95 лет творчества и волшебства. Отправляемся за кулисы Московского театра кукол
Созданный в 1930 году драматургом и режиссером Виктором Швембергером, учеником Евгения Вахтангова, Московский театр кукол специально для «Культуры Москвы» в честь своего 95-го дня рождения распахнул двери и позволил увидеть волшебный мир закулисья, где создаются будущие спектакли, рождаются любимцы публики и творится настоящая театральная магия. Проводником для съемочной группы выступил гардеробмен Митя, чей первый рабочий день на новом месте удалось запечатлеть на камеру, проникнув попутно в разнообразные цеха, на репетицию готовящейся постановки и даже на показ легендарного спектакля «Сказка с закрытыми глазами “Ежик в тумане”». Но главное, что получилось сделать, — это пообщаться с теми, кто день за днем неустанно трудится, создавая всю эту красоту на радость детям и взрослым.
Театр начинается с вешалки
Гардеробмен — это кукла-маппет, встречающая зрителей в фойе. Первым делом напутственное слово Мите говорит Борис Голдовский, художественный руководитель Московского театра кукол: «Твоя работа — самая почетная в театре, потому что он начинается с вешалки». Помимо просторного гардероба, на первом этаже располагается «Дом отдыха кукол» — специальное выставочное пространство, в котором можно познакомиться с историей, некоторыми спектаклями и куклами прошлого. Среди знаменитых ветеранов — персонажи постановки Леонида Хаита «Каштанка и Слон» по произведениям Антона Чехова и Александра Куприна. Взгляд привлекает и арт-объект «Электронная марионетка» Завена Паре: в фойе представлена одна из 12 кукол групповой инсталляции для оперы «Говорящий “да”» Курта Вайля по пьесе Бертольда Брехта. Художник был участником III Московского международного фестиваля театров кукол «Гефест» в 2019 году и подарил свою работу театру на память.
Но вот появляется режиссер Наталья Пахомова и предлагает Мите заглянуть к ней на репетицию новой оперы «Волк и семеро козлят», предварительно познакомившись с мастерскими и их деятельностью.
Тайное становится явным
Ольга Смелянец — художник-скульптор, она создала в том числе и кукол для премьерного спектакля. Как правило, в художественную мастерскую художники-постановщики приносят эскизы, по которым специалисты потом изготавливают будущих героев сцены. Ольга стала художником премьерной оперы, сама нарисовала прототипы, послужившие основой для создания, например, образов Волка и Петуха, вольготно расположившихся на рабочем столе. «Эти куклы без механики. Они мягкие, маппеты. А куклы с механикой делаются еще и в другой мастерской, в которой работают конструкторы», — говорит Ольга Смелянец.
В следующем цеху любопытного гардеробмена Митю встречает Марат Тахаутдинов, художник-технолог сцены. По признанию мастера, главным механизмом в театре он все-таки считает руку актера-кукольника. «Но при необходимости, когда режиссер ставит задачу перед художником, чтобы кукла была намного подвижнее и живее, художник в свою очередь ставит задачу перед художником-конструктором изготовить механизм для таких кукол», — добавляет он. У известного многим символа юбилейного года театра — Петрушки, к слову, никаких механизмов нет, работают только руки актера. А к спектаклю «Маленькие человечки», поставленному несколько лет назад, художник-конструктор Савва Комиссаров изготовил механизмы для очаровательного кота, благодаря которым у него во все стороны двигается голова и шевелятся лапы за счет специальных тростей. У него также открываются и закрываются глаза — этим умением обладает и другая модель, девочка из спектакля «Слон». А ресницы у нее такие обворожительные, что ими только хлопать да взлетать! Впрочем, за полеты отвечает Ворон, обладатель множества интересных рычажков, спрятанных в его туловище.
