила Лейбишкис.

«Срабатывает накопительный эффект от увиденного. Мы не просто видим старую Москву — мы чувствуем ее ритм, слышим уличный гомон, вдыхаем запахи города. Каждый снимок — это окно в прошлое, через которое мы можем лучше понять, как жили наши предки на рубеже XIX–XX веков. Именно ради более интерактивного погружения в исторический контекст мы решили делать современные крупноформатные отпечатки, а не показывать маленькие оригиналы. На оригинальных старых фото толком не разглядишь деталей, плюс крупный формат делает зрителя как бы более соразмерным происходящему в кадре», — говорит сокуратор выставки «Зарисовки забытой Москвы».

«Мчимся по Цветному бульвару, перегнали два трамвая. Бульвар еще свеж, деревья зеленые, с золотыми бликами осени.
Я помню его, когда еще пустыри окружали только что выстроенный цирк. Здесь когда-то по ночам “всякое бывало”. А днем ребята пускали бумажные змеи и непременно с трещотками. При воспоминании мне чудится звук трещотки. Невольно вскидываю глаза в поисках змея с трещоткой. А надо мной выплывают один за другим три аэроплана и скрываются за Домом крестьянина на Трубной площади». (Владимир Гиляровский, «Москва и москвичи».)

Приобрести билеты на выставку «Зарисовки забытой Москвы» можно с помощью сервиса «Мосбилет».

«Культура Москвы»: гид по ярким событиям столицы