Новости Москвы и Московской области

Бисер как признание в любви. Что посмотреть на выставке в Кускове

Самые интересные экспонаты mos.ru показала Вита Филатова, куратор выставки, старший научный сотрудник музея-заповедника «Останкино и Кусково».

В усадьбе Кусково открыта выставка «Бисерные истории», которая знакомит посетителей с бисерным искусством конца XVIII — XIX века. В экспозиции около 50 предметов, большинство из которых выставляется впервые. Во времена бытования они служили украшением интерьеров, их дарили в качестве сувениров и посланий.

Выставка проходит в Итальянском домике, и в этом скрыт важный смысл. Дело в том, что, согласно описям XVIII века, Итальянский домик был домашним музеем Шереметевых, на его первом этаже гостям показывали предметы, очень ценные для владельца усадьбы. В их числе было бисерное панно с изображением цветочной корзины в золоченой раме.

Заморский гость

Расцвет бисерного искусства в России пришелся на начало XIX века. Привозили бисер из-за границы — преимущественно из Венеции, Богемии, Франции и Германии. Продавали бисер всегда пучками, которые представляли собой сложенные в несколько слоев и закрепленные сургучной печатью шелковые нити с бисером. Их называли «низки».

Рукодельницы передавали секреты мастерства по наследству. Сами произведения (сюжеты) и высокая стоимость бисера могут многое сказать о своих создателях — чаще всего это были девушки дворянского сословия. Ассортимент бисера был огромным, поэтому мастерицы могли работать с очень богатыми по композиции произведениями.

Существует множество техник бисерного искусства, условно их можно разделить на три вида: вышивку, вязание и инкрустацию. Первый предполагает пришивание бусин к основе, второй — нанизывание бисера на нитку и последующее вязание, третий — углубление бисера в мастику или воск. На выставке можно увидеть уникальный инкрустированный столик, созданный немецким мастером Иоганном Михаэлем ван Зеловым в период с 1755 по 1772 год. Подобного нет нигде в России.

Пожелания добра

Принято говорить, что отечественное бисерное искусство родилось в дворянской усадьбе, ведь каждый хозяин хотел сделать интерьеры своего имения привлекательнее. С помощью бисера украшали держатели для цветов, подстаканники, стеклянные сосуды, чернильницы, рюмки, графины, картины и многое другое — такие вещи тоже представлены на выставке.

Для мастериц, воспитанных на хорошей литературе и романтических идеях, бисерное творчество служило инструментом для выражения эмоций и чувств. Появлялись произведения, представляющие собой подарки с «посланиями», — через определенные цвета и образы признавались в любви, клялись в дружбе, желали тех или иных событий в жизни. Например, получая вещицу с изображением колесницы, запряженной бабочками, молодая семейная пара понимала, что им желают благополучного супружества.

Один из самых интересных экспонатов выставки — панно, которое когда-то было частью старинной столешницы. На нем изображен букет с разными цветами, с помощью которых можно много узнать о символике того времени. Георгин считался символом преданности, василек — простоты и нежности, гвоздика — постоянства и верности, а левкой — роскоши.

Предмет коллекционирования

Во второй половине XIX века в связи с существенными изменениями стиля жизни бисером стали интересоваться меньше. Однако на рубеже XIX–XX веков такие произведения стали привлекать коллекционеров. Это ознаменовало новую веху в истории бисера.

На выставке в усадьбе Кусково есть одно из произведений, ставшее свидетелем нового отношения к бисеру, — это лицевая часть бисерного чехла на подушку, созданная в начале XIX века. Визуально произведение делится на множество маленьких изображений, не связанных друг с другом, — от домика среди деревьев до оплетенной зеленью арфы.

На оборотной стороне можно прочесть небольшую историю коллекционера Александра Пожарского о том, как панно было приобретено. Оно попалось ему на глаза на Сухаревском рынке в 1909 году, но покупать его Пожарский не стал. Через несколько лет там же к нему обратился пожилой, интеллигентного вида человек, который, как оказалось, занимался покупками для костелов и польского духовенства. Он спросил, не собирает ли Пожарский бисерные вышивки, — так панно попало в собрание коллекционера.

Известно трепетное отношение Пожарского к предметам бисерной коллекции, о чем свидетельствует нумерация вещей, участие в выставках и публикации в газетах.

Бисерное панно из его коллекции иллюстрирует трансформацию отношения к бисерным предметам, а именно вспыхнувший в начале ХХ века интерес к бисеру среди русских и европейских исследователей и коллекционеров.

По выставке проходят авторские экскурсии.