Посмотрев на удивительных кукол, оживленных при помощи специальных приспособлений, Митя очень захотел узнать, где изготавливаются все те прекрасные декорации, в которых герои постановок существуют на сцене. Об этом ему рассказал Василий Романьков, художник-конструктор, показав секреты столярного цеха. Среди разнообразных станков, стружек и опилок рождаются настоящие произведения искусства, тонко вырезанные, искусно обработанные. Но время спешить на репетицию, чтобы успеть застать творческий процесс подготовки главной премьеры октября.
А главный кто?
Большая сцена Московского театра кукол украшена ширмой, над которой возвышается декорация домика, тут и там мелькают маппеты, ловко управляемые артистами. Кукольную оперу «Волк и семеро козлят» задумывали специально к юбилею, а потому для режиссера Натальи Пахомовой, лауреата Российской национальной театральной премии «Золотая маска», задача поставить ее вдвойне почетная. Ненадолго прерывая внимательное наблюдение за ходом репетиции, она рассказывает о главном отличии театра кукол от любого другого: «Здесь куклы и актеры — равноправные партнеры на сцене. То, что не может сыграть кукла, играет актер. А то, что не может сыграть актер, доигрывает кукла. А иногда они играют вместе, в ансамбле».
Не желая мешать подготовке к премьере, гардеробмен Митя отправляется на поиски еще одного очень важного человека, без которого сложно представить успешный показ спектакля. Царство, где хранятся куклы, бутафория и костюмы, ожидающие выхода под свет софитов, — особенное пространство. Им заведует Светлана Сибирцева, начальник реквизиторского цеха. «Конечно, главный в театре — это актер. Наша задача — помочь ему сосредоточиться на роли. То есть подготовить к спектаклю реквизит, костюмы, обувь. Наша работа строится только на взаимопонимании и доверии. А теперь предлагаю спуститься в малый зал, там актеры заряжаются перед спектаклем», — говорит она.
Загадочное «актеры заряжаются» на самом деле обозначает процесс подготовки пространства к представлению: для «Сказки с закрытыми глазами “Ежик в тумане”» зал трансформируется, сливаясь со сценой и превращаясь в сумрачный лес, наполненный звуками ночных птиц, ароматом хвои и предчувствием волшебства. Актеры распеваются перед началом — благодаря Гильде Казарцевой, руководителю музыкальной части, вокала в театре и правда очень много. Спектакль иммерсивный, а потому зрителям здесь отводится место в самой гуще событий — на пуфах-валунах, между которыми разворачивается медитативное действо при участии Ежика, Медведя и чудесной белой Лошади.
Постскриптум
После таких глубоких философских постановок разговаривать не очень хочется, чтобы насладиться послевкусием, но остается финальный аккорд нашей прогулки по закулисью — разотождествление актера с ролью. Дмитрий Заставный, ожививший специально для «Культуры Москвы» гардеробмена Митю, наконец может выйти из образа: «Я сейчас немного расскажу, как работаем мы, артисты-кукловоды. Для начала художники придумывают маску, рисуют эскиз. После мы смотрим, какие возможности есть у кукол: рабочие руки, открывающийся рот, подвижное тело. А режиссер как главный человек собирает все воедино и уже выстраивает драматургию согласно тому спектаклю, который ставит». Искусство оживления предмета поистине завораживает: часто несколько актеров работают на один образ, и тогда им нужно быть слаженными в действиях, как хорошо настроенному механизму. И непременно с большим сердцем, душой и любовью к своему делу.
В интервью к Международному дню театра кукол Борис Голдовский подчеркнул, что Московский театр кукол стремится быть лучшим среди равных, современным и устремленным в будущее. Здесь в самом деле тесным образом переплетены уважение к традиции и инновационные подходы, но главное — это уникальные люди, бережно поддерживающие связь с прошлым и отважно готовые к новым этапам развития.
Такую гармоничную целостность отражает и желтое двухэтажное здание на Спартаковской улице, примечательное само по себе: в нем, построенном в 1868 году, в свое время располагались и Театр-студия имени М.Н. Ермоловой, и Московский драматический театр. Последние 60 лет это дом для Московского театра кукол, дивного места, ждущего в гости своего зрителя.